Вскоре после мощного взрыва в порту Бейрута стало известно, что его причиной было возгорание огромного запаса нитрата аммония (аммиачной селитры). Хранение 2750 тонн вещества без надлежащих мер безопасности привело к смерти более 100 человек, тысячи жителей города получили ранения, еще сотни тысяч лишились домов.
Примечательно, что это не первый инцидент, причиной которого стало халатное обращение с аммиачной селитрой. До взрыва в Бейруте похожих происшествий в истории было по меньшей мере несколько.
Последствия взрыва в Бейруте
Что такое аммиачная селитра?
Нитрат аммония или аммиачная селитра (NH4NO3) является солью азотной кислоты, которую впервые в 1659 году обнаружил немецкий алхимик Иоганн Глаубер. С того времени аммиачной селитре нашли различные применения: вещество используют и как азотное удобрение в сельском хозяйстве, и как компонент для изготовления боеприпасов в военной промышленности.
Из-за его опасных свойств во многих странах продажа удобрений из этого вещества запрещена. Ведь опасность взрыва есть не только при контакте нитрата аммония с огнем, но и просто от нагревания, резких перепадов температуры или влажности. Более того, инциденты возможны даже из-за давления одной упаковки с веществом на другую.
Именно такого рода небрежное отношение к правилам эксплуатации или хранения в свое время неоднократно приводило к трагедиям и большому количеству смертей. Вот самые известные из них.
"Великий взрыв" (Великобритания, 1916 год)
Массовые похороны жертв взрыва в Фавершеме
Взрыв на фабрике около британского городка Фавершем в 1916 году считается первым крупным инцидентом, в котором одну из главных ролей сыграла аммиачная селитра. Некоторое время его называли самым масштабным и смертоносным, отчего и появилось соответствующее определение - "Великий взрыв".
Днем 2 апреля мощный взрыв услышали на территории всего Фавершема и за его пределами. Он произошел на пороховой фабрике, где случайный пожар быстро достиг склада с 200 тоннами тротила и 700 тоннами нитрата аммония, которые использовались для производства в военных целях. Инцидент унес жизни 115 мужчин и парней, при этом тела семи жертв так и не были найдены.
Взрыв на заводе в Оппау (Германия, 1921 год)
Место инцидента в Оппау
Похоже, даже после происшествия в Бейруте взрыв нитрата аммония неподалеку от немецкого города Оппау в 1921 году останется самым мощным в истории. Ведь речь идет о запасе, вдвое превышающем цифру из Ливана.
Инцидент произошел 21 сентября на территории местного завода удобрений, где запасы сульфата и нитрата аммония хранились в специальном глиняном карьере. Когда же работники завода обнаружили, что вещества в очередной раз слежались, для их раздробления решили применить взрывчатку. Как бы странно это ни звучало, но подобный метод уже применялся неоднократно и без всяких происшествий. Вот только осенью 1921 года что-то пошло не так.
Как предполагали эксперты уже после инцидента, возможных причин взрыва могло быть две: чрезмерное содержание нитрата аммония в части запасов или же небрежность подрядчика, который решил сэкономить и выбрал вместо черного пороха более сильную взрывчатку. Тем не менее, вблизи города Оппау взорвалось 12 тысяч тонн смеси, в которой содержалось более 4 тысяч тонн аммиачной селитры.
Взрыв невероятной силы был слышен в Мюнхене (300 км расстояния). Он разрушил здания близлежащих населенных пунктов, сбросил с путей поезда и выбил стекла в радиусе 70 километров. Жертвами происшествия стали более 500 человек, еще тысячи получили ранения. Спустя годы трагедия вблизи Оппау обросла всевозможными теориями. В частности, ходили разговоры и о том, что на заводе взорвалась изобретенная на тот момент немцами секретная ядерная бомба.
Взрыв в Техас-Сити (США, 1947 год)
Пожары после взрывов в Техас-Сити
Если трагедия вблизи немецкого города Оппау поражает цифрой запасов аммиачной селитры, то инцидент в порту Техас-Сити остается рекордным по количеству жертв. Все началось с того, что весной 1947 года французский пароход "Гранкан" прибыл в США за грузом удобрений. Судно грузили несколько дней, в том числе и аммиачной селитрой.
Утром 16 апреля в трюмах "Гранкана" заметили дым. Опасаясь испортить груз, помощник капитана запретил тушить пожар водой и приказал задраить люки и пустить в трюмы пар. Команда парохода поспешно покинула палубу, а вместо моряков на нее взошли пожарные. Вскоре после того, как из люков показался огонь, раздался взрыв.
К этому дню на "Гранкан" успели погрузить более двух тысяч тонн аммиачной селитры, поэтому не удивительно, что обломки парохода находили в трех километрах от места происшествия. Жертвами инцидента на тот момент стали более 500 человек, при этом взрывом у пирса история не закончилась.
Разыгравшиеся пожары довольно скоро перекинулись на другие корабли, при этом некоторые из них также были загружены опасным грузом. Загорелись близлежащие склады и заводы, а к ночи взорвались еще два парохода с селитрой и серой.
В итоге взрывы в порту, массовые пожары разрушили две трети города и унесли еще около тысячи жизней. Ущерб оценили в $100 миллионов, еще $17 миллионов были выплачены пострадавшим в качестве компенсаций.
- На второй день после инцидента в порту Бейрута в соцсетях появляются все новые фото и видео, которые напоминают очень реалистичные декорации для фильма-катастрофы. Что уж говорить о записях с камер в домах, церквях и магазинах города. Смотрите также на theLime 5 видео из столицы Ливана, на которых не видно взрыва - вместо них его последствия и чудом уцелевшие люди.
Самые интересные новости теперь в Telegram! Подписывайтесь на канал theLime, чтобы ничего не пропустить.