Российская атомная энергетика в лице корпорации "Росатом" до сих умудряется избегать западных санкций, несмотря на то, что ее сотрудники, совместно с военными оккупантами, осуществляют самый настоящий террор на Запорожской АЭС. При полном попустительстве "Росатома" на ЗАЭС также сохраняются высокие риски для ядерной безопасности. "Апостроф" разбирался, почему мировое сообщество во главе с МАГАТЭ не спешит с санкциями против российского атомного монополиста, и есть ли шансы на то, что они все же будут введены.
Читайте также: Волки в овечьей шкуре: что такое "Росатом" и какова его роль в захвате ЗАЭС
Будни ЗАЭС: запугивание, пытки, мародерство
Ситуация на Запорожской АЭС, которая уже на протяжении года находится под российской оккупацией, остается напряженной. Оккупанты по-прежнему размещают в производственных помещениях военную технику, а на остальной территории строят фортификационные сооружения и проводят минирование.
Недавно в результате очередного обстрела была снова оборвана единственная линия электропередачи, которая обеспечивает собственные потребности ЗАЭС. В результате питание оборудования в течение нескольких часов осуществлялось с помощью дизель-генераторов, пока не удалось восстановить электроснабжение станции.
Кроме этого, потенциальную опасность представляют манипуляции россиян с Каховской ГЭС, которая также находится под их контролем. Плотина этой электростанции регулирует уровень воды в Каховском водохранилище, которое обеспечивает водой потребности Запорожской атомной станции. И из-за действий оккупантов сейчас этот уровень ниже, чем нужно.
"Пруд-охладитель ЗАЭС отделен от водохранилища валами, - рассказала "Апострофу" эксперт по вопросам ядерной безопасности Ольга Кошарная. - И обычно вода туда поступает из водохранилища самотеком. Однако сейчас уровень воды на 2 метра ниже, чем в пруду. Тем временем, с наступлением лета вода из пруда будет интенсивно испаряться. И, если уровень воды в водохранилище будет сохраняться на нынешнем уровне, вода в пруд не сможет поступать самостоятельно".
По словам эксперта, для таких случаев на станции есть мобильные насосные станции, с помощью которых воду можно поднять в пруд. Однако из-за того, что россияне заминировали все берега водохранилища, пробраться туда и запустить насосы практически невозможно. Таким образом, если летом уровень воды в пруду значительно снизится, это может представлять значительную опасность для охлаждения оборудования станции.
За состоянием дел на станции наблюдает миссия МАГАТЭ, которая на сегодняшний день является практически единственным достоверным источником информации для мира о том, что происходит на крупнейшей АЭС в Европе. Однако и с работой этой миссии возникают проблемы. В начале февраля должна была состояться ее очередная ротация. Но из-за незаконных требований оккупантов провести ее в положенный срок не удалось.
"Россияне фактически держали экспертов в заложниках, выдвигая свои требования к МАГАТЭ, - говорит Ольга Кошарная. - Например, чтобы новая миссия заезжала на станцию только через оккупированные территории (что означало бы незаконное пересечение украинской границы - "Апостроф"). Также они пытались протащить в миссию своих специалистов. Украина на такие требования категорически не согласилась. И понадобилось более трех недель для того, чтобы все-таки добиться того, чтобы миссия МАГАТЭ смогла законным способом попасть на станцию".
Однако наибольшую угрозу безопасности станции представляют действия России по отношению к работникам станции.
"Персонал является ключевым фактором ядерной безопасности, - заявил в разговоре с изданием глава Общественного совета при Государственной инспекции ядерного регулирования Украины ("Госатомрегулирования") Сергей Денисенко. - И сейчас он находится в условиях, которые никак не помогают обеспечить качественную эксплуатацию станции. Запугивание, шантаж, аресты, пытки, происходящие в Энергодаре, - это показатель варварства России, которая использует любые методы для развала международной системы ядерной безопасности. Такое обращение с высококвалифицированным персоналом, выполняющим чрезвычайно сложную и ответственную работу, абсолютно недопустимо".
Путем шантажа и устрашения оккупанты "убеждают" украинских специалистов подписать контракты с российским "Росатомом". И значительная часть персонала такие контракты уже заключила.
Как результат, сейчас на станции работают по сути два коллектива - те, кто подписали контракты с "Росатомом", и те, кто по-прежнему имеет трудовые отношения с украинским "Энергоатомом". Этим вторым россияне не блокируют пропуска из-за того, что специалистов некем заменить.
Очевидно о такой замене россияне не слишком и заботятся, поскольку недавно появилась информация, что они разворовывают учебно-методический центр ЗАЭС и вывозят оборудование.
По мнению Ольги Кошарной, это свидетельствует о том, что оккупанты чувствуют, что они на станции ненадолго. И по своей привычке пытаются максимально разворовать имущество, которое попадается им под руку.
Запорожская АЭС
В связи с этим, безусловно, возникает вопрос, что еще может быть украдено с атомной станции. В частности, высказывались опасения, что россияне могут завладеть запасом ядерного топлива производства американской компании Westinghouse, чтобы получить технологию его производства. Впрочем, пока топливо остается на месте.
"Контроль за оборотом радиоактивных материалов является одной из основных функций МАГАТЭ, - напоминает Ольга Кошарная. - Поэтому, когда на ЗАЭС в октябре прошлого года прибыла первая миссия наблюдателей от организации, она первым делом убедилась в том, что весь запас находится на месте и должным образом опечатан. И с тех пор топливо со станции не выезжало. По крайней мере, эти требования международного сообщества Россия пока выполняет".
Однако, хотя россияне не решились воровать ядерное топливо, это вовсе не означает, что они полностью отказались от идеи мародерства.
"За 30 лет Украина осуществила большое продвижение в развитии своих атомных станций, в том числе, с помощью международных организаций и ведущих производителей, - говорит Сергей Денисенко. - И во многих аспектах наши АЭС находятся на ощутимо более высоком технологическом уровне, чем российские. Поэтому есть информация, что сегодня они активно изучают технологии, чтобы использовать их для усовершенствования своих станций".
Деятельность оккупантов приводит к тому, что сегодня практически невозможно оценить состояние оборудования на Запорожской АЭС.
"Говорить о безопасности на ЗАЭС невозможно в принципе, - рассказывает Денисенко. - Хотя на данный момент не зафиксированы значительные инциденты, никаких гарантий того, что они не случатся в будущем, не существует. Генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси уже не раз говорил, что нынешнее состояние - это рулетка. Нарушены все основные принципы безопасности. И теперь невозможно не только обеспечить безопасность, но даже предположить, что в дальнейшем может случиться".
Читайте также: Оккупанты готовятся бежать: что происходит на Запорожской АЭС
Управы нет
Безусловно, состояние атомной станции, которая попала в руки оккупантов, не может не беспокоить мировое сообщество. Все отлично понимают, какие последствия может иметь авария на таком объекте. Однако оказалось, что мир в данной ситуации практически беспомощен. Никаких рычагов, которые могли бы заставить оккупантов покинуть станцию, нет. Даже санкции против "Росатома" мировое сообщество до сих пор не смогло ввести.
"Все боятся делать слишком резкие шаги, поскольку очень высок риск выхода ситуации из-под контроля вообще, - объясняет Сергей Денисенко. - Если полностью заблокировать "Росатом", который владеет всеми ядерными технологиями, то может возникнуть ситуация, когда мир утратит возможность влиять на то, что там происходит. Поэтому движение к санкциям будет очень медленным и долгим. Никто не хочет получить второй Иран, но гораздо более насыщенный ядерными технологиями и материалами".
Однако в последнее время дело начало двигаться с места. В марте в МАГАТЭ были поданы два официальных обращения. Первое подписали 50 стран с разных континентов. В нем они призвали мировое сообщество обдумать вопрос о введении определенных ограничений к России. В частности, отменить проведение мероприятий МАГАТЭ на территории РФ, ограничить участие россиян в мероприятиях, проводимых на территории других стран, а также не использовать средства из членских взносов стран-участниц на финансирование деятельности, которая непосредственно приносит пользу России.
Большинство подписантов этого обращения – государства Европы и Северной Америки. Однако, как рассказала "Апострофу" Ольга Кошарная, важной задачей для украинской дипломатии было привлечение к этому обращению стран с разных континентов, чтобы оно не выглядело как инициатива исключительно "коллективного Запада". Частично эту задачу удалось выполнить: под документом есть подписи Уругвая, Гватемалы, Новой Зеландии, Японии, Южной Кореи. Однако ни одна африканская страна к подписантам не присоединилась.
Следом за этим еще одно обращение опубликовали государства-члены ЕС и кандидаты на вступление в Евросоюз.
"Каждый из "семи незаменимых столпов обеспечения ядерной безопасности и защищенности в условиях вооруженного конфликта", выдвинутых генеральным директором (МАГАТЭ) в прошлом году, был скомпрометирован в результате агрессии Российской Федерации против Украины, - говорится в обращении. - Произошло много инцидентов, которые едва не привели к катастрофе. Ядерной аварии со всеми ее радиологическими последствиями пока удалось избежать, в значительной степени благодаря устойчивости и преданности украинского оперативного персонала. Российская Федерация должна прекратить давление на украинский персонал. Они работают в меньшем количестве и в условиях высокого стресса, чтобы поддерживать безопасность и защищенность ЗАЭС. ЕС и его государства-члены никогда не признают попытку России незаконно захватить ЗАЭС. Мы решительно призываем Россию вывести свою военную технику и весь персонал, включая персонал "Росатома", с ЗАЭС и вернуть полный контроль над ней законному владельцу - Украине."
Российская дипломатия отреагировала на эти заявления в привычном для нее тоне уличной шпаны.
Так, постоянный представитель РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов привел привычные для российской пропаганды аргументы типа "вы все врете" и "их там нет".
"Как мы уже неоднократно поясняли, боевых армейских подразделений на станции нет. Есть лишь небольшое подразделение радиологической защиты", - сказал он.
По словам Ольги Кошарной, представители многих стран в прошлом году по собственной инициативе уже игнорировали мероприятия под эгидой МАГАТЭ, которые проходили в России. Однако теперь поднят вопрос о том, чтобы такое решение было официально принято на уровне организации.
Читайте также: МАГАТЭ бессильна: какая сейчас ситуация на оккупированной Запорожской АЭС
США за санкции
Конечно же, по мнению многих экспертов, мировому сообществу следовало бы решительнее реагировать на ядерный терроризм России. Однако пока договориться о действенных санкциях против "Росатома" не удается даже внутри ЕС.
"Решение традиционно блокирует Венгрия, – говорит Ольга Кошарная. – Вместе с ней Болгария и, как это ни странно, Франция".
К тому же, в странах Евросоюза действуют несколько электростанций, построенных по российскому проекту. И они зависят от поставок российского ядерного топлива. Согласно решению Еврокомиссии, переход на другие виды топлива должен был начаться еще в 2014 году после осуществления российской агрессии в Украине. Однако до настоящего времени европейцы мало что сделали в этом направлении. И только в 2022 году начали действовать более активно.
"Известно, что европейские владельцы АЭС, построенных по российским проектам, в прошлом году увеличили закупку топлива на 20%, - говорит Кошарная. - Это может свидетельствовать о том, что они собираются через какое-то время взять паузу в закупках для того, чтобы осуществить переоборудование реакторов на другие виды топлива".
Однако, возможно, в ближайшее время вопрос о наложении действенных санкций на деятельность "Росатома" сдвинется с мертвой точки. Определенным подтверждением этому может быть статья министра энергетики США Дженнифер Грэнхолм в издании The Hill под названием "Продолжающееся наступление России на ядерную безопасность ставит под угрозу весь мир". В ней представительница американского правительства высказывает мнение, что мир должен отказаться от использования российских ядерных технологий и лишить "Росатом" экспортных доходов.
"Глобальные последствия пренебрежения Россией ядерной безопасностью требуют ответа, который носит международный характер, - пишет Грэнхолм. - Мы можем начать с подрыва источника финансирования, который помогает России управлять своей военной машиной: экспорт ядерных реакторов по всему миру. Страны должны искать более надежные, ответственные альтернативы российской коммерческой ядерной промышленности. Уменьшение доходности сектора заставит Россию заплатить цену за свои действия. Это также стало бы безошибочным сигналом, что ядерный рынок не будет вознаграждать поставщиков, которые систематически пренебрегают ядерной безопасностью".
Когда с предложением о введении санкций выступает такой мощный игрок как правительство Соединенных Штатов, вероятность положительного решения значительно повышается. Тем более, что США имеют в этом деле и собственный экономический интерес. Ведь наиболее реальной альтернативой российскому ядерному топливу выступает продукция фирмы Westinghouse, которую уже используют украинские АЭС. Так что, возможно, уже скоро путь в Европу будет перекрыт не только российским углеводородным энергоносителям, но и атомным.