RU  UA

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Инфраструктура

Отстройка не за горами: как Киеву восстановиться и стать лучше, чем до войны

Восстановление поврежденных зданий Киева нужно планировать уже сегодня

Восстановление поврежденных зданий Киева нужно планировать уже сегодня Фото: Апостроф

Ломать – не строить, говорят россияне и продолжают будто карточные домики сносить дома украинцев. А нам все это потом восстанавливать. И хочется сделать лучше, чем было, а главное – чтобы всем желающим хватило жилья после нашествия рашистов. На круглом столе, посвященном восстановлению Киева, архитекторы и чиновники озвучивали мнения, цифры и аналитику по поводу потерь, потенциальных потребностей и необходимых шагов в направлении успешной – относительно быстрой и однозначно качественной – реновации города. Как изменится столица – читайте в материале "Апострофа".

Последствия разрушения: как их изучить?

Хотя война продолжается, о восстановлении нужно думать уже сейчас. По крайней мере, за границей неравнодушные меценаты уже готовы инвестировать в это благородное дело. Но для этого нужно знать – какие ресурсы необходимы и как их эффективно усваивать. А это невозможно без четких данных о том, что именно разрушено. Официальных данных государственная статистика пока не предоставляет. Поэтому пока архитекторы и урбанисты ограничиваются отдельными исследовательскими инициативами. Но, во-первых, их мало, а во-вторых – об их точности никто не готов поручиться.

В первой декаде мая мэр Киева Виталий Кличко объявил о потерях, которые понесла столица в результате нашествия орды с восточной границы. По его словам, в столице пострадали 390 домов, и на их восстановление нужно 70 миллионов евро. Стоит отметить, что из них – 220 жилых домов. Остальное – объекты социальной инфраструктуры. Киевляне прекрасно помнят, как в конце марта от лап оккупанта пострадал торговый центр Retroville. Тогда от взрыва погибли восемь человек, а пожар полностью разрушил любимое киевлянами место отдыха.

Исполнительный директор ОО "Центр прикладных исследований" Юрий Щедрин считает эти цифры существенно заниженными и дает другие. По его словам, данные Киевской городской государственной администрации говорят о следующих повреждениях:

  • 222 многоквартирных дома;
  • 45 школ;
  • 30 детских садов;
  • 1 детский дом;
  • 13 административных зданий;
  • 2 спортивных объекта;
  • 5 объектов социальной сферы;
  • ТРЦ Retroville
  • 17 заведений здравоохранения.

Как возникли эти цифры? Юрий Щедрин рассказывает, что для их подсчета применялась методика КSE (Киевской школы экономики), Центра экономической стратегии, Dragon Capital, Антикоррупционного штаба, Института аналитики и адвокации, Трансперенс Интернешнл Украина, Прозорро.Продажи и Prozorro.

"Мы брали во внимание, что средняя площадь поврежденной квартиры в Киеве – 50 квадратных метров (эти данные очень обобщены и не точные, - "Апостроф"). Среднее количество квартир в доме – 100. Средняя рыночная цена за квадратный метр в Киеве – 2000 долларов (Эта цифра отличается от КSE). Мы брали среднюю рыночную цену за квадратный метр в Киеве перед началом войны с учетом ремонта и техники, ведь мы не знаем, в каком состоянии было пострадавшее жилье, но отталкиваемся от того, что это была полноценная квартира – с ремонтом, техникой, современной мебелью и т.д. Поэтому взяли такую цену", - говорит Юрий Щедрин.

Исследователи оценивают убытки в секторе недвижимости Киева примерно в 1 млрд 102 млн долларов. Из них основная масса – это потеря жилой инфраструктуры.

"Сумма ущерба за 100% квартиры составляет 100 тыс. долларов, за весь многоэтажный дом, где есть 100 квартир – 10 млн долларов. Мы брали это из данных Киевской городской государственной администрации, но мы не могли посчитать точно, на сколько процентов повреждено то или иное здание", - рассказывает Юрий Щедрин.

Но по подсчетам выходит примерно такая картина:

  • 114 домов повреждены на 30% и соответственно нуждаются в 342 млн долларов;
  • 91 дом поврежден на 50% – это сумма в 455 млн долларов;
  • 17 домов разрушены до основания и восстановлению не подлежат, поэтому их нужно строить заново, а это – 170 млн долларов;
  • общая сумма повреждений жилой инфраструктуры – 967 млн долларов.

А с учетом того, что объект поврежден максимально – на 17 заведений здравоохранения потребуется 45 млн 220 тысяч долларов, на 45 школ – 31 млн 250 тысяч, на 13 административных зданий – 30 млн 500 тысяч, на 30 детсадов – 11 миллионов 865 тысяч, на 11 заведений культуры – 10 миллионов 340 тысяч.

Исследовать разрушения можно и по районам. О таких исследованиях на примере Подольского района рассказывает народный депутат Анна Бондарь, которая является заслуженным архитектором Украины и некоторое время занимается проектами развития этого столичного района.

"Органы местного самоуправления готовят первый подход к масштабам разрушения. Каждый район осматривает разрушенные дома и делает таблицу. На примере таблицы по Подолу расскажу, что в нее входит: ориентировочная площадь квадратных метров существующего здания, степень разрушения – она может быть слабой, средней, сильной, полной, - а также адрес, дата разрушения", - рассказывает Анна Бондарь.

Эти данные передают уже в город, который силами коммунального предприятия, подчиненного городу, посредством технических экспертов делает отчет по каждому дому. Расчет нужных на восстановление денег рассчитывается по методике, установленной Минрегионом.

Анна Бондарь отмечает, что это лишь голая статистика – и при этом неизвестно, что с ней делать. Никакой аналитики в этих исследованиях не проводят.

"Например, если выбитые окна – то надо делать капремонт, если дом – разбит вдребезги, и особенно если это произошло в перенасыщенном, слишком плотном районе, то возникает вопрос, в каком виде его восстанавливать. Эту работу города и общины не проводят", – отметила нардеп.

"Каждая районная администрация собирает информацию по своим районам. Пока это первичная информация, профессиональная оценка будет потом – с тем, чтобы была возможность их компенсировать", - говорит депутат Киевсовета Ксения Семенова.

Поскольку разрушения происходят на виду у людей и в реальном времени – то каждый может приобщиться к документированию повреждений с помощью проекта "россия заплатит", где можно загрузить свидетельства о разрушении.

Например, разрушенный дом: вы вписываете его категорию, подкатегорию, подробный адрес, местонахождение, кратко описываете, что произошло, и при необходимости добавляете фото.

Главные проблемы

У каждой страны – своя история и, в частности, история послевоенной перестройки. Это разъясняется уникальностью демографии, экономической политики и строительной культуры.

Сейчас основная проблема в том, что война еще не закончилась. Потому подсчеты осложняются еще и недостаточностью данных. Помимо этого, экспертные круги выделяют ряд проблем, которые мешают адекватно оценить потребности страны и конкретно Киева в новых домах. Следовательно, к ним относятся.

1. Отсутствие исследований потоков миграции . Цифры о тех, кто уехал из Украины – весьма условные. Некоторые говорят о 10 миллионах людей, некоторые – о меньшем количестве. Но еще более сложный вопрос – кто из них вернется. И нужно ли вообще строить 10-этажный дом, если в нем некому будет жить? При этом демографический показатель в Украине также неутешителен: по словам Анны Бондарь, на данный момент он составляет 1,44.

2. Новые требования к планированию. Война показала, на что способны наши города. Одни из них смогли выдержать атаки, другие – нет. Естественно, в большей степени это сначала зависело от интенсивности обстрелов. Но, кроме того, и от оборонительной способности зданий и структуры городов. То же можно говорить и о бомбоубежищах. Поэтому в новом планировании это все должно быть учтено.

"Если город разрушен больше, чем на 50%, то что с ним делать? Оставлять ту градопланирующую структуру, которая была раньше, или планировать полностью новый город и по каким процедурам? Это должен быть обязательно конкурс или нет? Ответов пока нет, есть только проблематические вопросы. Также возникают вопросы подходов к самому строительству, например жилья. Это и высотность, и плотность застройки, и конструктивная схема, и вопросы планирования", - говорит Анна Бондарь.

3. Обязательства перед ЕС. Поскольку перед Украиной замелькала перспектива стать официальным членом Европейского сообщества – нужно менять все коренным образом, в частности, приводить в порядок документы. Все наши законодательные и нормативно правовые акты должны быть согласованы с директивами Европейского Союза – и это тоже огромный серьезный вызов.

4. Финансовый вопрос. Благоустройство публичного пространства – это огромные деньги, которых пока нет у нашей страны. Когда и в каком виде они поступят, тоже неизвестно. Пока неясно, какой сигнал международное сообщество трактует как окончание войны. Это будет подписание определенного соглашения, возвращение территорий или, может быть, просто прекращение ракетных обстрелов? На эти вопросы пока тоже ответа нет.

Что делает власть?

Определенные шаги в этом направлении власти уже начали делать. В частности, что касается упрощенной документации. Так, принятый Радой законопроект 7282, направленный на подпись президенту, прописывает положения о введении нового вида документации – это "Программа комплексного восстановления области, территориальной общины или ее части". Это еще не градостроительный документ. Однако он прописан так, что должен стать стартом для разработки новых документов, которые будут непосредственно касаться градостроительства.

"То есть это сгусток статистики и аналитики, который не будет проходить градсовет и стратегическую экологическую оценку. Также после долгих обсуждений на подкомитете мы добавили правками общественные обсуждения такой программы. Потому что считаем, что жители должны быть привлечены даже на стадии сбора статистики и аналитики", – говорит Анна Бондарь.

Авторы программы проанализировали негативное влияние войны, ресурсы территории, техническую возможность и экономическую целесообразность восстановления того или иного населенного пункта. В программе предусмотрено, как изменить функциональное предназначение отдельных территорий и куда перенести объекты производственной сферы.

Вторая часть закона фокусируется на временных сооружениях для проживания внутриперемещенных лиц. То есть в законе есть планировочная документация и схема размещения таких сооружений.

"Это малоэтажное, до двух этажей, быстровозводимое сооружение из облегченных конструкций, мобильное, инвентарное, быстроразборное, контейнерного или комбинированного типа. Это те самые модульные городки, которые возникают в городах, которые находятся в тылу, и где определенное время можно пожить внутренне перемещенным лицам. О постоянном жилье в этой норме речь не идет. Конечно, есть определенные ограничения для расположения таких сооружений на отдельных территориях", - говорит Анна Бондарь.

Относительно законопроекта, касающегося компенсации для тех, кто потерял жилье в результате российской агрессии – скорее всего, это будет только первый этап такого возмещения. Да, оно может предоставляться в виде денег или помощи в проведении ремонта или строительных работ. Законопроект предусматривает также и реестр поврежденного имущества.

Как построить?

В контексте денег – проблема понятна. Но стоит уже сейчас думать о том, каким будет новый город после войны. Во-первых, он должен быть безбарьерным.

"Как ни больно об этом говорить, но после войны будет еще больше людей с инвалидностью. И Киев очень мало приспособлен в плане безбарьерного пространства. До сих пор в довоенные проекты Киева были заложены подземные переходы вместо надземных. До сих пор идея надземных переходов недостаточно популярна в департаменте транспорта. Переходы у нас не доступны – они оборудованы лифтами, которые почти никогда не работают", - говорит депутат Киевсовета Ксения Семенова.

Второй момент, который нужно проработать – это прозрачность принятия решения о новом строительстве. В Киеве с этим всегда возникают те или иные вопросы, а сейчас доступа к реестрам вообще нет. Даже в такие трудные времена горе-строители способны этим воспользоваться – чего стоит, например, история со зданием Полицейского участка 1902 года, который пытались снести в начале марта.

"Киевляне остро реагируют на новое строительство. В частности, из-за травматичного опыта, связанного с незаконным строительством, сносом исторических зданий и строительством на зеленых зонах. Поэтому правильная коммуникация с киевлянами относительно строительства – даже если это временное жилье или модульные домики – очень необходима", – отмечает Ксения Семенова.

Уже сейчас архитекторы работают над разработкой новых стандартов жилья, стремясь в будущем помочь хаотическому строительству и одновременно учесть оборонные потребности города. Для этого планируется привлекать даже привлекать военных с линии фронта, чтобы на основе их знаний и подсказок разрабатывать новое жилье. Также важен в этом направлении опыт других городов, которые пострадали от войн и были восстановлены. Одним из таких является Варшава. После Второй Мировой войны столица Польши была разрушена более чем на 60%. На круглом столе присутствовала польская урбанистка Доминика Йендрейчак, которая сейчас тоже работает над проектом восстановления Украины, инициатором которого выступил Европейский климатический фонд (ECF).

Госпожа Доминика, среди прочего, советует киевлянам обратить внимание на концепцию 15-минутного города.

"Оно предусматривает такое проектирование, чтобы в пределах 15 минут можно было добраться до работы, зон отдыха, госпиталя, салонов красоты и т.д. Такая планировка не только улучшает качество жизни, но и позволяет избежать лишних перемещений и соответственно уменьшает транспортную нагрузку. Это город не автомобилецентрический, а такой, что проектируется для людей", - говорит эксперт по внешнему планированию Доминика Йендрейчак. Кроме того, в стремлении быть ближе к Евросоюзу следует обратить внимание на обустройство пешеходных зон и велодорожек. Считаю, мы сейчас стоим на пороге новой революции проектирования городов вместе с другими государствами Европы".

Так или иначе – сначала надо победить. Но к моменту победы у Киева уже должен быть на руках как четкий план восстановления, так и понимание того, где взять деньги и на что их потратить. В конце концов, не за горами зима - и для украинцев нужен хороший тыл для их возвращения из военных миграционных путешествий.