24 августа Украина отметит свою 29-ю годовщину независимости. К этому дню theLime пообщался с украинскими артистами, имена которых уже были на слуху в годы "перестройки". Мы попросили их вспомнить конец 80-х - начало 90-х, рассказать о своем тогдашнем видении независимого государства, ожиданиях и реалиях современности. Читайте на страницах раздела короткие беседы с режиссером Романом Балаяном, участниками группы "Брати Гадюкіни", Ниной Матвиенко, Павлом Зибровим, Богданом Бенюком и Ольгой Сумской.
С Романом Балаяном мы встретились в сквере у одного из жилых домов Киева. Недавно режиссер закончил работу над своим первым за долгое время фильмом "Ми є, ми поруч..." В этом месяце ленту покажут в рамках фестиваля "Молодость". Автор успешных картин "Полеты во сне и наяву" (1982), "Райские птицы" (2008) согласился поделиться некоторыми воспоминаниями.
Роман Балаян
О годах "перестройки"
Ощущение какой-то независимости появилось уже только после 86-го года, после "перестройки" Горбачева. Другое дело, что мы не знали, что с этим делать. А дальше было абсолютное чувство свободы. Помню Леша Герман мне говорит: "О чем снимать-то теперь, Ромка? О любви, что ли?" До этого ведь кулаки в карманах должны были быть в любом сюжете, а тут - раз, и все можно.
Была цензура. Унизительнейшая форма цензуры. Я поэтому сделал все возможное, чтобы мои дети не пошли в кино, чтобы они даже не сталкивались с этим унижением. "Уберите то", "уберите это". Я, правда, никогда ничего не убирал. Только какой-то один момент в "Каштанке" убрал. Вы представляете, даже в ней что-то нашли. А так до "Полетов во сне и наяву" я не мог утвердить пять сценариев на киевской киностудии, два - в Ереване.
Внутренне я был независимым всегда. Звучит хвастливо, но поэтому у меня ничего и не получалось. Хотя предлагали разное: и о сталеварах снять, и о шахтерах. Я не соглашался, и моя жена большой молодец, потому что терпела бедность. И с этим столкнулись многие.
[Индустрии кино] не было никакой. Первые прокатчики догадались отделиться и заключить договор с американцами. Мне тоже предлагал один с ним в какое-то бюро войти, я тогда не очень понимал, что за афера такая. И так вся культура жила за счет проката кинофильмов.
О перспективе независимости
Конечно [к перспективе независимости] отнеслись хорошо. Ко всем вопросам суверенности я всегда относился замечательно, но не совсем был согласен с тем, как это все сложилось потом. Вот мне не понятно: если мы суверенное независимое государство, почему мы должны зависеть от того, что скажет Россия, что скажет Евросоюз или Америка? Я этого не понимаю. Меня это унижает как гражданина Украины. В начале 90-х было такое же непонимание, но тогда еще требовалось время - столько веков Украина не имела государственности. Но ведь сейчас эти оглядки продолжаются - мы смотрим на Россию, на Америку… Да какая разница, что они говорят?! У нас такая богатая страна, в чем проблема, ребята?! И никто не убедит меня в обратном.
Александр Абдулов, Роман Балаян и Олег Янковский на съемках фильма "Поцелуй"
О независимом кино в Украине
Начиная с 1991 года кино уже почти не снимали. Вроде как все можно было, но мозги правильно уже не работали. Нужно было как-то политически устояться [...] И только вот последние годы появляются интересные ребята. Я бы особенно выделил Наримана Алиева ("Додому") и Антонио Лукича ("Мої думки тихі"). Естественно, еще Мирослава Слабошпицкого с "Племенем". Это уже режиссура совершенно другого класса. Еще есть девочки - Горностай, Степанская, Трофименко… Я, правда, не все успеваю смотреть. Вот это и есть независимое кино. Оно, правда, зависимо от питчингов, но это уже другая история.
Эти фильмы должен еще какой-то канал культуры крутить. Чем у нас занимаются культурные каналы? Мне, например, они не очень интересны. В России все очень плохо, но канал культуры у них был на высоте. Не знаю, правда, что там показывают сейчас.
На питчингах, кстати, я всегда говорю, что буду читать только дебютантов. У меня даже есть давний лозунг - любой дебютант имеет право на ошибку за государственный счет. Как ни странно, так было при всей той советской власти. Вот к таким вещам, может, и стоило бы вернуться.
О том, скучает ли по 90-м
По 90-м - нет. Знаете, по чему скучаю? Когда ездил в свое время с "Полетами" по стране, в Ташкенте посмотрел "Триптих" Али Хамраева, приехал в Тбилиси - посмотрел "Древо желания" Тенгиза Абуладзе, в Таллине - "Гнездо на ветру" Неуланда. Была широта культурных связей. Не политических. Из-за политических я сегодня обделен друзьями, возможностью видеть многое.
И материально жилось в то время плохо. В это время я живу лучше. А все разговоры о том времени - это просто каждый мечтает о тех годах, когда он был моложе. Молодость, воспоминания, чувство тревоги и желаний, которые были неисполнимыми.
О том, нужно ли еще независимой Украине время
По большому счету 29 лет для страны это мало, да. Взять Францию, к примеру. 200 лет она шла к тому, чтобы стать такой, какой мы ее видим сегодня. Хотя вы знаете, европейская интеллигенция не так уж довольна своими странами, правительством. У меня есть друзья в Париже и Риме. Что касается свободы мысли и поведения - да, а в остальном они часто жалуются. Правда же, если б они жили как мы, они бы вообще умерли (смеется).
Самые интересные новости теперь в Telegram! Подписывайтесь на канал theLime, чтобы ничего не пропустить.