RU  UA

суббота, 27 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.35
Регуляторная политика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Цены на бензин и дизель "улетят": сколько будем платить за топливо летом

В последние месяцы цены снижались, но скоро будет резкий скачок

В последние месяцы цены снижались, но скоро будет резкий скачок Цены на автомобильное топливо поползут вверх Фото: womenshealthsa.co.za

Цены в Украине на бензин и, особенно, на дизель, в текущем году падают. Этому способствуют как внешняя конъюнктура рынка, так и чисто внутренние факторы. Тем не менее, уже этим летом ситуация может существенно измениться. Связано это с тем, что с 1 июля налогообложение горючего восстанавливается на довоенном уровне. "Апостроф" выяснял, насколько подорожают нефтепродукты на заправках, и есть ли возможность смягчить ценовой шок.

Страхи не оправдались

С начала года на украинских АЗС наблюдалась устойчивая тенденция к снижению цен на топливо. Наиболее заметно дешевел дизель. Средняя цена одного литра дизтоплива в розничной торговле упала с начала марта почти на 6 гривен – с 49,3 гривны до 43,7 гривны.

Читайте: Расход топлива можно и нужно уменьшить: хитрости, о которых следует знать

Бензин дешевел гораздо медленнее. За три последних месяца его средняя цена снизилась почти на 2,5 гривны – с 47,5 до 45,1 гривны за литр.

В то же время, цена на сжиженный газ, которая активно снижалась в начале года, в последнее время стабилизировалась. С начала апреля она находится на уровне 21,7–21,9 гривны за литр.

По словам эксперта "Нефтерынка" Александра Сиренко, удешевление нефтепродуктов связано с двумя основными факторами. Первый из них – цены на европейском рынке, откуда сегодня завозится горючее. Стоимость нефти в последнее время падает, в связи с чем дешевеют и нефтепродукты.

"Оптовые цены бензина и дизеля в течение последних месяцев постоянно снижаются, - рассказал эксперт в комментарии "Апострофу". - Уже скоро они обещают стать меньше 30 гривен за литр. Это приводит и к снижению розничных цен. Однако пока оно недостаточно. При 30 гривнах на входе в страну АЗС должны давать цену ниже 40 гривен. Однако заправок, которые действительно предлагают горючее по такой цене, очень мало. Цена на большинстве из них завышена и достигает 45 гривен за литр. А есть еще премиальное топливо, которое неизвестно чем отличается от обычного, но стоит уже 49 гривен".

Вторым фактором, который обусловливает удешевление горючего, является его значительный профицит на внутреннем рынке, образовавшийся в начале этого года. Ожидалось, что из-за запрета импорта в Евросоюз нефтепродуктов из России (он вступил в силу с 5 февраля) на рынке возникнет дефицит, который повлечет за собой повышение цен. Поэтому, чтобы подстраховаться, нефтетрейдеры в течение декабря-января создали значительные запасы бензина и дизеля.

"Однако получилось все наоборот, - говорит Александр Сиренко. - После 5 февраля никакого дефицита нефтепродуктов на европейском рынке не возникло, а цена не только не выросла, но и заметно снизилась. К тому же, потребление также оказалось гораздо ниже, чем ожидалось. Экономика восстанавливается медленно, граждане, выехавшие за границу, не спешат возвращаться. А оставшиеся дома потребляют меньше горючего из-за снижения доходов. Поэтому у операторов в хранилищах остается значительное количество горючего, что заставляет их постепенно снижать цены".

Для сжиженного газа эти факторы уже отработали раньше. Импортеры, среди которых значительное количество новых небольших предприятий, оперативно наладили каналы импорта и еще в начале осени 2022 года создали значительный профицит этого продукта. Это вызвало значительную конкуренцию за потребителя, поэтому цены на газ в течение осени активно снижались и сейчас стабилизировались на экономически целесообразном уровне с умеренным размером торговой наценки.

Бензин по 60?

Впрочем, такая идиллия на рынке горючего подходит к концу. Уже с 1 июля государство возвращает акцизы и налоги на горючее до уровня, который был до 24 февраля 2022 года.

Напомним, что в апреле 2022 года Верховная рада, чтобы предотвратить панику на рынке горючего и обвальное повышение цен, отменила акцизы на нефтепродукты и снизила НДС на них с 20% до 7%.

Читайте: Стоит ли заправлять автомобиль бензином Nano 98: в чем его особенность

Однако после того, как дефицит был преодолен, и нефтетрейдеры смогли организовать регулярные поставки нефтепродуктов из Европы, было решено частично вернуть акцизы. Таким образом, с 30 сентября акциз на сжиженный газ был возвращен до предыдущего уровня - 52 евро на тонну. В то же время, акцизы на бензин и дизель вернули частично. Их установили на уровне 100 евро на тонну для обоих видов горючего.

Но сложности с наполнением бюджета вынудили законодателей еще раз вернуться к этому вопросу и восстановить налогообложение рынка нефтепродуктов в полном объеме. То есть с 1 июля они будут облагаться НДС на уровне 20%. Акциз для бензина поднимется до 213,5 евро на тонну, а для дизеля – до 139 евро. Акциз на сжиженный газ не изменится, поскольку он уже находится на довоенном уровне.

Конечно, увеличение налоговой нагрузки повлияет и на конечную цену горючего.

"По нашим расчетам, после 1 июля налоговая составляющая для бензина вырастет на 11 гривен за литр, - рассказал "Апострофу" директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. - Налогообложение дизтоплива вырастет на 7 гривен за литр, а сжиженного газа - на 3 гривны. Эти дополнительные расходы добавятся к тем ценам, которые сложатся на тот момент на рынке. Таким образом, стоимость бензина, вероятно, поднимется до 60 гривен за литр, а дизеля - до 56 гривен".

Впрочем, по мнению Александра Сиренко, подорожание может быть и не столь значительным. Он пояснил, что нынешняя завышенная маржа позволяет нефтетрейдерам смягчить ценовой шок за счет частичного сокращения собственной прибыли. Вопрос лишь в том, согласятся ли они ограничить собственные аппетиты.

"Думаю, в условиях, когда государство отказалось от регулирования рынка автомобильного горючего, мастер-класс формирования цен могла бы показать "Укрнафта", - говорит эксперт. - Ее сеть включает около пятисот АЗС, что позволяет ей существенно влиять на ситуацию на рынке. Поэтому, если государственная компания (она была национализирована в феврале 2022 года, – "Апостроф") решит несколько сократить собственную маржу и установить несколько более низкие цены, остальные трейдеры под давлением конкуренции будут вынуждены поступить так же".

Будет ли так, мы увидим уже через месяц. А возможно и немного раньше.

Кстати, в последние дни мая падение розничных цен на автомобильное топливо остановилось. А цена сжиженного газа уже ползет вверх - пока только на 20-50 копеек.

Читайте: Водителям на заметку: 14 способов экономить бензин во время езды

Новини партнерів

Читайте также

Кредитная кабала: что придумали в Верховной Раде с процентной ставкой

Запрет кредитных компаний не решит проблему несправедливых процентных ставок по займам, но необходимо более жесткое регулирование