Секретарь СНБО Алексей Данилов заявил, что в 2024 году в Украине может возобновиться авиасообщение, прерванное с начала российского вторжения. "Апостроф" разбирался, насколько реалистично осуществлять полеты в условиях войны, какие украинские аэропорты наиболее подходят для возобновления авиасообщения и готовы ли авиакомпании снова летать в Украину.
Читайте также: Зеленский сделал неожиданное заявление о возобновлении авиаполётов
В Украине после почти двухлетнего перерыва может возобновиться гражданское авиасообщение. Об этом в эфире телемарафона сообщил секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов.
Напомним, отечественное воздушное пространство было закрыто с началом российского вторжения 24 февраля 2022 года.
По словам Алексея Данилова, рассматривается несколько вариантов возобновления полетов, однако в любом случае для этого нужно выполнить определенные условия.
"Во-первых, это защита тех аэропортов, где будет решение запустить использование самолетов. Во-вторых, должна быть готова инфраструктура. Должен быть обязательно задействован механизм страхования, потому что без страховок никто этого не будет делать. Ну, и нужна компания, которая возьмется за перелеты", – сказал секретарь СНБО.
По его словам, как ожидается, полеты начнутся уже в следующем году.
Спасибо украинским ПВО
Понятно, что закрытие воздушного пространства в самом начале большой войны было связано с вопросами безопасности, так как любой самолет мог стать удобной целью для российской ракеты. Скопление большого количества людей в аэропортах также потенциально опасно.
Но изменилось ли что-то принципиально в этом вопросе сейчас, когда представители власти начали говорить о возможности возобновления авиасообщения (помимо Алексея Данилова об этом говорили и в Офисе президента)?
"У россиян может возникнуть желание ударить по гражданским аэродромам, однако имеющиеся средства ПВО способны отразить подобные атаки, - сказал "Апострофу" министр инфраструктуры Украины в 2016-2019 годах Владимир Омелян, который сейчас служит в войсках ПВО. - Атаковать же самолеты в воздухе (если речь идет об аэропортах на западе Украины) они, скорее всего, неспособны физически, да и вряд ли отважатся, учитывая, что у них уже есть огромные проблемы из-за МН17 (малазийский Боинг, сбитый российским "Буком" 17 июля 2014 года). И вряд ли они захотят повторить такой "подвиг".
По мнению эксперта, в настоящее время теоретически можно рассматривать возобновление авиационного сообщения из Львова и/или, если будет достроена взлетная полоса, из Ужгорода: "В случае усиления этих пунктов системами Patriot и средствами сбития "Шахедов", эти аэропорты можно в достаточной степени обезопасить".
В то же время, открытие столичного аэропорта "Борисполь" сейчас не реалистично, а потому соответствующие заявления просто смешны, считает Омелян.
"На этом этапе такая задача не может быть реализована ни с военной точки зрения, ни с точки зрения безопасности, ни в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ICAO) и Европейского агентства безопасности авиации (EASA)", - пояснил он.
Кроме того, по его словам, даже если говорить об аэропортах на западе Украины, речь не будет идти о базировании самолетов в нашей стране: "Только о рейсах, когда самолет приземляется на аэродроме, в течение часа-полутора производит высадку и посадку пассажиров и улетает обратно" .
Лучше подождать
Впрочем, далеко не все смотрят на это столь же оптимистично.
Источник "Апострофа", связанный с национальной авиационной отраслью, заявил, что возобновление сегодня авиаполётов является утопией.
"Разумный человек сейчас об этом говорить не будет", - отрезал собеседник издания.
Руководитель программ безопасности центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Павел Лакийчук также считает, что сейчас об открытии авиасообщения в Украине говорить рано.
"Украина не имеет сегодня господства в воздухе и потому, даже несмотря на значительное усиление ПВО, прорывы ракет возможны. Россияне очень много обстреливают аэродромы, сейчас военные (Староконстантинов, Миргород и т.д.), и нет никакой гарантии, что в какой-то момент они не решат обстрелять и гражданские", - сказал эксперт в комментарии "Апострофу".
Он напомнил, что у нашей страны есть опыт организации транспортного сообщения в условиях постоянной опасности вражеских нападений, и это - "морской коридор".
"Однако в данном случае речь идет о грузовых, а не пассажирских перевозках. К тому же, даже в случае поражения судов есть большая вероятность спасения экипажа. Но при поражении самолета гибели людей избежать, скорее всего, не удастся", - резюмировал Лакийчук.
С коллегами согласен и эксперт в сфере транспорта Кирилл Новиков.
"Пока не будет обеспечено 100% и даже 110% безопасности с точки зрения защиты аэропортов, говорить о возобновлении полетов нельзя", - сказал он в разговоре с "Апострофом".
Кстати, в нынешних условиях, когда в Украине продолжаются боевые действия, на возобновление полетов не согласятся и наши международные партнеры.
"Мы работаем по европейским протоколам, а европейские протоколы определяют небо над Украиной как закрытое. Даже если закончится фаза активных боевых действий, я думаю, ни одна организация не возьмет на себя ответственность разрешить летать. Нам что, нужно повторение MH17? Думаю никому это не нужно. Поэтому лучше переждать, чем рисковать", - сказал Новиков.
Привет старым и новым друзьям
Рано или поздно условия для возобновления в Украине авиасообщения появятся, но полеты не начнутся в тот же миг.
По словам Кирилла Новикова, за почти два года отсутствия авиасообщения в стране произошли определенные процессы – были утрачены целые коллективы аэропортов, компании, которые занимались кейтерингом, обслуживанием пассажиров и грузов, поставками топлива для самолетов и т.д.
"Представим, что небо гарантировано на 100%, и тогда с даты (открытия авиасообщения) потребуется несколько месяцев, чтобы привести в порядок наземную инфраструктуру, вернуть компании, вернуть коллективы, пройти там, где нужно, сертификацию, потому что, если аэропорт не работает, он теряет сертификат. Часть аэропортов восстановится быстрее, другим потребуется больше времени", – говорит эксперт.
Для того чтобы совершать полеты, нужны не только аэропорты (и, конечно же, пассажиры), но и авиакомпании, которые захотят и смогут летать в Украину.
Впрочем, как утверждают источники "Апострофа", такой интерес у иностранных перевозчиков есть, и они готовы начать перелеты "как только, так сразу".
"Будут наши постоянные партнеры, которые давно к нам летали, - Wizz Air, Ryanair. Они к нам периодически приезжают, общаются с нашими авиационщиками, поддерживают их, по крайней мере, морально, говорят, что они готовы", - соглашается Кирилл Новиков.
Однако на первом этапе возобновления авиасообщения базовым перевозчиком должна стать украинская авиакомпания, считает Владимир Омелян.
"Может быть, для этого стоит создать государственную авиакомпанию на базе МАУ, которая сейчас переживает банкротство", - сказал он.
Кирилл Новиков, в свою очередь, не исключил, что на базе МАУ появятся новые авиакомпании, при этом на рынок могут выйти и новые отечественные игроки. В целом, по мнению эксперта, речь может идти о том, что четыре-пять украинских компаний а также до пяти иностранных компаний вернутся к осуществлению авиаполетов достаточно быстро.
Читайте также: Еще до окончания войны: в Ryanair озвучили возможный план возобновления полетов в Украину