RU  UA

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Инфраструктура

Миссия (не)выполнима: когда достроят Дарницкий мост

В Укравтодоре обещают достроить мост до конца года

В Укравтодоре обещают достроить мост до конца года Дарницкий мост Фото: Апостроф / Александр Гончаров

Тысячи столичных автомобилистов, которые ежедневно едут с правого на левый берег Днепра по Дарницкому мосту, вынуждены маневрировать между большими ямами. И вот - в Киеве решили до конца этого года не только "залатать", но и достроить многострадальный мост. За дело взялся "Укравтодор", который подписал меморандум с "Укрзализныцей", на балансе которой и находится та сторона моста, выезды из которого недостроенные. В соответствии с меморандумом, мост будет включен в программу "Большая стройка", что позволит уже летом начать работы. В то же время столичная власть, которая уже не первый год просит передать всю автомобильную часть моста на баланс города, скептически относится к такому решению и установленным срокам выполнения работ. Достроят ли мост до конца года - выяснял "Апостроф".

Большое строительство в Киеве

Мост с красивыми железными арками, по которому поезда из столицы едут в восточном направлении, уже годами стоит недостроенным. Между прочим, это самый новый мост в Киеве - его строительство началось в 2004 году, а завершилось в 2011-м. Вернее, не завершилось, а было поставлено на паузу. Здесь до сих пор нет тротуара, по нему вообще не ездит общественный транспорт, а загруженность автомобилями составляет лишь 80 процентов (другие мосты загружены по полной).

Одна часть железнодорожно-автомобильного моста (по которой автотранспорт движется с левого на правый берег) находится на балансе КП "Киевавтодормост". Два другие участки моста (железнодорожная часть, и автомобильная часть, по которой автотранспорт движется с правого берега на левый) находятся на балансе "Укрзализныци".

"Уже чуть больше десяти лет этот мост стоит недостроенным, ведь на нем нет съездов на левом берегу, нет хорошего освещения и тому подобное. Многое надо было доделать. Но, к сожалению, оно не было доработано. Поэтому именно в рамках программы "Большое строительство" в этом году Дарницкий мост в Киеве будет достроен. Если Киев не идет к "Большому строительству", то "Большое строительство" идет в Киев", - отметил во время подписания Меморандума замглавы Офиса президента, координатор президентской программы "Большое строительство" Кирилл Тимошенко.

Читайте: Бомба замедленного действия: почему Зеленский пострадает от "Большого строительства"

На протяжении строительства мост останется на балансе "Укрзализныци", а со стороны "Укравтодора" получит полную управленческую и операционную помощь. Глава "Укравтодора" Александр Кубраков отметил, что ведомство также будет заниматься проектной документацией на всех этапах строительства.

За чей счет ремонт?

В Киевгоргосадминистрации скептически относятся к тому, что мост можно построить до конца этого года.

"Озвученные сроки завершения работ вызывают вопросы. Ведь проект 2004 года требует корректировки. Согласно нормативным документам, корректировка проектно-сметной документации продолжается до шести месяцев, государственная экспертиза проекта - еще два месяца. Проведение тендерных процедур для определения подрядчика строительных работ - тоже два месяца. Поэтому завершение работ до конца года с соблюдением всех норм и правил выглядит призрачным", - написал в Facebook замглавы КГГА Александр Густелев.

Он добавил, что ситуация могла быть другой, если бы в свое время этот мост отдали в собственность Киева.

С мнением столичного чиновника соглашаются и эксперты. Так, директор Аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко убежден, что уложиться в установленные "Укравтодором" сроки невозможно чисто физически.

"По меньшей мере восемь месяцев пойдут исключительно на административно-проектные работы. В лучшем случае строительство начнется поздней осенью", - сказал Александр Сергиенко в комментарии "Апострофу".

"Но основной вопрос - где взять деньги? - продолжает эксперт. - Государственный бюджет имеет большой дефицит. Реальных денег на это строительство нет, разве что снова надо будет выпускать облигации внутреннего займа, и их снова выкупит государственный банк. То есть - все это будет за счет наших кошельков".

К тому же, съезды с моста должны органично вписываться в инфраструктуру города. Прибрежные шоссе на левом берегу нуждаются в реконструкции. Невозможно довести до ума мост, а окрестные участки оставить без ремонта.

Дарницкий мостФото: zloi-litovets.livejournal.com

"Наиболее оптимистичные прогнозы - это начало строительства в 2022 году, и завершение его в начале 2023-го", - считает Александр Сергиенко.

Эксперт по экономическому анализу и транспортной инфраструктуре Ярослав Пилипчук также не верит в исполнение сроков.

"С технической точки зрения - возможно, это и реально, но учитывая бюрократию и политику - я особого оптимизма не испытываю. Думаю, что не успеют. Хотя эта история для страны репутационная, и надо ее завершать", - сказал Ярослав Пилипчук в комментарии "Апострофу".

Миссия выполнима?

Со стороны "Укравтодора" заявили, что уложатся в указанные сроки, несмотря на заявления скептиков. И поэтапный план процесса, разработанный совместно с Укрзализныцей, есть.

"Мы имеем четкое понимание того, как организовывать строительные процессы. Особенно, когда это касается размораживания проектов. Поэтому, в соответствии с нашем внутренним графиком, работы на Дарницком мосту могут начаться уже летом - тогда завершить все работы удастся до конца 2021 года. Сейчас мы не видим никаких предпосылок для задержек", - комментирует "Апострофу" руководитель Департамента развития дорог "Укравтодора" Андрей Ивко.

Он добавил, что роль "Укравтодора" здесь прежде всего консультационная.

"Мы делимся опытом, помогаем наладить процессы. То есть мост остается на балансе "Укрзализныци", а мы со своей стороны предоставляем полную управленческую и операционную помощь", - добавил Андрей Ивко.

Также руководитель Департамента развития дорог обратил внимание на положительный опыт "Укравтодора" в завершении других долгостроев. Так, в прошлом году были завершены и сданы в эксплуатацию ряд долгостроев, которые простаивали годами, а иногда десятилетиями. Большинство из них - это именно мосты.

"За один год мы разморозили и завершили "Буштынский мост" на Закарпатье, мост в Маршинцах, а также мосты в Розтоках на Буковине. На известном долгострое Украины, Запорожском мосту, уже открыто движение первым проездом балочного моста", - отметил Андрей Ивко.

В "Укравтодоре" также отметили, что корректировка проекта в отношении Дарницкого моста уже началась, и этим занимается организация "Днипрогипротранс". После этого процесса "Укрзализныця" объявит тендер на определение подрядчика, а следующий этап - строительство.

По мнению эксперта по транспортному моделированию Дмитрия Беспалова, строительство может быть завершено до конца года, если будет политическая воля и договоренность с соответствующими органами.

"Я такие примеры видел на объектах крупного строительства. Та же экспертиза - она может быть несколько месяцев, а может быть несколько дней. Если "Укравтодор" сделал такое заявление, то они, скорее всего, это продумывали. Вряд ли это голословное заявление. Если есть интерес к объекту, то и сроки его реализации существенно сокращаются. А для "Укравтодора" это, похоже, принципиальный вопрос", - сказал Дмитрий Беспалов "Апострофу".

Съезд с Дарницького мостаФото: zloi-litovets.livejournal.com

Цена вопроса

Сколько же стоит такое удовольствие, как завершение строительства Дарницкого моста? С этим вопросом мы обратились к "Укрзализныце", но четкого ответа не дождались.

"Для определения стоимости работ по достройке железнодорожно-автомобильного мостового перехода через реку Днепр проводятся корректировки по сметной части проекта. После актуализации цен в АО "Укрзализныця" будет подано предложение о включении в план капитальных инвестиций средств на достройку моста. Определение исполнителя работ будет осуществлено в соответствии с действующим законодательством", - отметили в "Укрзализныце" в ответ на официальный запрос "Апострофа".

Немного истории

Инициатором инфраструктурного проекта был министр транспорта во времена Кучмы Георгий Кирпа, именем которого неофициально называют мост. В 2011 году по мосту открыли движение железнодорожного транспорта, а также съезды и заезды автомобильной части моста на правом берегу.

"Этот проект строился абсолютно авральным способом. Проект был некачественный, как и его выполнение, государственную экспертизу этот мост не прошел. Эксперт, проводивший исследования, лично мне рассказал, что там куча технических недоработок. Словом, мосту не повезло с исполнителем", - говорит "Апострофу" Александр Сергиенко.

Заезды на Днепровскую набережную включили в проект, но в итоге их так и не сделали. "Юго-Западная железная дорога" задолжала турецкому подрядчику, из-за чего тот даже подавал в суд.

С тех пор между КГГА и УЗ продолжаются "переговоры" о том, кому будет принадлежать автомобильная часть моста с правого на левый берег Днепра. В КГГА отмечают, что Дарницкий мост простаивал, как и куча других объектов, исключительно из-за того, что государство не желало передать их на баланс городских властей.

Александр Густелев напоминает, что с 2016 года столица неоднократно обращалась, чтобы объект был передан на баланс города, что позволило бы его достроить и "залатать" дыры на той части моста, которая находится на балансе "Укрзализныци".

Также в КГГА говорят, что из-за того, что весь мост (за исключением железнодорожного моста) не находится на балансе коммунальных служб, город не может решить вопрос с уборкой и освещением.

Кроме того, отсутствуют съезды на Днепровскую набережную. Для полного введения объекта в эксплуатацию нужно построить автомобильную развязку на Днепровской набережной и провести некоторые работы на пересечении Дарницкого и Харьковского шоссе.

Стоит отметить, что если Дарницкий мост заработает на полную мощность, это позволит разгрузить соседние путепроводы, в частности мост Патона, на котором движение автотранспорта частично ограничено.