Лайм

Куда пропал звезда 90-х Левко Дурко? Мы разыскали 71-летнего артиста, и вот его история

Леонтий Бебешко рассказал о первых песнях, выступлениях в США, концертах для глухонемых и вечном оптимизме

Леонтия Бебешко в Украине знают под псевдонимом Левко Дурко, и сам он в свои 71 такого амплуа не стесняется: "Жена меня называет Заслуженный Дурко Украины. А чем плохо?" Артист, чей хит No Problem в 90-х напевала вся страна, до сих пор пишет оптимистичные тексты - за 30 лет творчества их набралось более 300. И хотя в конце 90-х Левко Дурко пропал с экранов ТВ, трагедии из этого он не делает: его песни уже вошли в историю и остались в памяти украинцев.

Леонтий превратился в Левка Дурка с легкой руки младшего брата - звукорежиссера и продюсера Владимира Бебешко. На тот момент ему было уже 40 лет, за плечами - солидный опыт работы музыкантом и с десяток союзных республик, которые он объездил с концертами. Все необходимые для карьеры навыки братья почерпнули от отца - руководителя художественной самодеятельности, который с раннего детства приобщал их к музыке.

"Отец Владимир был человеком веселым, знал много песен, мог поставить танец, руководил хором. Мы с младшим братом этому учились и помогали ему как "оркестр Бебешко": отец на аккордеоне, я на пианино, а брат - на барабанах. Выступали с 5-6 класса, репетировали дома. Мама Гена (Евгения) была просто веселая от природы женщина, которая поддерживала все, что мы делали, - вспоминает Левко. - Прожив немаленькую жизнь, мы до сих пор смотрим на все с оптимизмом. И не только себе, но и другим дарим надежду - в песнях, музыке, каких-то проектах".

До 1990 года братья Бебешко играли в клубах, ресторанах и на свадьбах. В 1979 году их впервые пригласили в Калининград играть в филармонии и на секретных военно-морских базах. Гастроли продолжились в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане и Москве, но когда дирекция попыталась отправить их в Сыктывкар в январские -50 °C, музыкантам пришлось написать заявление на увольнение. После короткой передышки братьев пригласили в Йошкар-Олу, а затем - в Горький (Нижний Новгород), где они два года проработали вместе с выходцем из Львова Юрием Варумом - отцом Анжелики Варум.

"Мы вернулись домой и делали все, что могли. А в 1989 году в Черновцах прошла первая "Червона рута", и с нее все началось - "Брати Гадюкіни", Андрей Скрябин. Каждый делал программу, концерты проводили по всей Украине, на стадионах", - вспоминает Бебешко.

Владимир Бебешко, Вика Врадий и Леонтий Бебешко в 1989 году выступали в составе группы "Сестричка Віка"Фото: Мирсолав Бойчук

Именно в 1989 году Леонтий неожиданно для себя самого начал сочинять веселые тексты. Дебютная песня "Їду в Югославію", записанная вместе с братом, сразу стала хитом. Секрет успеха Бебешко видит в доброй иронии и злободневной тематике, понятной каждому украинцу.

"Тогда люди всем колхозом ехали в Югославию, везли продукты, а оттуда - доллары, видеомагнитофоны, машины. А я не ездил, был занят. Меня друзья все время подкалывали: "Мы уже по два раза съездили, заработали, а ты тут сидишь, играешь на своем инструменте". Я отвечал: "Да едьте уже в свою Югославию!" Вот тогда мне на ум пришел текст: "Мене учили в школі усім допомогати, я їду в Югославію голодних рятувати. Везу їм ковбаси і сиру, трошки масла, чотири банки шпротів, що мама їх припасла. За тую ковбасу комп’ютер привезу, чотири банки шпротів міняю на "Тойоту", лишилось масло й сир, віддам - хай буде мир. Не жаль мені провізії, священна наша місія", - напевает Бебешко. - Песни, которые после этого создавались, все были гротескные, с зерном правды. И брат назвал меня Левко Дурко, ведь я дурачусь, шучу - как скоморох".

В 1992 году Левка заметили в Америке, и артисту удалось не только заработать, но и вовремя понять подноготную эмиграции, к которой тогда стремились многие в его окружении.

"В Филадельфии давал концерты в субботней украинской школе, и директор спросил, не собираюсь ли я оставаться. Я ответил, что мне и в Украине нормально. Предлагали хорошую характеристику, пожить лет семь, а потом на гражданство подавать. Но оставаться и начинать с нуля я не хотел. Там все в долгах живут, у всех кредиты и труд-труд-труд. Труд это хорошо, но жить без работы для них страшно, - вспоминает Левко. - Туда нужно ехать в 25 лет, полным сил и энергии, иметь кучу специальностей не в искусстве. Музыкант? Кому он там нужен! Это временно, на фестиваль. А нужен там ремонт двигателя автомобиля - если хорошо его знаешь, будешь иметь работу даже без знания языка. Очень тяжело там прижиться, а сейчас и подавно".

Вернувшись в Украину, братья Бебешко разделились: Владимир начал работать в Киеве, а Леонтий вернулся в родной Стрый - писать смешные коломыйки и ездить с концертами по горам. Дома рассказы о его американских приключениях были такими же популярными, как и песни. "Начиная с войны из сельской местности многие выехали, и бабушки спрашивали: "А вы там мою сестру не видели? Чего она мне не пишет, я уже соскучилась!" Я говорю: "Видел! В Филадельфии она, напишет обязательно!" - смеется Леонтий. - Я хоть и не видел, но надо же поддержать старичков, которые тут остались".

Леонтий Бебешко с женой ЛидиейФото: Facebook

В начале 2000-х Бебешко с женой попытались укорениться в Киеве, но в столице ему плохо писалось: не хватало вдохновения и "подсказок с улицы". Когда в Стрые заболела мама певца, он решил вернуться на родину, которую с тех пор надолго не покидал. Тогда же свое творчество он переформатировал на детскую аудиторию, и без работы не сидел: вместе с женой Левко Дурко выступал в школах, детских домах, на праздниках и фестивалях. Иногда задания приходили очень необычные, например, провести концерт для глухонемых детей.

"Привозят меня в интернат глухонемых. Я говорю: "Алло, я же пою, как это будет?" Директриса мне отвечает: "Пан Левко, к нам никто не ездит, вы уж как-нибудь, я вас прошу!" Говорю: "Хорошо, что-то придумаем". Поставили аппаратуру на пол: она когда играет, по полу немного идет вибрация. Нашли девочку, которая немного слышит, посадили ее на первый ряд, и она другим своим переводила. Представьте, начинается концерт, я что-то говорю не спеша, мы с женой поем, девочка быстро переводит, а ритм бьет по полу. Так что дети немного заводятся, уже могут не сидеть в креслах, понимают смысл песни и хихикают. Хоть и с опозданием, но весело им. И так мы прекрасный часовой концерт провели", - вспоминает артист.

Подобных концертов Левко Дурко провел много, за что в 2002 году получил звание "Заслуженный артист Украины". Теперь оно дает ему 200 гривен прибавки к пенсии, и сам он относится к нему скептически. "Заслуженный-простуженный, спекуляция какая-то. Знаю, что кто-то себе покупал, чтобы на афише было написано. Но ты бы лучше показал мастерство исполнения на сцене, а не понты гнал! - считает он. - Много кто покупал, хотя никто прямо говорить о взятках не будет. Но я никого не обвиняю и не сужу. Надо смотреть за собой и быть образцом - для детей, для взрослых, для своего зрителя и слушателя".

Сегодня Левко Дурко живет во Львове и продолжает создавать песни. Не все из них шутливые: с началом войны в 2014 году в его репертуаре появился и другой материал. "Я должен дань отдать как артист, как гражданин. Гибель генерала Кульчицкого, которого подбили на вертолете [в Славянске], очень меня поразила. Писал и о донорстве крови. Я не афиширую, не кричу, какой я патриот, но имею эти песни для себя, и когда нужно где-нибудь, могу их спеть", - объясняет он.

Времена "Территории А", когда песни и клипы Левка Дурка были в ротации, братья Бебешко вспоминают как светлые и искренние. Нынешнее состояние шоу-бизнеса у обоих вызывает горькие чувства. "Давление русской попсы было очень серьезным, и кому-то было очень невыгодно, чтобы украинская песня развивалась. Поэтому, я думаю, кто-то сделал все, чтобы "Территорию А" прикрыть, - считает Владимир Бебешко. - С тех пор шоу-бизнес у нас так и не развился полноценно, все время что-то мешало: то экономика, то война, то коронавирус. Люди слушают "Шлепки" и "Нино", и им этого полностью хватает".

Леонтий больше обеспокоен отсутствием площадки для старшего поколения артистов, у которых нет возможности пробиться на ТВ и радио. "Нет доступа известным исполнителям, они уже разочарованы, у них кризис, депрессняк - Иво Бобул, Василий Зинкевич... Должен был какой-то канальчик, чтобы старшие включили, а там наша украинская эстрадная музыка, - говорит он. - Кто-то скажет, что это старый нафталин, но ведь это наша украинская традиция. Это должно поддерживаться государством и быть доступным, а сейчас - попробуй его найди".

Бебешко хорошо знает о разочаровании, которое постигло погасших звезд 90-х. Не сумев реализоваться, многие из них меняли профессию, теряли здоровье и жизни. Сам он этой участи избежал благодаря семье и особому взгляду на мир.

"Когда музыкантам уже не интересно, они ничего нового не ищут в музыкальном плане: выучили программу и поехали на гастроли, от концерта к концерту. А в отеле бардак, пьянка, женщины. Мы же с братом и еще одним гитаристом Леонидом Борисовым всегда держались вместе, все отдавали музыке. Нас звали выпивать, но мы норму знали и всегда старались быть при форме. Потому и музыка дальше пишется, - рассказал он. - А некоторые музыканты меняли страны, сферу деятельности. Многие спились от депрессняка, многие умерли. Я же никогда даже сигареты в руках не держал, потому что дым очень влияет на голосовые связки. Веду здоровый образ жизни, чисто символически могу выпить грамм 20. Стараюсь в своем возрасте поддерживать форму и настроение".

Ресурсы для оптимизма артист до сих пор черпает из детства: уникальный взгляд на мир ему подарила мама. "Она умела видеть такое, на что другие люди внимания не обращают: как божья коровка в траве копошится, как птица ходит. И действительно, есть люди, которые никогда прекрасного вокруг себя не видят. Они обделены, лишены вдохновения, - говорит он. - Мы на этой планете короткое время, как искра. За это время нужно хоть что-то оставить. Пусть оно не оценится никем, пусть ты в стол засунешь то, что написал или нарисовал. Когда-нибудь его время придет. Или не придет, но ты все-таки создал! Ты на земле не просто для того, чтобы дышать, есть и спать, а чтобы что-то создавать. Оставить после себя человека, а если нет, то хотя бы воспоминание об этом мире".

Самые интересные новости теперь в Telegram! Подписывайтесь на канал theLime, чтобы ничего не пропустить.

Читайте также

"Самое главное убить Путина в себе". Интервью с актером Романом Ясиновским

Роман Ясиновский поделился мыслями об изменениях в Театре Франко, популярных фильмах о войне, а также высказался о работе Госкино.

"Хочется верить, что Трамп своим родительским опытом поможет Зеленскому". Интервью с актрисой Наталией Сумской

Наталья Сумская поделилась размышлениями о театре, украинском кино, а также ответила на вопросы о Зеленском, Трампе и Такере Карлсоне.

"Украинцы не умеют мыслить рационально, что доказали выборы 2019 года". Интервью с писателем Андреем Кокотюхой

Андрей Кокотюха рассказал об освободившихся в украинской культуре нишах, объяснил, почему писать детективы сложно, а также вспомнил хорошего товарища Виталия Чепиногу.