RU  UA

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Транспорт и связь

Было ваше - стало наше: Россия украла у Запада сотни самолетов

Россия не сможет полноценно обслуживать и ремонтировать имеющиеся у нее самолеты

Россия не сможет полноценно обслуживать и ремонтировать имеющиеся у нее самолеты Фото: Wikipedia

Западные санкции нанесли серьезный удар по авиационной отрасли России. Страна-агрессор больше не сможет получать новые самолеты крупнейших мировых производителей, а также комплектующие к ним. Кроме того, РФ должна вернуть владельцам самолеты, находящиеся у нее в аренде. Однако Россия, которой не впервой нарушать международное право, попросту, присвоила себе чужие летательные средства. "Апостроф" выяснял, к чему это приведет.

"Мы забрали чужую собственность"

С начала войны в Украине мир активно вводит санкции против России и разрывает связи со страной-агрессором. В частности, ограничения коснулись и гражданской авиации. Почти все страны Европы, США и Канада закрыли для российских самолетов небо. Европейский Союз также принял санкции, предусматривающие запрет на поставку в РФ гражданских самолетов и запчастей к ним, их техническое обслуживание и страхование. Санкции также обязывают лизингодателей расторгнуть контракты с российскими авиакомпаниями.

Такое решение стало сокрушительным ударом для российских авиаперевозок и сделало практически невозможными полеты российских авиакомпаний за границу.

Это связано с традиционными методами работы на рынке авиаперевозок. Дело в том, что гражданские авиакомпании очень редко владеют самолетами. Они находятся в собственности лизинговых компаний, которые затем передают машины в аренду перевозчикам. Соответственно, практически все эксплуатируемые в России самолеты зарубежного производства (Boeing, Airbus, Embraer и другие) на самом деле российским компаниям не принадлежат. И по требованию лизингодателей подлежат аресту в иностранных аэропортах для возвращения владельцам.

После таких требований около 80 самолетов российских компаний были арестованы в разных аэропортах мира. Чтобы не потерять и остальное, российское руководство приняло решение об отмене полетов за границу. Отныне около 500 самолетов иностранного производства (а это около 80% общего парка самолетов в России) будут вынуждены работать только на внутренних рейсах для того, чтобы избежать ареста и возвращения своим владельцам.

По сути, российское руководство приняло решение украсть несколько сотен самолетов, общая стоимость которых оценивается в 20 миллиардов долларов. Это официально признал даже российский министр транспорта Виталий Савельев, который на встрече с представителями авиакомпаний обрисовал неутешительные перспективы для этих машин и авиаперевозок. "Они не будут обслуживаться на Западе, их даже не выпустят из России из-за того, что мы забрали чужую собственность", – сказал он.

Также министр сообщил, что правительство России пытается договориться с лизингодателями о выкупе находящихся в России самолетов. Теоретически, такое решение позволило бы снять обвинения в краже самолетов. Однако лизинговые компании, крупнейшие из которых расположены в Ирландии и на Бермудских островах, не идут на это, поскольку введенные против России санкции, в частности, предусматривают запрет на экспорт туда авиационного оборудования.

Вместо оригинальных запчастей – китайские подделки

Однако даже с эксплуатацией самолетов в самой России неизбежно возникнут проблемы.

"Самолет - очень сложная машина, к которой выдвигаются очень строгие условия по поддержанию их технического состояния и соблюдению норм безопасности, - говорит пожелавший не раскрывать свою личность собеседник "Апострофа", связанный с украинским авиастроением. - Каждый самолет должен регулярно проходить большое количество разнообразных процедур, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом и заменой деталей. Все эти работы обязательно производятся с разрешения и под пристальным надзором со стороны разработчика и владельца самолета. Также уделяется внимание тому, чтобы все устанавливаемые на самолет запчасти были оригинальными и отвечали требованиям, которые выдвигает к ним производитель".

Разумеется, теперь возможности проводить обслуживание и ремонт самолетов по международным процедурам Россия утратила. Компании-лизингодатели уже отозвали летные сертификаты на все оставленные в России самолеты. По международным правилам, это означает, что самолеты больше нельзя поднимать в воздух. Однако они продолжают использоваться для перевозок на внутренних рейсах.

Впрочем, уже в скором времени, когда наступят сроки очередных текущих ремонтов, российские авиакомпании столкнутся с еще более серьезной проблемой, поскольку разработчики самолетов прекратили поставки оригинальных запчастей.

"Происхождение и качество всех устанавливаемых на самолеты деталей тщательно отслеживаются и проверяются, поскольку это имеет огромное значение для безопасности полетов, - рассказал собеседник издания. - Техническое обслуживание может происходить только на специализированных предприятиях, имеющих сертификат на выполнение данных видов работ от разработчика самолета. Такие центры есть и в России, однако сегодня они таких сертификатов лишились. А без разрешения владельца и разработчика самолета техническое обслуживание не считается законным".

Поэтому, хотя российские власти заявили, что будут обслуживать самолеты самостоятельно, уже скоро у перевозчиков возникнут проблемы, связанные с отсутствием поставок новых запчастей. Решать эти проблемы российские власти собираются двумя путями: разбирать одни самолеты и устанавливать детали с них на другие, или покупать копии оригинальных запчастей в Китае. Однако и в одном, и в другом случае такие ремонты не будут признаны большинством стран мира. И, соответственно, самолеты, не прошедшие надлежащих процедур, не будут принимать за границей.

Конечно, из каждого правила всегда найдутся исключения. И часть стран согласится признать действия России законными и сохранить авиасообщение. Уже сегодня известно, что принимать перерегистрированные в России самолеты иностранного производства, которые недавно находились в лизинге, согласились Китай, Казахстан, Узбекистан. Однако вряд ли на этих направлениях удастся достичь такого пассажиропотока, который недавно существовал между Россией и европейскими столицами или курортами Турции.

От электронных баз к бумажным документам

Фактическая кража нескольких сотен самолетов, безусловно, отразится не только на деловой репутации российских авиакомпаний и их возможности летать за границу. Свою часть потерь получат и владельцы этих машин – крупные лизинговые компании, которые лишатся дорогостоящей техники и доходов от аренды.

Однако, хотя потери лизинговых компаний исчисляются миллиардами долларов, они не приведут к финансовой катастрофе. По оценке директора консалтинговой компании Alton Aviation Consultancy Брэда Дэйли, в портфелях большинства лизинговых гигантов российские авиакомпании составляют менее 10%. Следовательно, даже если самолеты будут полностью потеряны, эти компании сохранят свой бизнес и прибыльность.

К тому же, лизинговые компании, разумеется, обратятся с исками в международные суды и, хотя такие процессы займут много времени, в конечном счете, все же отсудят компенсацию, которую можно будет получить за счет изъятия российских активов за рубежом.

А вот на будущий рыночный потенциал России нынешнее решение о конфискации самолетов будет иметь огромное влияние. Ведь кто повторно доверит супердорогую технику стране, которая однажды просто взяла и отобрала ее у хозяев?

Проблем российской авиации добавили и хакеры, которые в последнее время активно атакуют российские государственные структуры, выкладывая в сеть их внутреннюю информацию. Недавно подобной атаке была подвергнута и "Росавиация" - организация, регулирующая авиаперевозки в России. Однако в этот раз хакеры не выложили данные в сеть, а просто уничтожили их. В результате атаки вся база (документы, файлы, данные регистрации авиасудов и электронная корреспонденция общим объемом 65 терабайт) этого государственного органа была утрачена.

Эту удачную атаку приписывают известной хакерской группе Anonymous. И поначалу она сама подтвердила свою причастность к акции. Однако представители группы выложили в Twitter сообщение о том, что, проверив данные, "не нашли доказательств причастности коллектива Anonymous или групп, связанных с Anonymous, к недавнему взлому Управления гражданской авиации России ("Росавиации")".

Однако, кто бы ни стоял за этой дерзкой акцией, восстановить информацию о самолетах и их обслуживании в России будет очень сложно. Тем временем "Росавиация" уже объявила о возвращении к бумажному документообороту и переписке посредством почты и фельдегерской службы.

Утрата информации о самолетах и их обслуживании является еще одним фактором, который отрежет российскую авиацию от общемирового пространства.

"Русланы" больше не летают

Внесла свой вклад в преследование российской авиации и Украина. Как известно, компания "Волга-Днепр" владеет двенадцатью транспортными самолетами Ан-124-100 "Руслан". Эти машины изготовлены еще в советское время, и находятся в собственности российской компании.

Однако разработчик этих машин – украинское государственное предприятие "Антонов" еще в 2014 году, после аннексии Крыма и оккупации территорий в Донецкой и Луганской областях, прекратило отношения с российской компанией.

"Именно тогда россияне впервые приняли решение разрешить одному из предприятий, аффилированных с "Волга-Днепр", выдавать сертификаты летной годности на "Русланы". То есть фактически перевозчик выдавал такие документы сам себе, что является грубым нарушением правил, действующих в гражданской авиации"" , – рассказал собеседник "Апострофа".

В течение нескольких лет мир закрывал на это глаза, пользуясь услугами российской компании. Однако сейчас терпение лопнуло и у авиационной общественности, и у украинского разработчика. 21 марта нынешнего года по иску ГП "Антонов" Святошинский суд Киева принял решение об аресте 12 самолетов "Руслан", принадлежащих предприятию "Волга-Днепр". Решение суда уже вступило в силу и принесло первые результаты. Трем "Русланам" уже запрещен вылет из Германии и одному – из Канады. Юристы продолжают работать над тем, чтобы остановить эксплуатацию и других самолетов.

Таким образом, сегодня Россия практически утратила авиационную связь с миром, за исключением нескольких стран, которые не обращают внимание на вопиющие нарушения международного права. А, поскольку европейские страны рассматривают возможность прекращения железнодорожного и автомобильного сообщения с РФ, то вскоре страна-агрессор будет отделена от Европы новым "железным занавесом", который станет символом окончательного прощания России с цивилизованным миром.

Новини партнерів

Читайте также

Возобновление авиаполетов в Украине: что известно, когда ждать

В условиях продолжения войны в Украине возобновление авиаполетов возможно из Львова, Борисполь под большим вопросом