Председатель Государственной фискальной службы (ГФС) Роман Насиров спустя три недели после назначения на должность дал первую пресс-конференцию. Говорил не столько о детальном будущем ведомства, сколько об общих направлениях реформ и борьбе с теневыми схемами, которые использует бизнес. Но преобразования в работе службы начнутся с кадровых "чисток" — обещают заменить руководство региональных подразделений ГФС и некоторых чиновников в центральном офисе. О массовом увольнении нынешних сотрудников и приеме на работы людей со стороны пока речь не идет — будут обходиться внутренним кадровым резервом.
О результатах работы ГФС с Романа Насирова спросят уже через три месяца. Именно столько времени ему дал премьер-министр Арсений Яценюк, чтобы навести порядок на таможне, обеспечить взаимодействие таможенников с налоговой милицией, сохранив при этом высокий уровень поступлений в госбюджет. Последний критерий наверняка будет наиболее значимым в оценке работы нового руководителя фискалов.
Кадры — наше все
Очевидно, помня опыт предыдущего руководства ГФС, отстраненного, а позже уволенного из-за грубых нарушений, новое начальство решило как можно чаще отчитываться об успехах своей работы. "В первую неделю мы остановили более 6 млрд грн фиктивного налогового кредита, из которых 4,3 млрд грн — в Святошинском районе Киева", — отрапортовал господин Насиров, уточнив, что руководителя управления службы в этом столичном районе уже заменили. За последние недели также сменили руководство ГФС в Харьковской и Львовской области. Достаточно оперативно отстранили начальство таможни в Одесской области. "Это ворота Украины, и, к сожалению, эти ворота функции таможни выполняли плохо", — отметил заместитель главы ГФС, курирующий таможню, Константин Ликарчук. По его словам, на данный момент помимо нового начальника Одесской таможни есть ряд вакансий, в том числе и для начальников таможенных постов.
Ближайшие две недели кадровые перестановки продолжатся во всех структурах ГФС. "Мы не пытаемся всех уволить, наоборот пытаемся найти профессиональных, честных людей внутри системы", — подчеркнул Роман Насиров. Но, пожалуй, самый главный вопрос в том, достаточно ли в ГФС честных и профессиональных людей. "Не каждый может выполнять работу налогового инспектора, аудитора или таможенника. Вот говорят, что нужно брать людей из бизнеса и назначать их на эти позиции. Мы будем это делать, но в первую очередь попытаемся найти молодые кадры внутри системы и предоставить им больше функций и полномочий", — пообещал Роман Насиров.
Безусловно, кадровый вопрос — первоочередной. Опрошенные "Апострофом" эксперты еще сразу после назначения господина Насирова главой ГФС предупреждали, что эффективность работы фискальной службы напрямую зависит от команды, причем как в лице замов, так и людей на местах. Именно этого не хватало предыдущему руководству, отстраненному в связи с расследованием на предмет коррупции. Правда, экс-глава ГФС Игорь Билоус не имел возможности, предоставленной Роману Насирову, самостоятельно подбирать себе заместителей. Сложно припомнить, чтобы господин Билоус проводил совместные пресс-конференции со своими замами — Владимиром Хоменко и Анатолием Макаренко. С другой стороны, такая открытость нового руководства ГФС — пока не более чем формальный жест, если не будет реформ и одинаково непредвзятого отношения ко всем налогоплательщикам.
От репрессий к милости
На первый взгляд, складывается впечатление о решительных намерениях фискалов ликвидировать теневые схемы, которые использует бизнес. По крайней мере, в этом чиновники настойчиво пытаются убедить. "Основная работа будет направлена на борьбу с конвертационными центрами, с фиктивным кредитом", — объясняет первый заместитель главы ГФС Сергей Билан, говоря о работе налоговой милиции. Второе направление, которому будет уделено особое внимание, по словам господина Билана, — это подакцизные товары. На данный момент объявлена операция "Акциз", цель которой — отследить и прекратить незаконные схемы. В частности, недавно в Черниговской области "нашли" нелегальный нефтеперерабатывающий завод, а в Николаевской — провели спецоперацию, задержав три судна с контрабандными нефтепродуктами. "Эти нефтепродукты незаконно попадали на территорию Украины и реализовывались в Одесской и Николаевской областях без уплаты взносов в госбюджет", — говорит чиновник.
Еще одно задание — упорядочить товарооборот в зоне АТО. "Это сложная проблема, как в законодательном плане, так и в плане вмешательства силовых структур", — добавил первый зам Романа Насирова. Кроме того, он заверил, что, несмотря на поставленные задания, цель новой команды ГФС — преобразовать налоговую милицию из силового и репрессивного органа в сервисный. "Налоговую милицию не должно быть видно и слышно добропорядочному налогоплательщику. Нас должны видеть только те, кто работают вне правового поля", — считает Сергей Билан.
Реформаторские секреты
О более глобальных реформах в ГФС не говорят. Роман Насиров едва ли приоткрыл занавес грядущих изменений, но пообещал, что скоро станут известны подробности упрощения системы администрирования налогов. По словам главы ГФС, в ближайшее время он предложит Министерству финансов упрощение налоговых деклараций по налогу на прибыль и НДС. Кроме того, господин Насиров пообещал, что будет предлагать Минфину изменить подходы и критерии к автоматическому возврату НДС. Но как это будет происходить — не сказал. Впрочем, первый вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Сергей Прохоров в разговоре с "Апострофом" предположил, что деталей в полном объеме еще, возможно, и нет. "Нужны консультации с ассоциациями промышленников, работодателей, отраслевыми объединениями. Только они могут донести, что нужно бизнесу. Если бизнес почувствует, что позиция ГФС нацелена на справедливое решение проблем, тогда будет взаимный диалог", — говорит господин Прохоров.
Впрочем, пока диалог бизнеса и фискалов сводится к формальным вещам, говорит генеральный директор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины Вячеслав Быковец. По словам собеседника, о наработках ГФС ему лично ничего неизвестно. "Не было экспертного обсуждения и консультаций. И, к сожалению, последнее время это происходит постоянно. Так поступало предыдущее руководство ГФС и Минфина, а теперь нынешнее руководство фискальной службы, как, собственно, и комитет, который возглавлял господин Насиров", — отметил Вячеслав Быковец. По словам собеседника, предприниматели обеспокоены возможным повторением прошлогодних событий, когда парламент принял налоговые изменения перед Новым годом. Это произошло после консультаций и обсуждений, к которым привлекали общественные организации и лоббистов бизнеса. Однако в итоге был принят вариант изменений в Налоговый кодекс, ставший для предпринимателей шоком — ряд нововведений, предложенных за день до голосования, вообще не обсуждали с бизнесом.
Некоторые эксперты соглашаются, что ГФС, будучи ограниченной в полномочиях законодательного процесса, слишком зависит от воли и решений Министерства финансов. Как рассказал "Апострофу" президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко, сейчас при Минфине созданы рабочие группы, основная цель которых — наработать технические правки, чтобы исправить ошибки, допущенные в Налоговом кодексе. При этом, по словам эксперта, министерство пока отказывается от внесения некоторых корректировок в законодательство, о которых просит бизнес. "Я думаю, что сейчас Насиров и Макеева (Елена Макеева, заместитель министра финансов.— ред.) выясняют, каким путем идти. Вопрос в том, решатся ли они прислушаться к бизнесу или нет", — отметил господин Рубаненко. В Союзе налоговых консультантов объяснили, что один из основных вопросов, о которых говорит бизнес — сумма операций, которые подпадают под трансфертное ценообразование. После внесения изменений в законодательство контролируемыми следует считать операции свыше 1 млн грн, тогда как ранее планка была установлена на уровне свыше 50 млн грн. "Теперь под контроль попало огромное количество операций. Но к этому не готовы ни плательщики, ни фискальные органы. Мы хотели повысить планку контролируемой операции хотя бы до 20 млн грн. В Минфине пока не соглашаются", — уточнила руководитель группы экспертов Союза налоговых консультантов Людмила Рубаненко.