Каждый год в конце ноября во всем мире стартуют самые большие распродажи под названием "Черная пятница". Однако не все люди поддаются ажиотажу, искусственно созданному рекламой в этот день. theLime решил рассказать более подробно о Черной пятнице и Дне без покупок.
Черная пятница – это пятница после Дня благодарения в США, с которой начинается традиционный рождественский сезон распродаж. Из-за того, что День благодарения приходится на четвертый четверг ноября, черная пятница выпадает в промежуток времени с 23 по 29 ноября.
Обычай устраивать распродажи в этот день установился еще в XIX веке, а термин "Черная пятница" появился в 1966 году и сначала употреблялся в основном на Восточном побережье США.
Отметим, что тогда он означал сильные пробки на дорогах в пятницу после Дня благодарения. Современная трактовка "Черной пятницы" в английском языке более позитивная – связана с идиомой "in the black" (то есть "положительный баланс" в противоположность "in the red"), подразумевая, что многие продавцы "выйдут в плюс" в этот день.
К слову, Черная пятница не является официальным выходным в США и Европе, однако многие люди берут в этот день отгул, чтобы сполна насладиться шопингом. Магазины работают по измененному графику: некоторые открываются в полночь, а другие рано утром – например, в 5 утра, и предлагают огромные скидки первым покупателям – от 50% до 80%. Из-за этого многие люди даже ночуют на улице в палатках, чтобы успеть как можно раньше зайти в магазин и совершить покупку.
В Украине Черная пятница проводится с 2013 года. Обычно на распродажах люди покупают смартфоны и компьютеры, бытовую технику, одежду, обувь, детские товары и игрушки, а также косметику и парфюмерию.
На сегодняшний день большинство распродаж в честь этого праздника проходит в интернет-магазинах. Начинаются они за несколько дней до Черной пятницы и продолжаются на выходных после нее, а заканчиваются киберпонедельником.
В то же время в мире есть противники этого надуманного праздника, которые придумали День без покупок. Это международный день протеста против культуры потребительства. В США он проходит в тот же день, что и Черная пятница, а в Европе – в субботу после нее.
Идея Дня без покупок появилась в 1992 году, ее автор - канадский рекламист Тед Дейв. Главным инициатором кампании является международная сеть Adbusters Media Foundation ("СМИ против рекламы"), объединяющая художников, писателей, преподавателей, студентов, предпринимателей.
Акция проводится в знак протеста против сверхпотребления в развитых странах, которое во многом искусственно навязывается рекламой, а также против неравного распределения материальных благ в мире. В рамках нее проводят различные театрализованные мероприятия, а также показывают антирекламные ролики.
- Читайте также на theLime, что поискать по скидкам в Черную пятницу, помимо одежды и косметики.
Самые интересные истории и новости дня теперь в Telegram! Подписывайтесь на каналtheLimeи узнавайте о них скорее.