RU  UA

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Транспорт и связь

Возвращение Ryanair в Украину: что нужно знать о ценах, направлениях и рисках

Абсолютной уверенности, что Ryanair приходит в Украину, ни у кого нет

Абсолютной уверенности, что Ryanair приходит в Украину, ни у кого нет Фото: facebook.com/ryanair

Ирландский лоукостер Ryanair, как ожидается, все-таки начнет полеты в Украину. Это должно произойти осенью 2018 года. Пока неизвестно, по каким маршрутам будут осуществляться полеты, так как есть определенный дефицит свободных направлений в Европе. Кроме того, нет полной уверенности, что Ryanair снова не уйдет со скандалом с украинского рынка. В ситуации разбирался "Апостроф".

Ирландский лоукостер Ryanair, который в 2017 году со скандалом ушел с украинского рынка, так и не выполнив ни одного рейса, подтвердил информацию о начале полетов в Украину с осени 2018 года. Рейсы, как это планировалось и раньше, будут осуществляться из Киева и Львова.

А вот что касается направлений полетов, то они, скорее всего, будут изменены по сравнению с прошлогодней заявкой. Напомним, из Киева Ryanair собирался летать в Эйндховен (Нидерланды) Лондон и Манчестер (Великобритания), а также в Стокгольм (Швеция). Из Львова планировались рейсы также в Эйндховен и Лондон и, кроме того, в Берлин и Мемминген (Германия), Будапешт (Венгрия), Краков и Вроцлав (Польша). По словам главного юриста Ryanair Юлиуша Коморека, с уверенностью можно говорить о рейсах в Польшу (интервью насчет выхода компании на украинский рынок было дано польскому изданию).

Куда полетим

"Апостроф" поинтересовался у министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна, куда Ryanair будет выполнять свои первые рейсы, на что он ответил: "Пока это тайна".

На пресс-конференции 15 февраля Омелян сообщил, что маршруты еще согласовываются, добавив, что на сегодня "ощущается отсутствие свободного авиапространства с Евросоюзом". При этом он высказал надежду, что рейсов Ryanair в Украину будет не меньше, чем планировалось в прошлом году.

По мнению опрошенных "Апострофом" экспертов, вряд ли Ryanair будет осуществлять полеты в Нидерланды. Как рассказал изданию эксперт общественной компании "Европатруль" Вячеслав Коновалов, Украина до сих пор не подписала с ЕС соглашение об "отрытом небе", а потому с каждой из стран Евросоюза действует двустороннее соглашение, а между Украиной и Нидерландами такое соглашение имеет определенные ограничения на полеты.

"Скорее всего, будет Германия, скорее всего, будет Англия", - сказал Коновалов.

Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава видит еще ряд потенциальных направлений.

"Я думаю, что наиболее вероятные направления – это Украина-Германия, Украина-Польша, Украина-Италия и Украина-Испания. Это те страны, где есть возможность открыть рейсы без пересмотра двусторонних соглашений между странами. Чтобы открыть полеты в Амстердам или Эйндховен, необходимо увеличить количество рейсов, поскольку сейчас частоты полностью используются KLM (нидерландский перевозчик, – "Апостроф") и "Международными авиалиниями Украины" (МАУ)", - сказал эксперт.

Фото: facebook.com/ryanair

Билеты за 20 евро

Главным преимуществом лоукостеров перед традиционными авиакомпаниями, безусловно, является цена билетов.

Ryanair время от времени делает акционные предложения по своим рейсам, иногда цены опускаются до 10 евро (в этот тариф не входят багаж, выбор места в салоне, питание на борту). При этом в компании заявляют, что в течение 10 лет некоторые билеты могут стать вообще бесплатными.

Когда в Ryanair объявили о начале работы в Украине весной 2017 года, была открыта продажа билетов, цена которых стартовала с непривычных для украинцев 20-ти евро. Стоит ли ждать таких же цен осенью нынешнего года от ирландского лоукостера?

"Если выйдут на украинский рынок, то цены будут подобными", - сказал "Апострофу" эксперт в сфере транспорта Сергей Хижняк.

Другие аналитики также не исключают, что Ryanair будет предлагать очень привлекательные цены, однако далеко не всегда и не на всех направлениях.

"Когда Ryanair заходил (в 2017 году), у них билеты по 20 евро были ровно одни сутки. Потом были по 30-40 евро и выше. Это - по поводу мифа о дешевых авиабилетах. Хотя это тоже низкие тарифы, когда у нас средний чек – где-то от $200 за билет", - подчеркнул Вячеслав Коновалов.

По словам Александра Кавы, лоукостеры, как и традиционные авиаперевозчики, используют динамическое ценообразование. "Такие цены могут быть (20 евро, - "Апостроф"), но их точно не будет на пиковые даты, когда максимальный спрос, и большого количества таких билетов тоже не будет", - отметил он.

Передел рынка

В Украине по-прежнему очень немного настоящих лоукостеров. Из крупных игроков это венгерская компания Wizz Air. Есть ряд других "бюджетных" авиакомпаний, но они, в основном, выполняют рейсы в одну-две страны, например, Ernest Airlines (Италия), Vueling (Испания), Pegasus Airlines (Турция). Эти компании зачастую устанавливают цены, из-за которых их сложно назвать лоукостами. Wizz Air также на некоторых маршрутах держит достаточно высокие цены.

Появление на украинском рынке новых лоукостеров (в конце 2017 года министр Омелян анонсировал выход на рынок отечественного перевозчика SkyUp) должно изменить ситуацию. Особенно если речь идет о такой компании как Ryanair.

"Изменения на рынке точно произойдут, все будет зависеть от того, на какие линии выйдет Ryanair, сколько рейсов откроет", - говорит Сергей Хижняк.

Как известно, против прихода в Украину Ryanair активно выступала МАУ. Однако с выходом ирландской компании на украинский рынок вряд ли стоит ждать серьезных проблем для "национального перевозчика".

Против прихода в Украину Ryanair активно выступала авиакомпания МАУ Фото: facebook.com/flyuia.ua

В 2017 году МАУ перевезла почти 7 млн пассажиров (6,93 млн), тогда как Ryanair может взять на себя "несколько сотен тысяч", отметил Вячеслав Коновалов.

С этим согласен и Александр Кава. "Не думаю, что стоит ожидать какой-то революции", - заявил он, отвечая на вопрос о возможности серьезного передела рынка.

По мнению Коновалова, эффект от прихода в страну Ryanair - в другом: "Они наведут шорох на рынке, потому что, если такой гранд заходит… Это некая икона, маркер – если Ryanair зашел, то и другие начнут интересоваться. Но, скорее, это – больше имиджевый ход, пока что это только шумовой эффект".

Впрочем, определенные изменения в ситуации с МАУ все же могут произойти. Компания, когда впервые было заявлено о приходе Ryanair, ввела гибкую систему цен, в том числе и лоукост.

В дальнейшем ей придется жестко конкурировать с другими авиакомпаниями, по крайней мере, на ряде направлений. По словам Александра Кавы, это произойдет, скорее всего, "в среднесрочном периоде на европейском направлении".

Как отметил Вячеслав Коновалов, в последнее время лоукостеры начали присматриваться к дальнемагистральным маршрутам. "Если Ryanair выйдет на этот рынок, то в перспективе МАУ серьезно почувствует конкуренцию. Но это горизонт – лет 5-7-10", - отметил он.

Эксперт также рассказал, что, по некоторым данным, МАУ находится не в лучшем финансовом положении, и якобы с этим мог быть связан ее демарш в отношении Ryanair в прошлом году.

"У меня складывается впечатление, что МАУ специально свои проблемы перекладывает на лоукостеры. Уже второй год ходят нехорошие слухи, что их долги превысили ту отметку, при которой обанкротился "Аэросвит" (окончательное решение о банкротстве и ликвидации "Аэросвита" было принято в 2015 году, МАУ, как ранее "Аэросвит", контролируется бизнесменом Игорем Коломойским, – "Апостроф"). Такое впечатление, что они ищут повод, на кого свалить", - сказал Коновалов, добавив при этом, что официальных подтверждений данной информации на сегодня нет.

Снова фальстарт?

Ситуация вокруг Ryanair вызывает у многих ощущение "дежа вю". Памятуя о прошлогоднем скандале, большинство инсайдеров рынка и экспертов высказываются о нынешнем приходе авиакомпании с большой осторожностью.

Александр Кава обращает внимание на то, что Ryanair пока не сделала официального заявления о начале работы в Украине. "Они сказали, что могут, не сказали, что точно (начнут работу в Украине, – "Апостроф")", - сказал эксперт.

У Вячеслава Коновалова также нет 100%-й уверенности, что выход компании осенью этого года состоится. По его словам, также важно, чтобы Ryanair не только зашел на украинский рынок, но и остался на нем. А уйти, в принципе, есть из-за чего – например, в Украине по-прежнему авиационное топливо примерно на 30% дороже, чем в других странах. Есть и другие проблемы, которые мешают эффективно и дешево работать на украинском рынке пассажирских авиаперевозок.

"Ryanair, даже если он сюда зайдет, долго низкие цены здесь не продержит, просто потому, что есть объективные обстоятельства – это наша коррупция, это то, что чиновники хотят и пиариться, и в то же время зарабатывать на откатах", - пояснил специалист. В связи с этим он не исключил, что, если эти проблемы к осени не будут решены, "Ryanair опять не зайдет".

Нет, похоже, полной уверенности и у власти. Министр инфраструктуры Владимир Омелян, отвечая на вопрос "Апострофа" о том, можно ли считать победой последние заявления со стороны представителей Ryanair, заметил: "Я вам точно скажу, когда куплю билет на первый рейс и сяду в их самолет".