RU  UA

понедельник, 6 января
  • НБУ:USD 42.05
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  42.05
Регуляторная политика

"Лоббисты отмены минимальных розничных цен на водку – или финансовые гении, или просто не платят налоги"

Британский инвестор Нил Смит комментирует ситуацию вокруг минимальных розничных цен на водку

Британский инвестор Нил Смит комментирует ситуацию вокруг минимальных розничных цен на водку Британский финансист Нил Смит

30 июня 2016 года два небольших водочных завода "Александрия – БЛИГ" и Люботинский завод "Продтовары" выиграли в Высшем Арбитражном Суде тяжбу против Кабинета Министров Украины относительно повышения минимальных розничных цен на водку. Теперь минимальная розничная цена снова составляет 39,90 грн за одну бутылку 0,5 л. До отмены судом постановления №426 от 30 июня МРЦ на 0,5-литровую бутылку водки составляла 54,9 грн. Как говорит известный британский финансист Нил Смит, если верить этим двум малоизвестным фабрикам, они добились чего-то весьма удивительного: они придумали, как производить самую дешевую водку в мире стоимостью 9,90 грн за бутылку, поскольку на сегодняшний день стоимость налогов в бутылке 0,5 л составляет 30 грн!

На первый взгляд, можно было бы подумать, что это добрые лоббисты, которые отстаивают интересы "простого человека" и будут удерживать приемлемую цену на любимый всеми напиток. Но если приглядеться лучше, то можно увидеть совершенно другую историю. Минимальная розничная цена на бутылку спиртного рассчитывается с учетом всех затрат на производство, сбыт и уплату налогов в полном объеме с произведенной продукции и создает барьер для входа в розницу нелегального продукта. По моим расчетам, после подорожания спирта и увеличения стоимости акцизных сборов минимальные розничные цены не могут быть ниже 70 грн за 1 бутылку водки 0,5 л. Но, если верить этим двум малоизвестным фабрикам, они добились чего-то весьма удивительного: они придумали, как производить самую дешевую водку в мире стоимостью 9,90 грн за бутылку, поскольку на сегодняшний день стоимость налогов в бутылке 0,5 л составляет 30 грн!

За оставшиеся 9,90 грн чудо-специалисты Александрийского и Люботинского водочных заводов покупают бутылку, этикетку, колпачок, 200 мл спирта, платят зарплату своим рабочим, оплачивают воду и электричество, покрывают затраты на системы фильтрации, отвозят бутылку в торговую точку (которая, кстати, заработает из этой суммы около 3 грн) и наконец-то получают собственную прибыль.

Нигде в мире не было достигнуто такого финансового результата. "Александрию –БЛИГ" и Люботинский завод "Продтовары" следует рассматривать как одну из лучших в мире и наиболее эффективных промышленных групп всех времен.

В прошлую пятницу я разговаривал с моими экспертами по производству и спросил: "Почему мы не можем достичь таких же выдающихся результатов?" Можете ли вы поверить в ответ? Они (одни из лучших водочных технологов в стране) сказали: "Нил, это невозможно!"

Затем я отчитал свою команду высшего менеджмента, которая совокупно обладает опытом производства водки более 70 лет: "Коллеги, где ваши амбиции? Где механизмы экономии денег?" Тогда они подчеркнули, что все цены на сырье увеличились, и не существует реального способа производить бутылку водки за 9,90 грн. Не существует! Они справедливо спросили меня: "Платят ли вообще Александрийский и Люботинский заводы налоги?"

Ну, я полагаю, что должны. В ином случае, как они или их лоббисты могли бы оспаривать минимальную цену, судясь с Кабинетом Министров Украины, который контролирует законность деятельности производителей и уплату налогов? И не мог же судья ВАСУ, принявший решение в пользу этих никому не известных производителей, способствовать неуплате налогов с целью поставки на рынок дешевой водки? А может, мы должны просто трезво посмотреть на вещи и попросить НАБУ рассмотреть эту ситуацию?

Откровенно говоря, как капиталист свободного рынка я против минимальных цен в целом. К сожалению, Украина является не свободным рынком, а олигополией, где конкурентное преимущество проявляется во взяточничестве и коррупции. Пока это существует, 98% общества не познают достатка. Корень проблемы лежит в этом, но проблема была усугублена за счет жалких политических решений. Министерство финансов постоянно поднимает акцизы на алкоголь - они увеличены на 94% по сравнению с 2014 года. Конечно, что может быть благороднее, чем повышение налогов для государственного бюджета? Теоретически все верно, однако поступления акцизных налогов на водку в бюджет снизились за тот же период. Регрессионный анализ свидетельствует о том, что на каждую 1 грн повышения акциза на легальном рынке было продано на 8 млн бутылок меньше. Предполагая, что население коренным образом не изменяет своей привычке выпивать, можно сделать вывод, что этот объем поставляется теневым рынком.

Но как "теневой рынок водки" может существовать? Все производство спирта в стране находится под контролем государственной компании под названием "Укрспирт". В ответ на недавнюю просьбу прокомментировать обвинения в том, что "Укрспирт" каким-то образом участвует в этом "теневом рынке", руководство монополии справедливо указало, что не имеет ни малейшего представления о том, что происходит на заводах, так как они не контролируют многие из них. Есть ли у украинской общественности какой-либо способ привлечь их к ответственности? Нет, с тех пор как Кабинет министров постановил, что статистические данные о производстве спирта должны быть засекречены. Еще одна задача для НАБУ?

Может быть, дешевая, не облагаемая налогом водка - настоящая победа для испытывающего финансовые трудности украинского потребителя? Хотя не уплаченные налоги - это, по сути, расходование средств государственного бюджета, из которого платятся пенсии, социальное обеспечение, обслуживание инфраструктуры и т.д.

Но потребитель должен также знать о рисках, связанных с употреблением нелегальной водки (помимо утраты пенсий и разбитых дорог). Производители, которые готовы искать легкие пути, не платя налоги, также согласны экономить на качестве и безопасности водки, жертвуя здоровьем своих потребителей, но это тема для другой статьи.

Английский финансист Нил Смит, выпускник Кембриджского университета, до 2004 года руководил альтернативными инвестициями в Morley Fund Management в Лондоне (ныне Aviva Investors), где управлял основным капиталом объемом более $6 млрд. С 2004 года известен как эксперт по управлению инвестициям и финансированию. С 2011 года является владельцем "Eastern Beverage Company" - одного из крупнейших мировых производителей алкогольной продукции. В Украине его интересы представляет компания ООО "ИСТЕРН БЕВЕРИДЖ ТРЕЙДИНГ" (ТМ "Medoff", ТМ "На березових бруньках", ТМ "Наша Марка", ТМ "Рідна Роса", ТМ "Мърная", ТМ "Хуторок", слабоалкогольные напитки на натуральной основе "LONGmixER").