Европейский Союз, США, Великобритания и ряд других стран ввели санкции против России за признание "независимости" фейковых республик Донбасса. Часть этих санкций затронут частных лиц, в том числе, из окружения президента РФ Владимира Путина. Другие направлены против российских банков, в том числе, "Промсвязьбанка", через который финансируются российские оборонные контракты. Также есть санкции, касающиеся суверенного долга России. "Апостроф" разбирался, насколько нынешний санкционный пакет серьезен для экономики страны-агрессора, и что готовит Запад Путину, если он продолжит агрессию против Украины.
США ввели санкции против России за признание "независимости" оккупированных районов Донецкой и Луганской областей Украины – так называемых "ДНР" и "ЛНР". Об этом заявил президент Соединенных Штатов Джозеф Байден.
Позже Министерство финансов США раскрыло детали санкционного пакета. В частности, он затрагивает "Внешэкономбанк" (ВЭБ) и "Промсвязьбанк", а также их дочерние компании.
Выбор этих финучреждений неслучаен, так как ВЭБ задействуется в привлечении инвестиций в РФ, обеспечении российского экспорта и обслуживании российского суверенного долга, а через "Промсвязьбанк" осуществляется финансирование оборонной сферы страны-агрессора – примерно 70% всех военных контрактов.
Эти банки не смогут вести деятельность в США, при этом их активы на территории этой страны будут заморожены.
Кроме того, с 1 марта вводятся санкции в отношении сделок с суверенным долгом России.
Также санкции введены против представителей российской элиты, из числа приближенных к президенту Владимиру Путину. Среди них - заместитель главы правления "ВТБ Банка" Денис Бортников, который является сыном директора ФСБ Александра Бортникова, глава "Промсвязьбанка" Петр Фрадков - сын бывшего премьер-министра и главы Службы внешней разведки России Михаила Фрадкова, генеральный директор VKGroup ("ВКонтакте") Владимир Кириенко – сын первого замглавы администрации президента РФ Сергея Кириенко.
Великобритания также вводит санкции против России. Под них попали банк "Россия", "Промсвязьбанк", "Индустриальный сберегательный банк", "Черноморский банк развития и реконструкции" и "Генбанк".
Кроме того, санкции будут действовать в отношении бизнесменов Геннадия Тимченко, Бориса Ротенберга и его племянника Игоря Ротенберга, которые входят в "ближний круг" российского президента Владимира Путина. Активы, как банков, так и предпринимателей будут заморожены в Великобритании, при этом Тимченко и Ротенбергам запретят въезжать на территорию Соединенного Королевства.
Не остался в стороне и Европейский Союз. Прежде всего, ЕС вводит санкции против 351 депутата Госдумы России за обращение к президенту РФ с просьбой признать "ДНР" и "ЛНР". Кроме того, санкции коснутся еще 27 физических и юридических лиц, которые, по словам верховного представителя ЕС по внешней политике Жозепа Борреля, "играют роль в подрыве или создании угрозы территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины".
Также предусмотрены финансовые санкции, которые ограничат доступ правительства РФ к финансовым рынкам и услугам Евросоюза.
О своих санкциях заявили некоторые другие страны, в том числе, Канада и Япония.
В определенной степени можно считать санкциями приостановку сертификации газопровода "Северный поток-2" немецким регулятором, особенно в свете заявления Джо Байдена о том, что США будут работать с европейскими партнерами над тем, чтобы этот газопровод не был введен в эксплуатацию.
Санкции в режиме "лайт"
Но насколько все эти санкции ощутимы для России? Ведь главная цель любых санкций - нанести ущерб экономике страны, против которой они вводятся.
Эксперты, с которыми поговорил "Апостроф", убеждены, что в нынешнем виде санкции не представляют большой угрозы для российской экономики.
"Введенные санкции носят, скорее, символический характер, и глобально на финансовой системе РФ не скажутся", - сказал в комментарии изданию старший аналитик инвестиционной компании "Альпари" Вадим Иосуб.
По его словам, после первых санкций, которые страны Запада ввели против России за аннексию Крыма в 2014 году, в РФ существенно сократили внешние долги и корпоративные долги в валюте.
Что касается санкций против банков, в частности, ВЭБа и "Промсвязьбанка", то, по словам Иосуба, к концу марта их клиенты могут почувствовать проблемы с международными платежами и использованием платежных карт за рубежом. Однако эти банки смогут осуществлять платежи в рублях и обслуживать рублевые карты "Мир". "У клиентов этих банков есть месяц, чтобы сменить обслуживающий банк, если они нуждаются в валютных платежах", - отметил эксперт.
Не представляют особой угрозы и санкции в отношении суверенного долга. "Покупка российского внешнего долга на первичном рынке и раньше была под санкциями, - пояснил "Апострофу" исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский. - Сейчас добавляется вторичный рынок, но для России это не настолько критично, поскольку у них очень жесткая бюджетная политика".
С этим согласен инвестиционный банкир и финансовый аналитик Сергей Фурса. "Пока у России нет проблем с финансами, и они могут выдержать даже полностью закрытые внешние рынки", - написал он в Facebook, добавив, что при этом стоимость денег для российского корпоративного бизнеса вырастет.
Больше агрессии - больше санкций
Так в чем же тогда смысл санкций, если они нанесут минимальный ущерб экономике страны-агрессора?
"Я думаю, что это, в первую очередь, предупредительные санкции. Они пока совершенно не убийственные, их цель, скорее, - показать, что Соединенные Штаты и их европейские партнеры готовы вводить санкции по каскадному принципу – чем более агрессивные действия (со стороны России), тем больше санкции", - говорит Глеб Вышлинский.
Сергей Фурса считает, что пока речь идет о "символических санкциях за символический акт признания".
"Санкции позволяют Путину выбрать сценарий сохранения лица. Запад показывает ему, что он готов на такой размен, когда Путин просто признает "ЛНР" и "ДНР" и на этом объявляет себя победителем. Что в голове у Путина, мы не знаем. И, если он пойдет дальше, то у Байдена на столе лежат настоящие санкции, уже не "лайтовые". Это и санкции, которые бьют по финансам. И санкции, касательно технологий. И, наверняка, персональные санкции. Ключевое - финансы и технологии", - заявил Фурса.
Ранее сообщалось, что Запад, в случае эскалации, готовится ввести запрет на экспорт высокотехнологичной продукции в Россию, что может стать одной из наиболее болезненных мер, как для бизнеса, так и для граждан.
Также серьезную угрозу Кремлю могут представлять санкции в отношении "ВТБ Банка" и "Сбербанка". "Это банки, которые обслуживают бОльшую часть российской экономики. И это – четкое предупреждение, каким будет масштаб следующих санкций против финансовой системы России", - отметил Глеб Вышлинский.