Украина прекратила прокачивать российский газ в направлении Европы по своей территории через точку приема в Луганской области, которая оказалась в зоне оккупации российских войск. В свою очередь, россия отказывается переносить выпадающий объем поставок на маршрут через газоизмерительную станцию, находящуюся под контролем Киева. Кроме того, "Газпром" был вынужден отказаться от транзита своего газа в Европу через Польшу. "Апостроф" разбирался, что задумали в кремле, и почему планам оккупантов не суждено осуществиться.
Украина 11 мая остановила прокачку российского газа в Европу через газоизмерительную станцию "Сохрановка" и компрессорную станцию "Новопсков" в Луганской области из-за того, что они оказались в зоне временной оккупации.
Оператор ГТС Украины (ОГТСУ) обосновал свои действия тем, что утратил контроль над объектами газотранспортной системы на временно оккупированной территории, что, в свою очередь, является обстоятельством непреодолимой силы - форс-мажором.
"В результате военной агрессии российской федерации против Украины ряд объектов ГТС находится на территории, контролируемой российскими войсками и оккупационной администрацией. В настоящее время ОГТСУ не может осуществлять оперативно-технологический контроль за КС "Новопсков" и другими активами, расположенными на этих территориях. Более того, вмешательство оккупационных сил в технологические процессы, изменения режимов работы объектов ГТС, включая несанкционированные отборы газа из транзитного потока, поставили под угрозу стабильность и безопасность работы всей украинской газотранспортной системы", - говорится в сообщении компании.
Следует заметить, что через "Новопсков" прокачивается до 32,6 миллиона кубометров газа в сутки, что составляет почти треть объема газового транзита из росии в Европу.
Оператор ГТС Украины предложил "Газпрому" временно перевести весь транзит на газоизмерительную станцию "Суджа", которая находится вне зоны оккупации, однако российский монополист отказался это сделать, заявив при этом, что не видит оснований для объявления форс-мажора.
В результате украинская сторона 11 мая приняла от "Газпрома" заявку на транспортировку газа только через ГИС "Суджа" – в объеме 72 миллионов кубометров. При этом на 10 мая заявка на "Суджу" и "Сохрановку" составляла совокупно 88,2 миллиона кубов, а максимальный объем прокачки в текущем месяце через обе станции был зафиксирован 2 мая - 98,9 миллиона кубов.
Россия ставит на поток
"Газпром" не только не видит форс-мажора в войне, но также заявляет, что перенос транзита на ГИС "Суджа" технически невозможен. Но это не более, чем манипуляция - возможности данного маршрута в несколько раз превышают объем, который по нему идет сейчас. Кроме того, раньше из-за ремонта транзит уже переводился с "Сохрановки" на "Суджу", и российская сторона тогда этому не препятствовала.
Поэтому очевидно, что причина совершенно в другом.
По сути, сейчас россия вернулась к своей любимой теме о якобы ненадежности украинского транзитного маршрута с целью перенаправить основные объемы поставок газа в Европу на "северные потоки".
"Они хотят нивелировать транзитную роль Украины, их задача - перенаправить транзитный поток. Вторая их задача – усилить давление на европейский рынок и, следовательно, манипулировать ценами. Также россияне хотели бы, чтобы мы покрывали их фактические недопоставки европейским потребителям через "Новопсковский" газовый узел из собственного ресурса, снижая при этом темп накопления топлива в собственных хранилищах", - сказал в комментарии "Апострофу" эксперт Центра Разумкова Максим Билявский.
Президент Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар также считает действия российской стороны сознательной манипуляцией.
"Снова будет скачок цен на европейском споте. Во-вторых, это - предупреждение европейцам, что "вы, мол, о каком-то газовом эмбарго думаете, ну так мы вам покажем газовое эмбарго и можем вообще прекратить поставки". Разумеется, обвинив во всем Украину", - сказал эксперт в разговоре с изданием.
Кстати, одной Украиной дело не обошлось. 12 мая стало известно, что "Газпром" остановил транзит через Польшу, в связи с запретом использования участка Ямал-Европа из-за санкций. Компания ссылается на указ президента рф владимира путина от 3 мая о введении ограничений против ряда иностранных компаний, среди которых есть и те, которые осуществляют транспортировку газа по польской территории.
Однако на самом деле россия блефует, так как она заинтересована в европейском газовом рынке, но, как было отмечено выше, хочет осуществлять на него поставки по действующему газопроводу "Северный поток-1" и построенному, но до сих пор не введенному в коммерческую эксплуатацию "Северному потоку-2".
"Ей некуда будет девать этот ресурс (если россия потеряет европейский рынок). В противном случае им придется цементировать скважины. И это будет непосредственным образом сказываться на валютной выручке и доходах российского бюджета", - поясняет Максим Билявский.
Российский газ идет вслед за кораблем
Однако ставка россии в газовом шантаже Европы не сыграет, убежден Михаил Гончар.
По его словам, в ЕС наверняка найдутся очередные "путинферштееры" (Putinversteher – от немецкого verstehen – "понимать". Главным "путинферштеером" ранее считался бывший канцлер Германии Герхард Шредер), которые будут говорить о необходимости реанимировать идею запуска "Северного потока-2", проект которого был заморожен из-за российской войны в Украине. Но времена сегодня не те, что были раньше.
"Такие подходы, конечно же, будут, но они политически непопулярны в Евросоюзе, - говорит Гончар. - Тем более, сейчас уже почти лето, поэтому "закручивание вентиля" не сработает".
Более того, Максим Билявский убежден, что в нынешней ситуации необходимо добиваться перенаправления хотя бы части объемов российского газа, который сегодня транспортируется по "Северному потоку", в украинский газотранспортный коридор, и в этом публичная и солидарная позиция Европы очень важна.
Довольно часто результаты действий россии полностью противоположны целям, которые должны быть достигнуты благодаря этим действиям (война против Украины – явное тому подтверждение). То же самое может произойти и с газовым шантажом. Если задача кремля – склонить Европу к отказу от украинского маршрута транзита газа и реанимировать "Северный поток-2", то нынешняя ситуация может вызвать обратную реакцию и подтолкнуть ЕС к более быстрому отказу от газовой зависимости от россии. Тем более, что Евросоюз уже принял прринципиальное решение об этом.
"Кого-то точно подтолкнет - Польшу, страны Балтии, Финляндию. Они скажут, что нужно все это ускорить. "Зеленые" в Германии тоже скажут, - рассказывает Михаил Гончар. - Но деятели типа Шольца (канцлер Германии Олаф Шольц) или Орбана (премьер-министр Венгрии Виктор Орбан) будут говорить противоположное – что нужно прагматично выходить из ситуации, избавляться от зависимости необходимо, но нельзя это делать слишком быстро".
Однако ясно одно - Европа не приползет к россии на коленях, как на это надеются в москве. "Этого не случилось зимой, а сейчас не будет и подавно", - резюмировал Гончар.