RU  UA

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Культура

Искусство из мусора: как киевский художник спасает окружающую среду и создает шедевры

В Киеве проходит уникальная выставка картин из пластика

В Киеве проходит уникальная выставка картин из пластика Фото: instagram.com/artist_ulianov

В Музее истории туалета открылась выставка художника Дмитрия Ульянова под названием "На берегах сознания". Атмосферные, насыщенные пейзажи, в которых нетрудно узнать побережья киевских водоемов, становятся еще более интересными, когда узнаешь: художник не использовал краску вообще. Все до единой работы созданы с помощью пластика, найденного на берегу этих же рек. "Апостроф" побывал на выставке уникального художника.

Детская травма и взрослые реалии

В детстве Дмитрию не предсказывали карьеру выдающегося художника.

"В школе №165 учитель увидел нарисованную мной сливу и сказал, что мне надо поотрывать руки и заменить их на две метлы, чтобы я больше ничего не рисовал. Таким образом я получил психотравму, и это уже был стимул стать художником", - рассказывает Дмитрий Ульянов "Апострофу".

Овладев техникой акварели, пастели, карандаша, он начал осваивать живопись. И уже тогда понял: денег на краски физически не хватит.

"Чтобы купить полную палитру художника, нужно продавать автомобиль, - говорит Дмитрий. - К краскам еще нужны кисти, мастихины, лак, растворитель".

Выход нашелся не сразу.

Ноль красок и хирургическая лаборатория дома

Все началось с желания очистить окружающую среду. Дмитрий вместе с друзьями-единомышленниками выходил на берега рек и собирал мусор.

"В частности, по Лыбеди были маршруты, - рассказывает художник. - Мы как те бобры, вылавливали этот пластик с рек, мыли его и везли на свалку. Все за свой счет, нам никто не помогал".

На самом деле Дмитрий - активный поборник экологии. Пользуется единым пакетом уже несколько месяцев и активно призывает к этому свое окружение.

"Полиэтилен - не только враг экологии. Это враг нас самих. При попадании в воду или почву вся поверхность под этим полиэтиленом перестанет отвечать нашей экологической форме среды, там будет формироваться свой микроклимат, в частности будут развиваться злокачественные грибы. А их споры очень опасны для легких", - говорит Дмитрий Ульянов.

Художник признался, что идея совместить чистоту окружающей среды с творчеством пришла к нему не сразу.

"Однажды подошел к костру и увидел расплавленные бутылки вместе с крышечками из-под кофе. Кто-то бросил в костер пластик. Это меня озадачило и, придя домой, я начал рисовать пластмассой", - рассказал Дмитрий.

Фото: Апостроф / Ярослава Тюпка

Получилось не сразу, но со временем удалось выполнить в пластмассе одну из простых уже готовых картин. Затем я начал разрабатывать и оттачивать свою собственную технику.

"Моя техника работы не разглашается, - говорит Дмитрий. - У меня целая куча инструментов - настоящая хирургическая лаборатория дома. Там все строго".

Главный принцип - никакой краски: "Потому что это в моем случае халтура. Если мне не хватает какого-то цвета, я срываюсь и иду искать этот пластик, и если в этот день я этот пластик не нахожу, то домой не прихожу".

Пластиком Дмитрий рисует уже 7 лет. Впрочем, именно рисование пластмассой не является чем-то особенным. Эти техники общеизвестны много лет.

"Например, одна из них - берется металлический поддон, на нем выкладывается изображение - разный пластик, зажигалки, крышечки. Поддон с этим изображением из пластика кладут в муфельную печь, где они запекаются в высокой температуре и картина становится пластмассовым изображением", - рассказал художник.

В такой технике немало условностей, говорит художник: "Есть талантливая художница, которая таким образом перерисовывает известные картины эпохи Средневековья и Возрождения. Скажем, Веласкеса. Она рисует на выкладку, с помощью клея. Берет пластиковые фрагменты и создает так называемую мозаику".

Но у Дмитрия техника особая, и о ней не знает никто. С годами эта техника совершенствуется. Наряду с пейзажами рек и парков есть и вполне предметные картины.

Фото: Апостроф / Ярослава Тюпка

"Анубис" - это уже мой уровень А. Я действительно начал хорошо рисовать мелкие детали", - признался художник.

В центре внимания Дмитрия Ульянова - природа и экология Киева.

"Я все-таки за очистку киевских рек и, несмотря на любую коммерцию, буду всегда стремиться показывать именно природу Киева", - отметил художник.

В этом немало помогают друзья и единомышленники.

Один из них - профессиональный фотограф и оператор Никита Процак. Он один из тех, кто ходит вместе с Дмитрием по берегам рек, а по его фото художник часто рисует свои картины. Мужчина говорит, что инвестирует свое время, силы и ресурсы в экологическую миссию.

"С детства по примеру моей семьи я был большим защитником природы, - рассказывает Никита. - Я осторожно использую пластик и стараюсь информировать людей о последствиях распада полиэтилена".

Никита долгие годы занимается пейзажными фото и, хотя не является коренным киевлянином, но за 7 лет проживания влюбился в столицу, ее состояние, природу и архитектуру. И естественным было желание увидеть ее в как можно лучшем свете.

"Меня поразили работы Дмитрия, - говорит Никита Процак. - Я был в восторге и от качества исполнения, и от тематики и методики работы. Собственно, так и началось наше общение. Сотрудничество продолжилось на основе взаимопомощи по сбору пластика, также в соавторстве некоторых работ".

"Благодаря моим талантливым друзьям у меня есть возможность рисовать картины по фото высокого качества", - говорит в свою очередь Дмитрий Ульянов.

Музеи Воды, Туалета и космический мусор

На выставку Дмитрия вдохновила знакомая. Ранее она работала в Музее воды, а ныне - в Музее истории туалета. В Музее воды картины Дмитрия экспонируются еще с марта.

"Символично, что именно эта выставка открыта на Ивана Купала - я вижу в этом непосредственную связь с водой, - рассуждает Дмитрий. - Интересно, что и Музей воды, и Музей туалета находятся в башне, и туда и сюда ведут крутые ступени и оба музея связаны с водой, и на базе обоих этих музеев можно делать экспозицию. Получается, первая галерея, в Музее воды, создала возможность работать во второй галерее, в музее истории туалета".

Но на этом художник-эколог останавливаться не собирается. Он планирует производить пластиковые интерьеры, муралы, крупноформатные объекты.

"Чтобы нас увидели, о нас начали говорить. Ну и помогать, конечно", - говорит художник.

Фото: Апостроф / Ярослава Тюпка

И ни в коем случае не останавливать движение: "Мои друзья могут и ночью пойти собирать пластик. У нас даже свое движение есть - "Жил Движ" называется. Мы еще не зарегистрированы, но на базе выставок это все можно решить. Лично я собираюсь развивать это движение, пока все не начнут убирать пластик за собой".

Следующая выставка будет посвящена уже проблемам океанического характера. Да что там - художник предпочитает говорить даже о космического мусора. И имеет одноименную серию работ.

"Например, работа "Рассвет на Марсе", или "Марс на рассвете" - кому как больше нравится. Она занимает центральное место в главной галерее Музея воды. А нарисована кусками битого стекла от фар "Мерседеса". То есть "Мерс на Марсе" - тоже интересная идея", - шутит художник.

Директор Музея истории туалета Юрий Могильный уверен, что экспозиция Дмитрия Ульянова привлечет внимание посетителей.

"Эти картины, если даже не принимать во внимание экологический аспект, очень насыщены цветами. Они поражают глубиной цвета. Это полноценные художественные произведения, которые сами по себе являются ценностью. Любой мог бы их купить, приобрести, и повесить у себя, это было бы украшение офиса или квартиры", - уверен Юрий Могильный.

В планах музея выпустить видео, как активисты собирают этот мусор на берегах рек - чтобы подогреть интерес киевлян к выставке.

"Есть идея - под каждую картину вывести освещение, потому что так они выглядят еще более эффектно, - говорит Юрий Могильный. - Также хотим на черном фоне демонстрировать коллектор какой-то подземной реки".

Отметим, что выставку "На берегах сознания" можно посмотреть как минимум до середины октября. Руководство музея планирует меняться картинами с Музеем воды. И некоторые из них оставить в постоянно действующей экспозиции.

Читайте также