Бензин и другие виды автомобильного топлива в Украине резко подорожали в конце января, и эта тенденция продолжается в нынешнем месяце. "Апостроф" выяснял, с чем это связано, и что будет дальше с ценами на отечественном рынке нефтепродуктов.
Цены на нефтепродукты в Украине незначительно росли с конца прошлого года, при этом стоимость сжиженного автомобильного газа длительное время оставалась стабильной. Так, если средняя розничная цена бензина А-95 в ноябре была на уровне 24,2 гривны/литр, то в конце декабря она составила чуть более 25 гривен/литр. Соответственно, на дизельное топливо цена за этот период изменилась с 23,5 гривны/литр до 24,5 гривны/литр. Сжиженный газ продавался в среднем по 12,7 гривны/литр, а в январе нынешнего года его цена даже опускалась до 12,35 гривны/литр.
Нефтяной шок
Однако ситуация кардинально изменилась в конце января – цены резко пошли вверх и по состоянию на 11 февраля бензин А-95 продавался на АЗС в среднем за 26,77 гривны/литр, дизтопливо – 26,16 гривны/литр, автогаз – 14,68 гривны/литр.
С чем это связано?
"Мы видим сильно перегретый рынок нефти – с начала года котировки улетели вверх, которые, к сожалению, подтянули за собой цены на нефтепродукты, что нетипично для февраля, как месяца с самым низким уровнем потребления", - сказал в комментарии "Апострофу" аналитик нефтерынка Александр Сиренко.
При этом, по его словам, достаточно трудно понять, почему дорожает нефть, учитывая, что и США, и Европа, являющиеся крупнейшими потребителями энергоресурсов, остаются в карантине, а потому, скорее всего, имеет место спекуляция на рынке.
Руководитель специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев согласен, что на нефтяном рынке происходят спекуляции, отметив, что котировки нефти, на самом деле, это не стоимость реального топлива, а финансовые инструменты, деривативы.
"Продолжается массовая спекуляция, потому что экспортеры очень сильно потеряли из-за карантинов и локдаунов, и, естественно, они пытаются использовать все возможности, чтобы убедить всех в необходимости повышения цен именно на реальную нефть, что удается им с переменным успехом, потому что ситуация на рынке до сих пор складывается не в пользу производителей, - заявил эксперт в разговоре с изданием. - Однако не следует игнорировать тот факт, что сейчас происходит восстановление спроса".
От себя добавим, что нефтяные котировки начали расти в конце прошлого года на оптимистических ожиданиях, связанных с успешной вакцинацией от коронавируса.
По словам Рябцева, гораздо больше на цены нефтепродуктов в Украине влияет не котировки нефти, а курс гривны к евро, поскольку наша страна в значительной мере зависит от импорта горючего.
Напомним, евро дорожал по отношению к гривне в прошлом году, а в январе нынешнего года его курс вплотную приблизился к 35 гривнам. Однако в феврале за евро дают уже меньше 34 гривен, и далеко не факт, что в ближайшее время ситуация сильно изменится.
Эксперт также отметил, что основным ценовым ориентиром на розничном рынке Украины является сеть АЗС группы "Приват" (несколько брендов, формально не связанных между собой, но де-факто завязанных на олигарха Игоря Коломойского ). "То подорожание, которое было сейчас, было вызвано тем, что "Приват" поднял цены на 2 гривны (за 1 литр)", - отметил он.
Соответственно, другие сети также скорректировали свои цены вслед за "приватовским" бенчмарком.
С надеждой на стабильность
Но что будет с ценами на АЗС дальше?
"Мы вошли в этот месяц с ценой 55 долларов/баррель, а сейчас уже несколько дней имеем 60 долларов/баррель, а потому рост очевиден, - сказал в комментарии "Апострофу" директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. - Я не думаю, что это произойдет быстро, но к концу месяца вполне появляются предпосылки к тому, чтобы цена скорректировалась".
Вместе с тем, вполне возможно, что бензин и дизтопливо в ближайшее время не подорожают, несмотря на повышение нефтяных котировок: "Во-первых, укрепляется гривна, что является амортизатором роста цен на нефть. Второе – это то, что мы фиксируем большое количество "бодяги", теневых поставок, и сейчас просто настоящий их ренессанс, и, поскольку это топливо без налоговой нагрузки, это тоже станет амортизатором цен".
По словам Куюна, без нелегальных поставок цены на нефтепродукты даже сегодня должны были бы быть выше на 1-1,5 гривны/литр: "Такое большое количество "бодяги", по сути, выполняет социальную функцию".
Александр Сиренко, в свою очередь, не видит причин для увеличения цен на бензин и дизель, по крайней мере, до конца февраля. По его словам, дефицита нефтепродуктов, кроме морозостойких видов дизельного топлива, на сегодня в Украине нет, да и это - "точечный ажиотаж", связанный с текущей холодной погодой.
"Если не будет резких скачков по нефти, в ближайшие две недели поднимать цены будет нерезонно", - отметил специалист.
Геннадий Рябцев согласен: "Сейчас цены в рознице выросли намного больше, чем в опте. Поэтому в ближайшие недели экономических оснований для роста цен в рознице на бензин и дизельное топливо нет".
При этом, если подорожание все же произойдет, то, по словам Сергея Куюна, оно будет в пределах 50 копеек на литре.
То есть, если сегодня литр бензина А-95 стоит 26,77 гривны, то к началу весны он может подорожать до 27,27 гривны. Дизельное топливо, которое сейчас стоит 26,16 гривны/литр, может вырасти в цене до 26,66 гривны/литр.
Неавтомобильный газ
А вот автомобилистов, которые заправляются газом, ждут не самые приятные новости.
"Что касается сжиженного нефтяного газа, то рост (цен) продолжится, и темпы подорожания возрастут", - говорит Геннадий Рябцев.
Александр Сиренко также прогнозирует дальнейшее подорожание автогаза: "Как я это вижу, есть спекуляция со стороны поставщиков из России, также я вижу небольшие дефицитные явления на белорусско-польской границе".
По словам эксперта, в Польше уже достаточно давно сжиженный газ – пропан-бутан – используются для отопления вместо природного газа, и в связи с похолоданием спрос на этот газ сейчас у наших западных соседей увеличился.
"То есть, из-за отопления домохозяйств в Польше украинский автомобилист платит высокую цену", - пояснил он.
Как отметил Сиренко, если сейчас литр автогаза на АЗС в среднем стоит 14,5 гривны с тенденцией повышения до 15 гривен, то к концу февраля его цена будет около 16 гривен.
Но, на самом деле, не все так грустно: с приходом более теплой погоды спрос на сжиженный газ в Польше (и Турции, которая также его использует как энергоноситель для производства тепловой энергии), упадет, говорит Геннадий Рябцев. А, значит, замедлится, и, возможно, остановится рост цен на этот энергоресурс.
Теперь, главное, чтобы гривна не ослабла, и нефть не подорожала.