Отменит ли украинская власть дополнительный импортный сбор, ставший скандальным и вызвавший резкую критику бизнеса, либо ручное регулирование экономики продолжится?
Уже больше года украинская власть говорит о налоговой реформе, основной задачей которой является уменьшение нагрузки на бизнес. Однако, на самом деле, с каждым месяцем фискальное давление растет. Не исключение и принятое в феврале этого года решение о введении дополнительного импортного сбора. Под благим намерением улучшить сальдо платежного баланса происходит попытка государства залатать дыры бюджета.
Дебаты относительно дополнительного импортного сбора продолжаются не только внутри страны, но и на международной арене. В результате предварительных консультаций большинство членов Всемирной торговой организации (ВТО) признали, что введенные Украиной меры связаны со сложной ситуацией с платежным балансом и введены в полном соответствии с положениями соглашений ВТО. Однако решение не было принято консенсусом из-за позиции России, которая не поддержала его. В связи с этим, правомерность введения дополнительного импортного сбора будет рассматриваться 27 июля на Генеральном совете ВТО.
Изучим макроэкономические предпосылки введения дополнительного импортного сбора. С 2006 года в Украине наблюдается отрицательное сальдо платежного баланса, которое по итогам 2014-го составило $5,3 млрд, вместе с тем, международные резервы на конец 2014 года составляли $7,5 млрд. В государственный бюджет 2015 года запланировано поступление от дополнительного импортного сбора в сумме 17,6 млрд грн, а по состоянию на 1 июля в общий фонд государственного бюджета уже поступило 9 млрд грн. Вместе с тем, сальдо платежного баланса в марте и апреле было отрицательным, а в мае, по предварительным данным НБУ, положительным — на уровне $320 млн. Однако сальдо счета текущих операций, которое отражает динамику экспорта и импорта, остается отрицательным в размере $10 млн. Также, по данным НБУ, сокращение экспорта в мае ускорилось до 42,3%, а импорта — до 45,2%.
Конечно, не только введение дополнительного импортного сбора повлияло на динамику экспорта и импорта, но и такие факторы, как подорожание импортных составляющих из-за девальвации гривны, спад промышленного производства из-за оккупации части территории Украины и разрушения производственных цепочек. Однако на фоне названных цифр эффективность дополнительного импортного сбора выглядит весьма сомнительной.
Позиции заинтересованных сторон касательно дополнительного импортного сбора отличаются. Против него активно выступают не только импортеры, которые несут самые большие потери, но и экспортеры, доля импортной составляющей в производстве продукции которых значительна. Дополнительные сборы влияют на ценовую политику предприятий, которая часто была большим конкурентным преимуществом отечественных экспортеров. Из-за этого существует опасность потери украинскими производителями своих позиций как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Органы государственной власти тоже не однозначны в данном вопросе. Например, Министерство экономического развития и торговли Украины допускает, что данный сбор может быть отменен раньше, чем в конце года. Государственная фискальная служба признает, что введение дополнительного импортного сбора поспособствовало росту притока контрабанды в Украину. Минфин и НБУ поддерживают дальнейшее взимание дополнительного импортного сбора. Внешняя позиция также неоднозначна, в частности, меморандум МВФ определяет, что действие дополнительного импортного сбора возможно до конца года или может быть отменено раньше, если ВТО его не примет. Пока позиция Всемирной торговой организации не является окончательной из-за России.
Вместе с тем, для отмены данного сбора органы власти требуют обоснования в виде расчетов по его неэффективности для бизнеса. Ситуация выглядит странной, учитывая, что до введения данного сбора государство не занималось вычислением его реальной эффективности, а просто в очередной раз закрутило гайки.
Заседание Генерального совета ВТО 27 июля может стать датой, когда Украина скажет "да" дополнительному импортному сбору до конца года или решит отменить его в ближайшее время. Учитывая это, существует три альтернативных решения:
1. Статус-кво — данный вариант будет означать неизменность государственной политики касательно дополнительного импортного сбора, ее ориентированность на краткосрочные результаты. Продолжение политики, не принимающей во внимание негативные последствия для бизнеса, уже в ближайшем будущем может привести к крайне тяжелым последствиям и для экономики — сокращению промышленного производства и, как следствие, падению ВВП.
2. Отмена дополнительного импортного сбора до заседания Генерального совета — такое решение маловероятно, более того, Верховная рада уже провела, вероятно, последнюю этим летом пленарную неделю, а данный вопрос не был вынесен на повестку дня. Хотя немедленная отмена сбора облегчила бы условия ведения внешней торговли отечественных предприятий и способствовала бы сокращению контрабанды.
3. Скорее всего, бизнес может рассчитывать на третий вариант — отмену дополнительного импортного сбора после заседания Генерального совета Всемирной торговой организации. Данный вариант реалистичен, поскольку, во-первых, позволит сохранить лицо страны перед ВТО, во-вторых, хотя бы частично удовлетворит требования бизнеса, который настаивает на немедленной отмене сбора. Однако, учитывая предстоящий сезон отпусков, в лучшем случае такое решение может быть принято в сентябре.
Очень досадным является тот факт, что для регулирования платежного баланса государство не выбрало рыночные методы, направленные на стимулирование экспорта за счет благоприятных условий для бизнеса. Административный метод в виде протекционистского повышения импортных пошлин создает проблемы как для отечественных экспортеров, так и для международного имиджа Украины. Кроме того, особое беспокойство вызывает отсутствие эффективных публичных консультаций относительно принятия государственных решений, влияющих на хозяйственную деятельность предприятий, что углубляет недоверие бизнеса и граждан к власти.