Нефтепродуктопровод "Самара-Западное направление", получивший в Украине звучное название "труба Медведчука", так как именно кум Путина, пользуясь законодательным бардаком, годами извлекал из нее сверхприбыли, окончательно перешел в собственность государства. "Апостроф" выяснял, насколько ценным является этот актив, и есть ли возможности для его эффективного использования.
Труба зовет
В деле об украинской части нефтепродуктопровода "Самара-Западное направление", больше известного в Украине как "труба Медведчука", поставлена жирная точка. Об этом недавно сообщил глава Фонда государственного имущества Виталий Коваль. Финальным аккордом стало решение Верховного суда о том, что этот инфраструктурный объект должен остаться в государственной собственности.
"Трубопровод "Самара-Западное направление" был построен еще в советское время, - рассказывает "Апострофу" эксперт "Нафторинка" Александр Сиренко. - Он был предназначен для транспортировки дизельного топлива в Венгрию. Поскольку это было топливо низкого качества с повышенным содержанием серы, то его доочищали на одном из венгерских нефтеперерабатывающих предприятий, после чего оно поставлялось в страны социалистического лагеря".
Читайте: Пушки вместо холодильника: к чему мчится путинская Россия
После обретения Украиной независимости та часть трубопровода, которая находилась на нашей территории (труба идет в Украину из России через Беларусь), должна была перейти в собственность государства.
"В Украине находилась значительная часть трубопроводной системы Советского Союза, - сказал в комментарии изданию директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. - По нашей территории проходили трубы, по которым в страны соцлагеря транспортировались газ, нефть, дизельное топливо, аммиак. И, согласно закону "О трубопроводном транспорте", они все должны были перейти в собственность Украины. И большинство из них действительно были национализированы. Однако из-за каких-то непрозрачных схем нефтепродуктопровод попал в частную собственность и фактически управлялся российским предприятием "Транснефтепродукт".
Основным бенефициаром данного объекта в Украине в последние годы был кум Путина Виктор Медведчук.
"Формально владельцами числились разного рода подставные фирмы и лица, в том числе граждане Израиля, – говорит Владимир Омельченко. – Однако реально трубой управляли россияне. А значительная часть доходов поступала Виктору Медведчуку, так же, как и доходы от сети АЗС Glusco, которая сейчас тоже передана в управление государству".
Медведчук имел значительные активы в нефтяном секторе на территории России, в частности, ему было передано одно из месторождений нефти. Поэтому вероятно, что именно сырье с этого месторождения использовалось для производства продукта, который транспортировался по "трубе Медведчука" и реализовался через сеть АЗС Медведчука, обеспечивая сверхприбыль олигарху.
"Эти деньги россияне давали Медведчуку для финансирования пророссийских партий, подкупа депутатов и чиновников, подготовки почвы для российской оккупации, – говорит Владимир Омельченко. – Однако значительное количество этих денег он украл, что способствовало провалу российских планов в Украине".
Украинское правительство в течение длительного времени предпринимало попытки вернуть трубопровод в государственную собственность, но этот процесс оказался непростым и долгим. Первые попытки в этом направлении были сделаны Фондом госимущества (ФГИ) еще 13 лет назад – в 2011 году. Тогда они оказались неудачными.
В 2017 году Национальное антикоррупционное бюро Украины и Специализированная антикоррупционная прокуратура начали расследование обстоятельств передачи права собственности на трубопровод и в 2021 году добились его ареста. Одновременно ФГИ подал иск в Хозяйственный суд Житомирской области, где просил признать за государством право собственности на трубопровод. Позитивное решение по этому делу было принято в июне 2023 года. И, наконец, в январе 2024 года Верховный суд отклонил кассационную жалобу бывших собственников, что означает окончательный переход объекта в государственную собственность.
Куда качать
Теперь вопрос, каким образом можно использовать этот ресурс. Ведь трубопровод был в свое время создан для транспортировки нефтепродуктов со стороны России до западной границы Советского Союза. При этом после распада "социалистического лагеря" и обретения Украиой независимости он использовался довольно нерегулярно.
"За последние десятилетия объемы транспортировки по трубопроводу сильно колебались, - говорит в разговоре с "Апострофом" директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. - В некоторые периоды по нему достаточно активно осуществлялся транзит нефтепродуктов в Венгрию. Однако были и периоды, когда он практически не использовался. Наиболее активно труба работала в 2016-2019 годах. В этот период она использовалась почти на грани своих возможностей. Причем преимущественно топливо, которое поступало по трубе, предназначалось не для транзита в Венгрию, а для поставок на украинский рынок".
По оценке Александра Сиренко, в наиболее продуктивные годы через разливочную станцию в Звягеле (в Житомирской области) в Украину попадало до 1 миллиона тонн дизеля в год (при общем потреблении 5-6 миллионов тонн в год).
Но с началом полномасштабного российского вторжения импорт дизеля из России и Беларуси в Украину стал невозможен. И можно предположить, что даже после окончания боевых действий такие поставки вряд ли возобновятся. Поэтому трубопровод фактически потерял свое первоначальное назначение, а государство получило в собственность своеобразный "чемодан без ручки".
Однако, по мнению экспертов, ситуация не безнадежная. И в перспективе "труба Медведчука" еще может сыграть значительную роль в обеспечении Украины необходимым горючим.
"Труба очевидно уже не заработает в своем основном направлении, – объясняет Александр Сиренко. – Однако после войны ее вполне возможно использовать в реверсном режиме. По ней можно будет наладить поставки нефтепродуктов из европейских стран. Она способна обеспечить до 10% от потребностей государства в дизельном топливе. Это делает ее ценным активом и перспективным инфраструктурным объектом для послевоенного восстановления экономики".
Читайте: Украина продаст пятипалубную яхту Медведчука, которую он прятал в Хорватии: куда пойдут деньги