RU  UA

вторник, 30 апреля
  • НБУ:USD 39.30
  • НБУ:EUR 41.95
НБУ:USD  39.30
Промышленность

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Переход на ручной режим: чем закончится реформа "Укроборон­прома"

Реформа ОПК актуализировалась из-за российской агрессии, но не закончилась до сих пор

Реформа ОПК актуализировалась из-за российской агрессии, но не закончилась до сих пор Фото: УНИАН

В Украине стартовала масштабная реформа оборонно-промышленного комплекса страны, которая, в первую очередь, коснется госконцерна "Укроборонпром". Реорганизация отрасли давно назрела, особенно в условиях непрекращающейся российской агрессии. Однако ряд процедур, которые прописаны в соответствующем законе, содержат в себе потенциальные риски для отечественного ОПК и, в целом, обороноспособности нашего государства. "Апостроф" разбирался в плюсах и минусах затеянной реформы.

Акционируют всех

Кабинет министров 9 декабря дал старт реформированию оборонно-промышленного комплекса Украины, приняв постановление о реорганизации государственного концерна "Укроборонпром" в акционерное общество. Реформа предусмотрена законом "Об особенностях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса государственной формы собственности".

Реорганизация концерна проводится для усовершенствования деятельности оборонной отрасли, улучшения ее финансовых результатов и ускорения разработки и производства современных видов вооружения для нужд украинской армии. Важность этой задачи в сложившейся ситуации сложно переоценить.

"Трансформация "Укроборонпрома" назрела давно, - говорит директор аналитической организации "Центр исследования армии, конверсии и разоружения" Валентин Бадрак. - Вскоре после начала российской агрессии стало ясно, что украинская оборонная промышленность не отвечает современным требованиям и нуждается в коренном реформировании".

По словам эксперта, нынешняя структура государственного концерна не приспособлена к эффективному реагированию на нужды собственной армии и мирового рынка вооружений. Поэтому страдает экспортный потенциал отечественной "оборонки", и тормозятся проекты международного сотрудничества, которые позволили бы значительно усилить обороноспособность страны.

"Например, Украина еще в 2018 году заключила соглашение с турецкой компанией Baykar Makina о создании в нашей стране совместного производства беспилотников Bayraktar, – говорит Валентин Бадрак. – Однако реализация этого проекта до сих пор не началась из-за неприспособленной для такого сотрудничества бизнес-модели государственного концерна".

Согласно закону, "Укроборонпром" будет превращен из государственного концерна в акционерное общество, 100% акций которого будут принадлежать государству в лице Кабинета министров. Определять главные направления деятельности общества будет наблюдательный совет из семи членов. Двух из них будет назначать президент, еще двоих – Кабинет министров (при нынешнем властном раскладе это означает, что всех четверых назначит Владимир Зеленский). Остальные трое будут независимыми членами совета, которых отберут на конкурсе.

Реформированием предприятия займется специальная ликвидационная комиссия, получающая огромные полномочия и практически полную свободу действий. По закону возглавляет эту комиссию лицо, которое на момент начала реформирования занимало должность генерального директора "Укроборонпрома" (действующим руководителем концерна является Юрий Гусев).

Под руководством комиссии все предприятия, входящие в состав концерна, должны быть преобразованы в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. При этом комиссия получает право передачи собственности от одних предприятий другим. А также, если это будет признано нужным, - присоединения одних предприятий к другим.

Отдельные положения закона предусматривают также освобождение собственности всех предприятий "Укроборонпрома" от каких-либо обременений (арестов), которые могли быть наложены на них в процессе их предшествующей хозяйственной деятельности.

После того, как на базе предприятий завершится создание акционерных обществ, ликвидационная комиссия объединит их в отраслевые холдинги, специализирующиеся на выпуске определенных групп вооружений: боеприпасов, радарных систем, высокоточных вооружений, морских систем, бронетехники, авиации и т.д. И возглавит все эти холдинги акционерное общество, созданное на основе сегодняшнего центрального аппарата "Укроборонпрома".

Бронетранспортер БРЕМ-4РМФото: Апостроф / Роман Петушков

Согласно закону, все акции, как акционерного общества, так и отраслевых холдингов будут принадлежать государству. В то же время закон оставляет новосозданной структуре определенные возможности для операций с акциями отдельных предприятий. Так, по решению правительства, с целью усовершенствования управления возможна передача пакетов акций одних предприятий оборонно-промышленного комплекса другим.

Кроме того, по решению наблюдательного совета у общества будет право реализовать (продать) доли отдельных предприятий, не превышающих 25%+1 акция, сторонним предприятиям.

"Возможность обмена акциями с иностранными предприятиями позволит реализовать целый ряд совместных проектов с иностранными компаниями по совместному производству современных образцов вооружений, - считает Валентин Бадрак. - В то время как на сегодняшний день международное военное сотрудничество Украины преимущественно сводится к закупке готовой иностранной продукции или продаже за рубеж отечественной".

Экспорт под угрозой

Большинство экспертов, следящих за ситуацией в оборонно-промышленном комплексе, отмечают, что закон позволяет значительно повысить эффективность и улучшить финансовое состояние отрасли.

Однако с такой же вероятностью процесс может пойти и в обратную сторону.

Причина этого в том, что закон с момента начала реформирования передает все рычаги управления государственной собственностью и очень широкие полномочия в руки ликвидационной комиссии. При этом возможности государства по контролю и управлению процессами очень ограничены. Поэтому успех или неудача реформирования в значительной степени будут зависеть от добросовестности и намерений тех людей, которые это реформирование проводят. Это порождает значительное количество рисков, которые могут привести к негативным последствиям.

"Имея все рычаги прямого управления отраслью, лица, которые будут ими пользоваться, могут либо быстро возродить потенциал национального ОПК, либо поставить его на грань уничтожения как действенного высокотехнологичного комплекса", - заявил источник в "Укроборонпроме".

Одним из рисков, по мнению источника, является то, что закон не определяет четкие сроки проведения преобразований. Поэтому концерн будет находиться в процедуре ликвидации столько, сколько пожелает лично его руководитель.

При этом с начала преобразований все предприятия "Укроборонпрома" входят в процедуру прекращения, о чем делается соответствующая запись в Едином государственном реестре. Полномочия по управлению предприятием переходят в ликвидационную комиссию до момента завершения процедуры преобразования, тогда как полномочия директоров предприятий прекращаются. И, хотя процедура предполагает, что комиссия может передать своим решением определенные полномочия по оперативному управлению предприятиями их нынешним руководителям, официально предприятия остаются без руководства. Это может привести к проблемам, в частности, в международном сотрудничестве.

"Целый ряд предприятий концерна имеет разрешение на экспорт товаров военного назначения, двойного использования и товаров, содержащих государственную тайну, – отмечает источник. – Эти предприятия самостоятельно продвигают собственную продукцию на мировом рынке вооружения, тогда как спецэкспортеры продвигают оборонно-промышленный комплекс в целом. Первичная проверка любого участника конкурса на поставку вооружений и военной техники в любом государстве мира начинается с проверки данных открытых реестров".

Фото: Getty images

Таким образом, статус "находится в стадии прекращения" украинского предприятия, которое намерено экспортировать свой товар или услуги, точно заблокирует возможность экспорта в третьи страны. Отсутствие же на переговорах официального руководителя предприятия не позволит поддерживать международные контакты и имидж надежного партнера.

Возможные диверсии

Также, по мнению специалиста оборонной отрасли, пожелавшего остаться неназванным, недостаточно проработанные законодательные процедуры создают возможности для юридических диверсий против украинского оборонного комплекса, в том числе и со стороны России. Так, закон предусматривает преобразование предприятий без согласования с кредиторами. Между тем, вследствие своей деятельности эти предприятия имеют достаточно большое количество разного рода долгов. Это создает довольно широкие возможности для злоупотреблений с целью блокирования их работы.

Например, предприятие закупило партию деталей по условию наложенного платежа в следующем бюджетном периоде. Между тем за ним числится задолженность, и тогда диверсант обращается к кредитору предприятия с предложением выкупа этого долга. А, выкупив его, теперь уже в качестве кредитора обжалует процедуру превращения государственного предприятия в общество с ограниченной ответственностью, поскольку он не давал на это своего разрешения.

Если "кредитор" дойдет до Конституционного суда Украины или даже до международного арбитража, это может привести к тому, что находящиеся в режиме преобразования оборонные предприятия окажутся в неопределенном юридическом статусе. А это, в свою очередь, парализует работу всей отрасли и создаст благоприятные условия для нападения на Украину.

Также есть вопросы относительно целесообразности продолжения пребывания некоторых предприятий, в том числе авиастроительных, в структуре "Укроборонпрома".

"Когда ГП "Антонов" в 2015 году было включено в состав "Укроборонпрома", это было вполне успешное предприятие, которое имело на счетах 54 миллиона долларов, - говорит Валентин Бадрак. - Но уже через год эта сумма сократилась до 14 миллионов. В результате некомпетентности менеджмента был потерян ряд контрактов, приостановлено сотрудничество с Саудовской Аравией, Азербайджаном, Германией, Великобританией, Индией, Турцией и т. п. Поэтому, по моему мнению, целесообразно поскорее вывести авиационную отрасль из состава "Укроборонпрома".

В целом, по мнению эксперта, закон прописан таким образом, что реформирование отрасли сильно зависит от человеческого фактора. И поэтому для того, чтобы преобразования прошли успешно, власти страны, в частности, президент, СНБО, Минстратегпром, Минобороны, должны будут действенно контролировать процесс.

"Свою роль в контроле за процессом должна сыграть и общественность, – считает Валентин Бадрак. – Тогда есть шансы создать на базе "Укроборонпрома" гибкую современную компанию, которая обеспечит развитие отрасли и укрепление обороноспособности Украины".

Новини партнерів

Читайте также

Новая война между США и Китаем: кто завладеет нефтью XXI века

Между США и Китаем обостряется борьба за лидерство в сфере производства микрочипов, что чревато потрясениями для всего мира

На США надежд мало: чем украинское оружие может быть полезно Европе

Украина и ЕС будут сотрудничать в сфере ОПК из-за военной угрозы со стороны России

Новая "Лелека" в небе: как работает сверх­современный БПЛА

Новый украинско-чешский разведывательный комплекс Leleka LR скоро поступит на вооружение ВСУ