В 2016 году мавританец Мохаммед ульд Слахи вышел из тюрьмы Гуантанамо после 14 лет заключения. Его держали в лагере без официальных обвинений, но министр обороны США разрешил использовать для него "методы расширенного допроса", ныне известные как пытки. 18 февраля в украинский прокат выходит фильм, основанный на мемуарах Слахи, и theLime пересказывает историю, которая стала настоящим испытанием для американского правосудия.
В родной Мавритании Слахи был выдающимся учеником и надеждой семьи. В 1988 году юноша получил стипендию для обучения в Германии, где освоил профессию инженера. Впечатлившись новостными сводками и беседами со старшими соотечественниками, в 1990 году он отправился в Афганистан и поддержал моджахедов в попытке свергнуть коммунистическое правительство Мохаммада Наджибуллы. В то время США также поддерживали моджахедов, но Слахи тренировался в лагере Аль-Каиды, что навсегда испортило его досье.
После терактов 11 сентября Слахи привлек внимание спецслужб США, и хотя он утверждал, что в 1992 году порвал все связи с Аль-Каидой, мужчину задержали. В 2002 году, после 8 месяцев содержания в иорданской тюрьме, его перевели в лагерь Гуантанамо (Куба) с твердым намерением получить признание в вербовке для террористической группы.
Мохаммед ульд Слахи
Военные следователи США сделали Слахи своим "специальным проектом" и составили жестокий план допроса. Рассекреченные документы показали, что Слахи избивали, подвергали сильному холоду, шуму и принудительному стоянию, не давали спать, угрожали его семье и сексуально унижали. Однажды ему завязали глаза и вывели в море на лодке для имитации казни. Вскоре после этого он сломался, признал себя вербовщиком и подписал показания.
Прокурором Слахи назначили подполковника Стюарта Коуча, который поклялся отомстить за жертв 11 сентября и добиться для Мавританца смертной казни. Но уже в мае 2004 года он отказался от дела, узнав о пытках в Гуантанамо. По мнению Коуча, руки у Слахи были в крови, но пытки испортили все его признания. "Доказательства не являются правдоподобными из-за методов, которые использовали для их получения", - заключил он.
Бенедикт Камбербэтч сыграл Стюарта Коуча
На защиту Слахи встала опытный адвокат по военному праву Нэнси Холландер и ее ассистентка Тери Дункан. Им удалось вывести дело Мавританца в публичное русло, пролить свет на жестокую реальностью Гуантанамо и подтолкнуть своего подопечного на создание мемуаров, которые позже стали международным бестселлером.
Слахи написал свою историю в 2005 году, но государственная цензура рассекретила рукопись лишь через 7 лет, подвергнув ее многочисленным правкам. В январе 2015 года книгу "Дневник Гуантанамо" наконец опубликовали, хотя в заключении Слахи так и не смог получить ее копию. В лагере Мавританец написал еще 4 книги, одну из которых посвятил "поиску счастья в безнадежном месте", но ему так и не разрешили их забрать.
Джоди Фостер в роли адвоката Нэнси Холландер
Примечательно, что Слахи вышел на свободу через 6 лет после судебного приказа об освобождении. Судья Джеймс Робертсон постановил, что имеющихся данных недостаточно, чтобы законно держать его под стражей. Но Министерство юстиции обжаловало это решение, и рассмотрение дела затянулось.
Через 3 года после того, как Мохаммед ульд Слахи покинул тюрьму Гуантанамо, шотландский режиссер Кевин Макдональд пригласил его на съемки байопика на основе "Дневника". Роль Слахи исполнил Тахар Рахим ("Пророк"), его адвоката - Джоди Фостер, а прокурора Коуча - Бенедикт Камбербэтч. Все актеры общались со своими прообразами, чтобы понять их мотивацию и характер. Такой аккуратный подход сделал фильм убедительным и позволил избежать чрезмерной голливудской драматизации.
Главная роль досталась французскому актеру Тахару Рахиму
Режиссер Макдональд не скрывает симпатии к Слахи, называя его "замечательным, теплым и веселым человеком". "Я рассматриваю это как очень личный фильм о нем, а не как политический фильм. Думаю, что люди ждут истории о том, насколько ужасен Гуантанамо, но мы это уже знаем", - сказал режиссер Vanity Fair.
При этом персонажа Слахи нельзя назвать однозначно "белым": фильм оставляет достаточно пространства для дискуссии. Впрочем, это не играет большой роли, ведь фокус истории смещается на саму систему американского правосудия, которая позволила запереть человека в тюрьме без суда и доказательств. Важно, что косвенные улики против Слахи были полностью опровергнуты адвокатами, но правительство не удосужилось их изучить и признать свои ошибки. Так "Мавританец" заставляет зрителей задуматься о принципах демократии и справедливого суда не только для невиновных, но для всех людей, и в этом главное достоинство фильма Макдональда.
Самые интересные истории и новости дня теперь в Telegram! Подписывайтесь на канал theLime и узнавайте о них скорее.