Единственный в Украине оригинал Малевича и судьбоносное произведение Шевченко - в Музее истории Киева проходит выставка уникальных работ выдающихся украинских художников.
Выставка проходит в рамках национального арт-проекта "Большая семерка", который организаторы называют путем к созданию визуального кода нации. Под одной крышей впервые в истории экспонируются работы выдающихся художников, получивших мировую славу - самых известных представителей украинского авангарда.
История рождения уникальной выставки
Журнал "Новое время" инициировал рейтинг "Топ-100 больших украинцев" - от Киевской Руси до наших дней. Чтобы его сформировать, пригласили 100 авторитетных экспертов. Туда вошли Сергей Жадан, Владислав Троицкий, Юрий Андрухович, Андрей Курков и другие.
И так совпало, что в этом рейтинге оказалось семь художников. Автору известного проекта "Ukraine The Best: культурное пространство от А до Я" Юрию Комелькову пришло в голову наглядно продемонстрировать культурное достояние художников, вошедших в топ-100. Так образовалась "Большая семерка".
"Давно задумывался над тем, а каким видом визуального искусства известна Украина? Считаю, что это украинский авангард. Все семеро - украинские авангардисты. Это популярное явление в украинском искусстве. Вроде итальянского ренессанса или французских импрессионистов", - говорит Юрий Комельков "Апострофу".
Юрий считает, что украинский авангард может стать известным по всему миру брендом.
"Это в определенной степени продолжение моего известного проекта "Культурное пространство от А до Я", успешного в контексте международной политики", - говорит Юрий Комельков. - Проект и сейчас презентуется в форме каталога, выданного на английском языке для украинских посольств по всему миру. "Большая семерка" уже имеет определенное историческое наполнение и является путем создания визуального кода нации".
Юрий рассказывает, что собрать работы было нелегко. Но примерно за месяц удалось получить для экспозиции более 50 произведений авторства "семерки".
"Сложнее всего было с Малевичем, потому что в Украине есть только одна работа его доказанного авторства, из частной коллекции, - это автопортрет. Весь Малевич, который есть сегодня в Украине, представлен на этой выставке", - говорит организатор.
Были сложности с представителем расстрелянного возрождения Михаилом Бойчуком - почти все работы художника и его последователей уничтожены.
"Связался с человеком, который занимается бойчукистами - сыном Ефрема Кравченко. Ефрем Кравченко - это один из бойчукистов, которого не уничтожили. У него и был портрет Бойчука", - говорит Юрий Комельков.
Проект экспонирует работы из пяти украинских музеев, поэтому имеет статус национального.
"Выставка наполнена концентрацией различных смыслов, - говорит "Апострофу" Татьяна Костенко, первый заместитель генерального директора Музея истории Киева и куратор проекта от музея. - Большая семерка ассоциируется с семеркой великих держав, а у нас своя семерка - великих художников. Это люди, которыми мы гордимся, которые важны для истории культуры - не только Украины, но и всего мира. Мы должны о них говорить больше, шире. Мы поддерживаем эти имена. Это больше, чем имена, это - настоящие явления".
Семь гениев в одном музее
Экспонаты привлекают внимание уже издалека - образцы безупречного чудачества, совершенного авангардизма, выполненные уверенной рукой мастера своего дела: сочная игра цвета и форм абстрактных пейзажей нашего современника Анатолия Криполапа, точные графические образы с украинским привкусом Георгия Нарбута, стильные минималистичные скульптуры Александра Архипенко.
"Произведения Архипенко - это частная коллекция Игоря Воронова, - рассказывает "Апострофу" организатор выставки Юрий Комельков. - А в коллекции присутствуют и другие работы - не только скульптуры, но также живопись и графика".
Далее выясняется, что Казимир Малевич писал не только геометрические фигуры, но и вполне узнаваемые образы. К тому же, он занимался фресковой живописью. На экспозиции представлена его работа "Церковь", выполненная в стиле пуантилизма, а также автопортрет 1934 года. И этот автопортрет - единственное произведение всемирно известного основателя супрематизма, которая есть в Украине. И владеет им искусствовед и коллекционер, заслуженный деятель искусств Эдуард Дымшиц.
"Малевич - это имя мирового масштаба. Его творчество исследуют и у нас, и в России, и в Польше. Это единственная его работа, которая существует в Украине, и она впервые экспонируется в музейном пространстве", - отмечает академик.
Истории попадания таких раритетов в руки коллекционеров порой не менее захватывающие, чем сами работы.
"Это была вторая половина 90-х годов, - рассказывает Эдуард Дымшиц. - Мой коллега мне позвонил и сказал, что в Крыму продается работа Малевича. Поскольку работы Малевича, Пикассо, Рембрандта ежедневно там продаются, и никто не в теме, я отнесся к этому скептически. Но узнал, что работу продает дочь поэта-футуриста Геригория Петникова. Петников был близким другом Малевича, которому тот перед смертью отправил свой портрет. Я понял, что это оригинал, и купил его".
Фантастические животные и растения Марии Примаченко - как экскурсия в коллективное бессознательное украинского народа. В ярких узорах, получивших название "народный примитивизм", кроется настоящий этнический код, к тому же удивительно мощный энергетически.
"Мария воплощала себя в образе льва. Все изображения льва - это автобиографическая картина. На ней присутствует и сила характера, и сила духа, - рассказывает правнучка художницы, а также директор БФ "Творческое наследие семьи Марии Примаченко" Анастасия Примаченко. - В начале 60 -х годов Мария начала создавать коллекцию автобиографических рисунков. Она мечтала, чтобы эти рисунки перевоплощались в книгу".
Есть также уникальная двусторонняя картина Марии Примаченко "Зверь Полесский" из коллекции Prymachenko family foundation, в которой художница описала важное событие своей биографии.
"Картина является автобиографической. Она как изюминка сегодняшнего действа - отражает основные моменты ее личностного роста в искусстве", - объясняет Анастасия.
Есть здесь и произведения бойчукистов - неизвестных студентов, которые были последователями творческого пути Михаила Бойчука, представителя расстрелянного возрождения и одного из основателей монументального искусства Украины.
На выставке присутствует знаковая работа Тараса Шевченко "Цыганка".
"Работа получила первое место в конкурсе, который проводила Петербургская имперская Российская академия. И присвоила ему звание свободного художника, - говорит Юрий Комельков. - О Шевченко в каталоге я написал только три слова. Те, которые сказал он сам:" По профессии я художник".
В рейтинг попал и наш современник - известный киевский художник-авангардист Анатолий Криволап. Его называют основателем "нового украинского пейзажа". Мастер абстрактного и нефигуративного искусства, работы которого завораживают глаз и наполняют течение мыслей калейдоскопом смыслов и чувств. И нельзя не залюбоваться его морскими пейзажами.
"У меня на даче есть почтовый ящик на улице, - рассказывает "Апострофу" Анатолий Криволап. - Как-то увидел журнал "Новое время". Пришел и положил на стол, чтобы потом почитать. А потом открыл и увидел... Я был поражен. Это абсолютно неожиданно и приятно".
История становления художника - тоже настоящий авангард. Целых 15 лет маэстро принципиально не интересовался работами других художников - искал собственный стиль после того, как тщетно пытался узнать схемы применения цвета своих коллег. В конце концов, занялся разработкой собственной схемы.
"Фигуративная абстракция всегда связана с недосказанностью и стилистической загадочностью, - рассуждает Анатолий Криволап. - Художник может иметь конкретную фантазию, которая затем переходит в неконкретную. Фактически пейзаж Кандинского стал абстракцией, и породил новое направление. Малевич сначала начал рисовать окно и затем его закрасил, и возник квадрат. Это не единичный случай".
Художник говорит, что его пейзажи - не абстрактные, а имеют своеобразную форму выражения.
Кстати, все работы Криволапа, представленные в проекте "Большая семерка", экспонируются впервые.
"Начиная с автопортретов 70-х годов и заканчивая работой-символом этого проекта. "Семь цветов" - семь участников проекта. Каждый имеет свой цвет, каждый - личность, но все они едины и имеют истоки к народному искусству", - говорит Юрий Комельков.
Святыни и разговоры художников
В целом выставка делится на три тематических блока: "портрет", "сакральное искусство", "полилог".
Блок "портрет" представляет лица героев выставки:
"Это автопортреты Бойчука, Шевченко, Криволапа, Нарбута, и фотопортреты Архипенко и Примаченко", - говорит Юрий Комельков.
Следующий блок - это проект сакрального искусства.
"Все участники проекта уделяли внимание сакральном искусству, - говорит Юрий Комельков. - В этом проекте приняли участие все кроме Архипенко. Это и картина Малевича "Церковь", и церковная роспись бойчукистов, и роспись Криволапа, которая еще продолжается. Этой теме посвящены и графические работы Георгия Нарбута. И украинские церкви Тараса Шевченко".
Третий блок - "полилог" - разговор между художниками, участниками проекта. Организаторы показывают, как перекликаются между собой произведения украинских художников, они якобы "разговаривают".
"Если вы посмотрите экспозицию, вы найдете много общего между этими людьми", - объясняет идею организатор.
Но что именно? Конечно, корни. Различные стили, разные эпохи, но всех объединяет определенный народный лейтмотив. И он - довольно ощутимый для наблюдателя. Вероятно, именно его Комельков и назвал визуальным кодом нации.
"Малевич подчеркивал, что без народного искусства не существует профессионального", - говорит Юрий Комельков.
И эта идея взаимодействия между художниками стала изюминкой проекта. "Я все эти работы видел, но как он (Юрий Комельков) их разместил, - восхищается один из экспертов.
Посетители в восторге. Известный хореограф Раду Поклитару искренне восхищается увиденным.
"Я просто поражен! Как можно за такой короткий срок организовать просто невероятную выставку, где собрана квинтэссенция украинской культуры, от Шевченко до Криволапа, - говорит "Апострофу" создатель театра "Киев модерн-балет". - Очень понравились работы Малевича. А Криволап - это вообще гений, который живет с нами в одно время".
В детстве мама прививала Раду любовь к искусству - неутомимо водила его по музеям. Хореограф считает, что это сформировало его вкусы и повлияло на творческие свершения в профессии.
"Моя мама не специалист в живописи, она балерина, - говорит Раду Поклитару. - Но ей казалось, что это нужно. Тогда никто не знал, что я стану хореографом, что это со временем станет частью моего культурного мира. Но мама, как оказалось, была права. Теперь я и сам стараюсь ходить по музеям. и чувствую себя в них, как в собственной стихии".
Организаторы выставки приглашают киевлян и гостей города в Музей истории Киева увидеть редкие работы художников, которых знают далеко за пределами Украины.
"Этот проект интересен и для учебы, и для дипломатии, и для внешней политики, - заключает куратор проекта от музея Татьяна Костенко. - Кто помнит, каким был Папа Римский, когда жил Микеланджело? Никто. А Микеланджело помнят все. Искусство вечно".