Китай является крупнейшим в мире экспортером, обеспечивающим 13,7% от мирового экспорта в 2019 году. И удерживает второе место по импорту товаров - 11,2% от общей суммы импорта в 2019 году. После пандемии, экономика Китая быстро восстанавливается и растет, в отличие от экономик развитых стран. А до 2028 года, по оценкам аналитиков Центра экономических и деловых исследований из Британии, Китай станет ведущей экономикой мира. Как Украине нарастить экспорт с КНР, поясняет эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Юлия Проценко.
С 2019 года Китай является крупнейшим стратегическим партнером Украины. Доля внешнеторгового оборота с Китаем за первое полугодие 2020 года составляет 5,2%, по данным Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства в Украине.
Наибольшая доля экспорта в Китай принадлежит продуктам аграрного производства. В октябре 2020 года доля экспорта продукции растениеводства, животноводства и готовой пищевой продукции составила почти 45% от общей суммы экспорта в Китай. Недрагоценные металлы и изделия из них составляли 18,08%, а минеральные продукты - 31,36%.
В то же время, экспорт машин и электротехнического оборудования, самолетов, средств наземного транспорта и оптических приборов составляет лишь 3,3% от общего объема экспортируемых товаров. А эти товары являются достаточно востребованными в Китае и в мире в целом.
Однако, налаживание экспорта требует значительных усилий и финансовых ресурсов, особенно для малого и среднего бизнеса. Чтобы наладить экспорт в другую страну, нужно изучить потенциальный рынок и предпочтения потребителей. Состав или вкусовые качества продукции на иностранных рынках могут отличаться от вкусов и стандартов отечественных потребителей. Также не всегда качество отечественной продукции соответствует нормам и стандартам, установленным в других странах. Некоторые предприятия открывают дополнительные цеха для создания товара по требованиям иностранного потребителя. Поэтому, недостаточный уровень финансового обеспечения, технологий для производства и навыков персонала, а также отсутствие партнеров в стране-импортере является барьером для выхода на новые рынки.
Еще одним препятствием для экспорта является длительная подготовка компании и продукта до получения лицензий и сертификатов для экспорта продукции от страны-импортера, а также высокая стоимость процесса получения разрешений на экспорт продукции.
У экспортеров возникают трудности и с процессами внутри страны - неблагоприятная экономическая ситуация, обременительные внутренние экспортные процедуры, дорогие кредиты и высокие таможенные ставки. Наименее проблемными процедурами предприниматели называют прохождение экологического контроля и получение соответствующего сертификата, однако сложнее получить возмещение НДС.
Китайская экономика быстро интегрируется в мировую экономику, соответственно, запросы китайских потребителей похожи на запросы в европейских странах. Поэтому, кроме пищевой продукции, большим спросом пользуются традиционная и возобновляемая энергетика, производство оптических и электронных приборов, компьютерной техники и программного обеспечения, воздушного транспорта и его составляющих. Кроме этого, потенциальными областями для экспорта из Украины могут стать креативная экономика и туризм.