RU  UA

понедельник, 4 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 44.30
НБУ:USD  41.00
Регуляторная политика

Правительство удивило иностранный бизнес

Кабмин предлагает ввести дополнительный налог на импорт

Кабмин предлагает ввести дополнительный налог на импорт Импортеров могут обязать платить дополнительные налоги при ввозе товаров в Украину Фото: PHL

Представители иностранного бизнеса, работающего в Украине, удивлены инициативой правительства касательно введения дополнительной пошлины на импорт. В частности, с 1 января ставка этого налога на ввоз продуктов питания, алкогольной и табачной продукции из стран, в том числе и в отношении которых действуют условия свободной торговли, составит 10%, а на остальные товары ‒ 5%. Введение пошлин может привести к удорожанию импорта на 6-12%. Впрочем, парламентарии сомневаются, что успеют принять этот законопроект, а представители бизнеса предупреждают, что государство может не получить ожидаемых поступлений в бюджет.

Платежный баланс выровняют налогами

Вчера правительство предложило Верховной раде с 1 января ввести дополнительный сбор при ввозе импортных товаров в Украину сроком на год, зарегистрировав в парламенте проект закона № 1562 «О мерах по стабилизации платежного баланса Украины в соответствии со статьей ХII Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года». В случае принятия законопроекта, пошлиной в размере 10% от таможенной стоимости будут облагаться продукты питания, алкогольная и табачная продукция, пошлиной в размере 5% ‒ другие товары. Под действие дополнительных пошлин попадают и товары, которые облагаются налогом при ввозе гражданами, в соответствии со ст. 374 Таможенного кодекса. Кроме того, новый сбор будет распространяться в том числе и на импорт товаров из стран, в отношении с которыми действуют условия свободной торговли.

Документом предусмотрено, что норма об увеличение сбора не будет распространяться на категорию жизненно-необходимых импортных товаров. В частности, не нужно будет уплачивать пошлину при импорте природного газа, энергетического угля, топлива для АЭС, нефти, нефтепродуктов, банкнот и банковских металлов, гуманитарной помощи. Также дополнительный налог не будет взиматься с товаров, которые освобождаются от уплаты ввозной пошлины в соответствии с конкретными межгосударственными договоренностями,‒ к примеру, с технической помощи для обеспечения деятельности Чернобыльского фонда «Укрытие», ввозимой в рамках сотрудничества с НАТО.

Необходимость введения дополнительного налога на импорт возникла из-за ухудшения платежного баланса и сокращения золотовалютных резервов. «Цель принятия закона заключается в необходимости оперативного реагирования на текущее отрицательное сальдо платежного баланса Украины, на значительное сокращение золотовалютных резервов Национального банка, на необходимость увеличения поступлений в Государственный бюджет Украины»,‒ говорится в пояснительной записке к законопроекту, подписанной министром финансов Натальей Яресько. Действие дополнительной пошлины, согласно документу, позволит «выровнять негативное сальдо платежного баланса, прежде всего ‒ за счет определенного сокращения объема импорта».

По данным Нацбанка, в третьем квартале рост дефицита сводного платежного баланса по сравнению с нулевым показателем второго квартала составил $0,7 млрд. Это произошло из-за обострения ситуации на востоке страны и увеличения девальвационных ожиданий. Дефицит текущего счета почти не изменился и остался на уровне $1,1 млрд, однако темпы падения экспорта и импорта ускорились из-за снижения производства основных экспортоориентированных отраслей, особенно в восточных регионах, и в связи с прекращением импорта газа из России.

ВТО не против

Законопроект о введении доппошлин на импорт разработан с учетом требований Всемирной торговой организации, говорится в пояснительной записке к документу, и не нарушает правил ВТО. Статья XII Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года позволяет членам ВТО в случае проблем с платежным балансом вводить торговые ограничения.

По мнению экономиста Международного центра перспективных исследований Ангелы Бочи, применение дополнительного импортного сбора членами ВТО действительно допустимо в случае ухудшения состояния платежного баланса. При этом, о его введении необходимо в течение 30 дней уведомить органы ВТО и обосновать, действительно ли состояние платежного баланса настолько критично, что требует вводить ограничительные меры. «Если правительство не сможет это доказать, то следует быть готовым к тому, что возможен вариант применения контрмер в отношении нашего экспорта. Однако, учитывая проблемы с наполняемостью государственного бюджета, я думаю, что введение дополнительного импортного сбора носит сугубо фискальный характер и основной причиной применения может быть не столько ухудшение платежного баланса, сколько поиск дополнительных источников доходов бюджета»,‒ отметила госпожа Бочи.

Вместе с тем, согласно нормам ВТО, уровень платежного баланса можно считать критичным лишь в том случае, если размер резервов равен или ниже суммарного объема трехмесячного импорта. Детальных комментариев от Министерства финансов о причинах необходимости введения доппошлин и об ожидаемом эффекте от их действия получить не удалось.

Официальных данных об объемах импорта товаров и услуг за октябрь-декабрь пока нет. По данным Госстата, за третий квартал он составил $14,56 млрд, в то время как резервы НБУ на 1 октября ‒ 16,38 млрд. Учитывая, что на 1 декабря резервы сократились до $9,96 млрд, даже с учетом сокращения импорта можно предположить, что на 1 января 2015 года их объем будет ниже суммы импорта за октябрь-декабрь.

Бизнес удивлен

Введение дополнительного налога на импорт с 1 января 2015 года в комитете Рады по вопросам экономической политики называют маловероятным. По словам заместителя главы комитета по вопросам экономической политики Юрия Соловья, документ еще не изучен профильными комитетами. «Мы еще не изучали этот законопроект»,‒ заявил А' господин Соловей. Впрочем, член комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан не поддерживает идею правительства. «Пошлина на продукты питания увеличивается на 10%, плюс еще и НДС. Мы все должны согласиться в этом случае, что у нас цены вырастут не только из-за девальвации, но еще и из-за пошлины. А кто будет защищать потребителей?» ‒ заявила А' госпожа Продан. Введение дополнительной пошлины может привести к подорожанию импорта минимум на 6-12%

Исполняющий обязанности президента Американской торговой палаты Тарас Качка отмечает, что правительство пока не аргументировало цифрами необходимость введения ограничений импорта. «Следует детально изучить, насколько велика проблема с балансом, и если ‒ да, то как она может быть решена за счет введения пошлин. Если же эта мера будет применена для того, чтобы уменьшить импорт, то необходимо тоже смотреть, как она решит вопрос, особенно если мы говорим о товарах, которые априори не могут быть заменены отечественным производством, к примеру, о подгузниках, кофе, шоколаде. За это все заплатит потребитель»,‒ отметил он в комментарии А'. Кроме того, господин Качка считает, что введение доппошлин приведет к росту контрабанды.

Для представителей европейского бизнеса, работающего в Украине, инициатива правительства оказалась неожиданной. «Мягко говоря, бизнес удивлен»,‒ заявила в комментарии А' исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко. Введение доппошлин, по ее мнению, вряд ли приведет к ожидаемому наполнению бюджета. Наиболее вероятный результат ‒ повышение цен на импорт и сокращение его количества. «Объем импорта может уменьшится, и в результате государство не получит ожидаемого эффекта от действия дополнительных импортных пошлин. Но при этом никто не учитывает, что вся нагрузка ляжет на граждан, и именно они будут платить по повышенным ценам, при том, что зарплаты не особенно растут»,‒ отметила госпожа Деревянко.