В Киеве собираются переименовать ряд станций метро и многие улицы. Соответствующий проект на днях был зарегистрирован в Киевской городской раде. "Апостроф" поинтересовался у киевлян и гостей столицы, как они относятся к переименованию в рамках дерусификации и десоветизации.
Толстой все
Переименовать собираются сразу пять станций метро. В пояснительной записке к проекту говорится, что более 170 тысяч киевлян высказались за переименование.
Согласно документу, изменить названия планируется следующим станциям:
"Героев Днепра" – "Героев Украины";
"Минская" – "Варшавская";
"Берестейская" - "Бучанская";
"Площадь Льва Толстого" - "Василия Стуса";
"Дружбы народов" – "Ботаническая".
Реакция киевлян
"Считаю, что это нужно было сделать еще в 2014 году" , - говорит "Апострофу" Максим, перед войной переехавший в Киев работать системным администратором. - Надо было избавляться от всего советского и российского еще тогда. Но я понимаю, что тогда это вызвало бы очень много споров. Сейчас другого выхода быть не может".
Максим говорит, что переименование - дело принципиальное, поскольку надо избавиться от всего, что вызывает малейшие ассоциации с россией или Советским Союзом.
"Если кто-то лезет в твой дом, и сосед убивает твою семью, ворует у тебя твое имущество, то уже принципы должны не позволять тебе иметь что-то общее с этим соседом, – говорит Максим. – Лев Толстой для меня после 2014 года неактуален. Дружба народов - в тот же список. Это очень хорошо, когда народы дружат, но эта дружба народов имеет советский контекст, и эта так сказать дружба навязана мы знаем кем. Дружба советских народов. Но какая это дружба? Россия в этой дружбе немного выше. Несколько ровнее среди равных. Мы дружим, но я старше".
Киевлянка и частная предпринимательница Мария Кундик тоже выступает за переименование. Она убеждена, что наглое вторжение вооруженных сил рф только углубило то, что руководство россии предало Украину, начиная со времен введения своего контингента в Крым.
"То, к чему люди привыкли, менять вряд ли стоит, но если произошло то, что произошло - это лучшее время для того, чтобы отказаться от всего, что напоминает людям о предательстве", - говорит "Апострофу" Мария.
Другие киевляне, с которыми общался "Апостроф", разделяют мнения предыдущих спикеров.
"Моисей 40 лет евреев водил по пустыне, пока последний рожденный в Египте еврей не умер. Все из-за того, что раб не мог ступить на Землю Обетованную. Пока не умрут украинские рабы российской империи в Украине, до тех пор будут нас поклонники русских поэтов поносить", - говорит киевлянин Григорий Фоменко.
"Ради будущего Украины и воинов наших, которые гибнут от пуль российских, и ради детей наших, чтобы не знали войны с теми "соотечественниками", именем которых наши улицы названы!" – говорит киевлянин Сергей Задорожный.
Киевлянка Елена Скорикова имеет большой волонтерский опыт, и знает немало историй о выходках россиян на оккупированных территориях. К примеру, как росгвардия заранее привезла во временно оккупированный Мелитополь новые таблички на улицы. Действуя подобным образом, мы становимся похожими на врага - именно таков аргумент женщины.
"Это должны быть названия, которые не стоит политизировать. Мы ничем не будем отличаться тогда от путина и его хунты, если поступим так же. Названия должны быть нейтральными, которые нельзя сравнивать ни с каким политиком или жителем той или иной страны", - делится мнением пани Елена.
Есть и те, кто переименование считает неуместным, ненужным, и вообще мерой бессмысленной. Заниматься следует не названиями улиц, а жильем для переселенцев, считает киевлянин Константин Бекещенко.
"Переименование улиц и станций метро требуют больших финансовых вливаний. И поскольку сейчас государство всячески экономит на людях, отменяя или просто задерживая многие гарантированные социальные выплаты, я считаю, что с переименованиями стоит подождать. Это, мягко говоря, как-то не логично. Такое ощущение, что некоторые представители власти просто хотят отмыть деньги", - говорит Константин "Апострофу".
"Измените название улицы Пушкинской на Лермонтовскую, и поставьте ему памятник со словами: "Прощай, немытая россия…." В стране идет война, а тут как воровали деньги, так и воруют!" – говорит киевлянка Татьяна Мельниченко.
"А может еще и "Площадь Льва Толстого" переименовать? Вроде бы он написал "Война и мир", а не "Специальная военная операция и мир"..." , - аргументирует жительница столицы Светлана Манмарь.
Кто-то выступает против переименования конкретных станций. Например, не все понимают, чем завинила станция метро "Минская".
"Лукашенко - это не Беларусь, и его действия не совпадают с интересом народа. Многие из Беларуси поддерживают нас, и тоже окольными путями помогают нам чем могут", - говорит пенсионерка Мария Доманчук.
Более аргументированный ответ дала киевлянка Валентина Прищепа, которая долгое время занималась музейным делом и имеет достаточное познание истории. Она говорит, что этот шаг еще больше отождествит Украину с россией.
"Этот подход очень похож на большевистский, когда они пытались стереть все, что было связано с Романовыми. Кое-что можно было бы переименовать, сугубо символично. России глубоко безразлично, что и как у нас называется. А по сути она делает то же самое, физически уничтожая то, что построено прошлыми поколениями, а наши псевдопатриоты подыгрывают ей, пытаясь уничтожить само упоминание о людях, которые все это строили. Наше государство возникло не на пустом месте. Совсем перечеркнуть прошлое не получится", - заявила Валентина Прищепа "Апострофу" .
Так или иначе, переименование произойдет не завтра. Меньше с тем – название тоже имеет важное значение. Говорят, как корабель назовешь - туда и поплывет. Поэтому лучше хотя бы для самоуспокоения давать кораблям имена правильных направлений.