Киевская власть решила улучшить жизнь горожан, которые ежедневно пользуются услугами общественного транспорта, в частности маршрутками. Это означает, что к перевозчикам, которые предоставляют услуги перевозки пассажиров, требования будут усилены. Среди новых требований для маршруток: кондиционеры, 5 кнопок остановок, GPS-навигатор и экологические стандарты. "Апостроф" узнавал, какие из требований перевозчики готовы выполнить уже сейчас, а с внедрением каких будут проблемы.
Что не так с киевскими маршрутками?
Киевляне не очень довольны городскими маршрутками: больше всего жалуются на давку, хаотическое движение и хамское поведение водителей.
"Маршрутками пользуюсь, хоть и не каждый день. В общем стараюсь их избегать, потому что больше всего не нравится то, что приходится часто стоять в пробках, - говорит житель Киева. - И еще раздражает, когда надо передавать за проезд. А главное - нужны наличные. Чтобы сесть в маршрутку, надо сначала пойти в банкомат и снять деньги. Уже в троллейбусах есть безналичная оплата, а в маршрутках до сих пор каменный век".
"Я каждый день езжу на маршрутке до метро и обратно, - рассказывает киевлянка средних лет. - Постоянно давка, никаких карантинных норм. Больше всего раздражает то, что маршрутка забьется людьми, и продолжает стоять. Я не понимаю, им все мало?"
"В киевских маршрутках меня все более-менее устраивает, возможно потому, что не часто ими пользуюсь, - рассказывает молодая девушка. - Я бы хотела более комфортные условия, удобные сиденья, и чтобы маршрутки ездили по графику, как в других странах".
"Меня больше всего раздражает хамство водителей, - делится впечатлениями другая девушка. - Это не так часто происходит, но, тем не менее, всегда неприятно и портит настроение. При том, что причины всегда банальны, и чаще всего, как я понимаю, у водителя нет настроения или он просто привык так общаться, а это неприятно. Также раздражает необходимость вопить благим матом, чтобы заказать остановку, а они еще и не слышат часто. И на этой почве тоже часто возникают споры".
"Я бы хотел, чтобы маршрутки были более современные, и ездили по графику", - говорит парень.
Новые старые требования
В КГГА объявили об усилении требований к перевозчикам, которые будут участвовать в конкурсе на перевозку пассажиров. "Сегодня Киев объявляет о новом стандарте маршрутных перевозок", - сказал заместитель председателя КГГА Константин Усов.
Среди требований чиновник назвал следующие:
- обеспечение большей доступности автобусов для маломобильных пассажиров и людей с инвалидностью;
- запрет звукового и визуального загрязнения;
- наличие не менее 5 специальных кнопок остановки по требованию;
- кондиционеры и системы обогрева в салонах;
- дополнительное пространство для перевозки не менее одного кресла колесного, детской коляски или велосипеда;
- автоматическое объявление остановок на украинском и английском языках, которое будет дублироваться на электронном табло внутри и снаружи салона автобуса, чтобы информация была доступна людям с нарушением зрения;
- валидаторы для е-билета и GPS-системы;
- информационный стенд с фото водителя, номером автобуса, информацией о перевозчике и контактом для обратной связи для ускорения обработки жалобы;
- форменную одежду для водителей.
"Город всегда выдвигает дополнительные условия для перевозчиков, - объясняет "Апострофу" Игорь Мойсеенко, председатель Ассоциации перевозчиков Киева и Киевской области. - Всегда прописывались вопросы о валидаторах, GPS, фирменной одежде у водителей. Поэтому экстра-прорыва в этих стандартах нет".
Дайте нам деньги
Однако эксперты считают, что прописанные в КГГА условия не являются гарантией того, что они будут выполнены.
"Это похоже на ситуацию, когда я вдруг захотел себе "Мерс", а денег у меня на него нет, - комментирует "Апострофу" эксперт по вопросам транспорта Дмитрий Беспалов. - Я себе напланировал, какой там у него салон, двигатель, но все это осталось исключительно в моих фантазиях. Уже давно маршрутки должны иметь все эти стандарты, ходить по графику. Но что с того, если нет контроля, мотивации и ресурсов".
На практике ни один из участников конкурса, как правило, не соответствует полному перечню этих требований. В таком случае среди имеющихся перевозчиков выбирается лучший, и ему дают время на то, чтобы он доработал недостатки. Но это тоже не значит, что он это сделает.
Причина, как правило, кроется в отсутствии финансов, говорит Игорь Мойсеенко.
"Если делать улучшения, то либо в счет городского бюджета, что будет честно по отношению к пассажирам, либо все же из их карманов, - говорит председатель Ассоциации перевозчиков. - Мы же не обновляемся не потому, что нам не сказали. Мы бы хотели работать на больших автобусах как "Киевпастранс", но этот автобус стоит 280 тысяч евро. Эту инвестицию не вернуть ни при 10, ни при 15 грн за проезд. Такие автобусы дороже в эксплуатации, требуют больше топлива, на них более дорогие запчасти".
По словам Игоря Мойсеенко, условиям конкурса более или менее соответствуют автобусы Ataman (завод "Черкасский автобус", - "Апостроф")".
"Мы покупаем их уже четыре года. Они приспособлены для перевозки пассажиров со всеми физическими возможностями, у них есть 5 кнопок, которые прописаны в этих условиях, и пассажировместимость более 50 человек", - говорит председатель Ассоциации перевозчиков.
Что касается споров с водителями, то Игорь Моисеенко советует обращаться по телефону 15-51. Это городской контактный центр, который обработает жалобу.
"Этот метод обычно довольно действенный и эффективный", - подытожил председатель Ассоциации.
Что можно сделать уже сейчас?
Чтобы навести порядок с транспортом в столице, надо отказаться от автобусов малой вместимости вообще, убежден транспортный эксперт и заместитель министра финансов Александр Кава.
"Потому что это не европейский вид транспорта для больших городов, - объясняет "Апострофу" Александр Кава. - Европейский тренд - трамваи, троллейбусы, электробусы, в первую очередь, и уже потом дизельные автобусы, которых в Европе становится все меньше. В первую очередь городская власть должна была бы заботиться об увеличении количества подвижного состава на муниципальном транспорте и так же заниматься развитием муниципальной сети маршрутов, поскольку она далека от потребностей киевлян".
По словам Александра Кавы, в Киеве на маршруты выходит около 1100 единиц муниципального транспорта, тогда как в Варшаве ежедневно выходит 2800 трамваев, автобусов и электробусов. К тому же, трамваи в Варшаве многосекционные, то есть по емкости равны двум стандартным киевским вагонам.