RU  UA

вторник, 3 декабря
  • НБУ:USD 41.30
  • НБУ:EUR 43.35
НБУ:USD  41.30
Транспорт и связь

Страховая не дает добро: как информацион­ные войны ударили по авиасообщению с Украиной

Некоторые авиаперевозчики уже отказываются лететь в Украину

Некоторые авиаперевозчики уже отказываются лететь в Украину Фото: Getty images

Зарубежные авиакомпании начинают отменять свои рейсы в Украину, видимо, опасаясь боевых действий в нашей стране в ходе возможного вторжения российских войск. Ожидается, что уже 14 февраля украинское воздушное пространство станет недоступным для большинства перевозчиков. Правительство Украины заявляет, что не закрывает наше небо, но инициатива исходит от страховых компаний и владельцев самолетов, которые сдают их в лизинг, и которые не хотят рисковать в сложившейся ситуации. "Апостроф" выяснял, какими последствиями чревата блокада украинского неба.

Движение в воздушном пространстве Украины может быть ограничено с 14 февраля. Об этом в своем телеграмм-канале написал народный депутат из фракции "Европейская солидарность" Алексей Гончаренко.

"Скорее всего, с завтрашнего дня (14 февраля) с 16.00 по Киеву воздушное движение в Украине будет приостановлено. Одна из крупнейших страховых британских компаний уже разослала уведомления о том, что с завтрашнего дня с 14.00 по Лондону (16.00 по Киеву) прекращается страховка гражданских самолетов, которые находятся в воздушном пространстве Украины", - написал Гончаренко.

Кто конкретно собирается закрывать наше воздушное пространство, и для кого, нардеп не сообщил.

Также до конца неясно, с чем связана такая мера, однако очевидно, что она укладывается в общую кампанию истерии вокруг возможного вторжения в Украину российских войск, "намеченное" на 15-16 февраля.

Я не трус, но я боюсь

При этом некоторые собственники самолетов решили не ждать введения запрета и уже дали команду не пускать их в украинское воздушное пространство.

Так, украинская авиакомпания SkyUp не смогла обеспечить прибытие своего самолета из Фуншала (Мадейра) в Киев из-за того, что владелец самолета, который находится у перевозчика в лизинге, запретил пускать его в Украину.

"12 февраля лизингодатель – резидент Ирландии – сообщил авиакомпании о немедленном запрете на влет самолета UR-SQO в воздушное пространство Украины. Несмотря на все усилия авиакомпании и готовность государственных структур Украины обратиться к лизингодателю, владелец самолета предоставил категорический отказ в то время, когда воздушное судно уже выполняло рейс в Киев", – говорится в сообщении на сайте авиакомпания SkyUp.

В результате самолет приземлился в Кишиневе (Молдова), откуда был организован трансфер в Киев.

Также стало известно, что свои рейсы в Украину отменила нидерландская авиакомпания KLM, ожидается аналогичная отмена со стороны Air France, которая входит с KLM в один холдинг.

В принципе, такие действия авиаперевозчиков и авиасобственников логичны – зачем отправлять самолеты в страну, если на следующий день их можно уже не вернуть обратно.

По словам эксперта в сфере транспорта и инфраструктуры Кирилла Новикова, нынешняя ситуация для Украины является беспрецедентной. "Это может быть элемент гибридной войны, хотя конспирологическая версия выглядит не очень серьезно", - сказал он в комментарии "Апострофу".

На самом деле, уже вырисовываются общие очертания произошедшего, и наиболее вероятной причиной воздушной блокады Украины видится чисто коммерческий аспект.

Кирилл Новиков отметил, что почти все гражданские воздушные суда в Украине принадлежат иностранным компаниям, которые сдают их в лизинг авиаперевозчикам, при этом самолеты страхуются буквально в нескольких страховых компаниях.

"Собственно, требование остановить полеты (в Украину) связано со страхованием. То есть лизингодатели и страховщики себя защищают, на случай, если действительно здесь начнут стрелять, и пострадает авиация", - сказал эксперт.

Донецкий аеропортФото: Getty images

Открытое небо под гарантии правительства

В правительстве Украины категорически опровергли закрытие украинского неба. "Информация о закрытии воздушного пространства Украины не соответствует действительности. Закрытие авиапространства является суверенным правом Украины, соответствующее решение не принималось", – говорится в сообщении пресс-службы Министерства инфраструктуры.

В нем также отмечается, что на сегодня большинство авиакомпаний продолжают операционную деятельность без ограничений: "В частности, сейчас 29 иностранных авиакомпаний выполняют полеты из 34 стран мира".

Вместе с тем, в правительстве признают, что у перевозчиков возникают сложности, связанные с "колебаниями на рынках страхования".

"Со своей стороны, государство готово поддержать авиаперевозчиков и планирует предоставить дополнительные финансовые гарантии для поддержки авиарынка. Сейчас проводятся консультации с международными партнерами, и готовятся соответствующие решения правительства", - заявили в Мининфраструктуры.

В свою очередь, министр инфраструктуры Александр Кубраков отметил, что рынки страховых услуг, как и прочие финансовые рынки стали жертвой информационной кампании по нагнетанию ситуации вокруг Украины.

"Ожидаем, что уже в ближайшее время ситуация стабилизируется. Для этого правительство, Офис президента и наши международные партнеры нарабатывают совместные решения", - сказал он.

Смех сквозь слезы

По крайней мере, сейчас ясно, откуда исходит инициатива изолировать воздушное пространство Украины. Власти страны пытаются сохранить лицо, однако абсолютно нет никакой уверенности в том, что ей удастся удержать контроль над ситуацией. И последние события не внушают оптимизма – в частности, категорический отказ собственника самолета, совершавшего рейс с Мадейры в Киев, лететь в Украину, даже несмотря на гарантии со стороны государства.

А это значит, что приостановка полетов в нашем воздушном пространстве действительно очень вероятна. И это может привести к очень серьезным последствиям.

Первое, что приходит на ум, - массовый срыв запланированных полетов. Если кто-то запланировала путешествие на День влюбленных 14 февраля, а таких, видимо, немало, то, скорее всего, их праздник будет испорчен.

Однако есть вещи более неприятные. Если уже сейчас некоторые авиаперевозчики отказываются лететь в Украину, то, что будет происходить с 14 февраля, рискует превратиться в настоящий апокалипсис, - люди просто не смогут вернуться в Украину. И, если, например, известие о приостановке полетов в Украину их застанет в Вене, Берлине или Праге, это – полбеды. А если кто-то добирается с американского континента с пересадками?

Все прелести такого путешествия ощутила на себе украинская радиоведущая Анна Балент, которая возвращается на родину из Мексики. У нее были куплены билеты на рейс авиакомпании KLM – той, которая с 12 февраля отменила все полеты в Украину. Несколько раз менялось время вылета, а потом и место назначения. Сначала речь шла об Амстердаме, а потом пассажиров решили перенаправить в Париж. С отчаяния журналистка даже решила добираться домой на отечественной авиакомпании МАУ. Но, в конечном итоге, все же ее отправила KLM.

"Итого: зря купленные билеты, четыре дополнительных теста на ковид (изначально в транзите они были не нужны), навернулся букинг отеля в Амстердаме, срочный букинг отеля в Париже. В завершение нашего фееричного диалога KLM в качестве утешительного приза предложили нам не бронировать отель в Париже, а посидеть в аэропорту Шарля де Голля. 20 часов. Тогда и тесты не понадобятся. Занавес. Трап. Самолет. До встречи в Париже, друзья!", - написала Анна Балент в Facebook.

При этом ей предстоит еще путь из Парижа в Киев, и не исключено, что и с ним будут приключения.

В правительстве, на самом деле, прекрасно понимают, с какими трудностями могут столкнуться украинские граждане, застрявшие за границей.

"В случае необходимости государство обеспечит возвращение всех граждан Украины из-за границы", - заявил министр инфраструктуры Александр Кубраков.

Показательно, что эта фраза министра присутствует все в том же комментарии Мининфраструктуры о том, что украинское небо никто не закрывает, и подавляющее большинство авиакомпаний продолжают летать в отечественном воздушном пространстве. А это означает, что в правительстве отдают себе отчет в том, что могут не договориться с международными страховщиками, лизингодателями и авиакомпаниями о продолжении полетов в Украину.

При этом последствия фактического закрытия украинского неба могут оказаться гораздо более серьезными, чем неприятности для туристов. В конце концов, скандалы с задержками рейсов в Египте и на других курортах случались и раньше, и они никак не были связаны с закрытием воздушного пространства нашей страны.

Очевидно, что пострадает значительная часть украинской экономики. "И не только украинской, кстати. Речь идет об экономических контактах, связанных с путешествиями людей – бизнес-связями, поездками официальных делегаций. И, если авиакомпании начнут массового пользоваться такой возможностью (отменять рейсы в Украину), это будет иметь крайне негативный эффект – и имиджевый, и финансово-экономический", - говорит Кирилл Новиков.

Однако сейчас совершенно нельзя подсчитать возможные убытки, потому что непонятно, на какой период будет введен запрет на полеты в Украину, если он, в принципе, будет введен.

Поставки военной помощи под вопросом

Есть еще один важный момент, связанный с ожидаемым прекращением полетов в Украину.

На сегодня понятно, что запрет будет касаться пассажирских перевозок. "Однако, учитывая, что причина остановки (полетов) – страховая, подобная история может коснуться и грузовых перевозок", - отметил Кирилл Новиков.

И это является поводом для беспокойства - ведь в Украину доставляются военные грузы от наших союзников.

Однако вооружения и другая подобная помощь поставляется самолетами военной, а не гражданской авиации. "А там подчинение и страхование все же несколько иное, - говорит Новиков. - В конце концов, военная авиация и предназначена для того, чтобы летать туда, где стреляют".

С другой стороны, исключать того, что правительства этих стран примут решение не отправлять самолеты в Украину, дабы не рисковать людьми и техникой, также нельзя. Ведь многие страны-участницы НАТО, включая США и Великобританию, заявили, что не будут направлять свои воинские контингенты в нашу страну.

Таким образом, гибридная информационно-военная операция против Украины, похоже, выходит на новый уровень, и о том, что нас ожидает дальше, можно только догадываться.

Новини партнерів

Читайте также

Возобновление авиаполетов в Украине: что известно, когда ждать

В условиях продолжения войны в Украине возобновление авиаполетов возможно из Львова, Борисполь под большим вопросом