Министр финансов Наталья Яресько так и не соизволила прийти на заседание комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, поэтому депутаты решили исключить из проекта Налогового кодекса, предложенного правительством, ряд спорных норм. Таким образом, завтра в сессионном зале парламентарии в первом чтении будут принимать документ без инициатив Кабмина о введении электронного администрирования НДС, непрямых методов оценки доходов граждан и ограничений для плательщиков единого налога.
Комитет Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики рекомендовал парламенту принять в первом чтении проект изменений в Налоговый кодекс, однако без наиболее спорных норм, направленных на усиление фискальной нагрузки. Следует отметить, что министр финансов Наталья Яресько и сегодня решила проигнорировать приглашение членов комитета, ссылаясь на необходимость присутствия в правительстве. Напомним, вчера ее пригласили в комитет для того, чтобы найти компромиссное решение касательно инициатив Кабмина, которые вызывают массу критики,‒ как у депутатов, так и у бизнеса.
В результате депутаты предлагают исключить из законопроекта нормы о расширении полномочий налоговиков по списанию средств предприятий со счетов без решения суда, нормы о ведении ограничений на включение в валовые затраты расходов, понесенных крупным бизнесом на приобретение товаров, работ и услуг у плательщиков единого налога. Кабмин предлагает ограничения в размере 30%. Замминистра финансов Денис Фудашкин просил депутатов не исключать эту норму, а доработать ее ко второму чтению, поскольку крупный бизнес пользуется услугами «единоналожников» для оптимизации налога на прибыль. «Эту норму удалось отменить в 2011 году. Азаров тогда услышал нас, а сейчас бизнес не слышат»,‒ отметила Оксана Продан («Блок Петра Порошенко»).
Кроме того, комитет рекомендует голосовать за проект кодекса в первом чтении без инициатив Кабмина по легализации доходов, которые предусматривают введение непрямых методов оценки доходов граждан, подачу «нулевой» декларации с 1 января по 31 октября 2015 года и обязательство торговых сетей предоставлять контролирующим органам информацию о покупках своих клиентов на сумму свыше 25 тыс. грн. «Когда вы предлагаете отклонить это предложение, то хотите чтобы теневые деньги были в обороте и дальше? ‒ не соглашался с решением комитета Олег Ляшко.‒ Мы все говорим, что денег в бюджете нет, но при этом ничего не делаем». В ответ на это госпожа Продан предложила отработать механизмы «нулевой» декларации на чиновниках и депутатах. Среди исключенных норм оказались: введение 5-процентной ставки на наследство, если его объем превышает 1 млн грн, а также продление режима нулевого налогообложения НДС при поставках зерна. Аргумент в отношении последней нормы ‒ все сельхозпроизводители должны работать в равных условиях. Вместо этой нормы депутаты из аграрного комитета предложили втрое повысить ставки фиксированного сельхозналога и платы за землю. В ныне действующей редакции ‒ то есть без изменений, предложенных Кабмином,‒ комитет предлагает оставить и нормы по налогу на недвижимость. Напомним, сейчас налогом не облагается коммерческая недвижимость, и есть минимальный предел, на который не начисляется налог (120 кв. м для квартир и 250 кв. м ‒ для домов), а ставка применяется к жилой площади, а не общей, как предлагает Кабмин. Правительство предложило пересмотреть принцип уплаты налога для того, чтобы расширить доходы местных бюджетов. Кроме того, комитет хотел отменить норму о введении еще одного местного налога ‒ 5-процентного с розничных продаж подакцизных товаров. Однако после долгих дискуссий его не исключили из документа.
Рекомендует налоговый комитет исключить из текста кодекса и норму о введении электронного администрирования НДС. Ранее комитет принял решение об отмене НДС-счетов, которые должны вступить в силу 1 января. Поправки в кодекс предусматривают отсрочку еще на один квартал. Все исключенные предложения Кабмина можно будет доработать ко второму чтению или же в течение первого квартала. Уже завтра Верховная рада будет рассматривать в первом чтении пакет законопроектов, в частности, Налоговый и Бюджетный кодексы.