Украинская актриса и телеведущая Наталья Сумская работает в Театре Франко почти 50 лет. В интервью "Апострофу Lime" Наталья Вячеславовна рассказала, чем живут театр и его зритель во время войны, высказалась о современных режиссерах и кино, а также ответила на политические вопросы.
Наталья Сумская
Читайте также: Где сейчас группа "Плач Єремії", чья песня "Вона" вошла в топ главных хитов Украины.
- Наталья, что для Вас значит профессия актрисы? Это прежде всего работа или что-то гораздо большее: служение сцене, способ диалога с миром и т.п.?
– Нас еще при советском союзе называли служащими. А я считаю, что это труд. И не нужно избегать этого слова. Это работа, но не рутина. Актерская работа требует ответственности, дисциплины, самосовершенствования. Это все нужно в творческих профессиях, а в театральном труде особенно. Так что для меня это любимое дело.
– Сыграв множество ролей, какую роль считаете знаковой? Есть актерская мечта?
- Как-то раньше я никогда не пользовалась словом "знаковая". Этим понятием больше орудуют люди, пишущие о театре. Я знаю, что есть определенные этапы и много ролей, которые для меня действительно очень важны, не могу промахнуться ни одной. Хотя можно вернуться в 90-е годы. Тогда мы сделали рок-оперу "Біла Ворона", где я сыграла Жанну Д'Арк и она была провестником нашей независимости. Мы пели о свободе, она чудом спустилась на нашу землю. Это сейчас мы с кровью боремся за победу, а тогда, на пороге нашей независимости, сделали очень важный шаг. Наш спектакль был эпиграфом к Революции на граните и других судьбоносных событий в государстве.
Читайте также: Актриса Даша Легейда рассказала, как поддерживает связь с мужем-военным и что помогает ей держаться.
- По Вашему мнению, какие сейчас зрительские запросы в театре?
– Зрители любят театр и в мирное время, и во время войны. Мы никогда не исследовали запросы, но зрители совершенно искренне воспринимают каждый спектакль. И это такая благодатная публика, которая всегда ходит в театр. Она разная, в театре много вынужденных переселенцев, которые в приподнятом настроении, торжественные, праздничные приходят на спектакли не только к нам, но и к гастролерам, приезжающим в Театр Франко. Публика стремится к театральному искусству и ради нее все делается. Зрители хотят разных эмоций. К примеру, если брать жанр комедии, то он разнообразен. В частности, после просмотра комедии "Люкс для іноземців", где я играю, люди смеются и плачут. Смех и слезы идут рядом.
Наталья Сумская с Анатолием Хостикоевым в спектакле "Грек Горба"
- А у Вас никогда не было такого ощущения, мол, почему я стала актрисой, а не инженером, врачом, учителем и т.д.? Было ли у Вас желание уйти из профессии?
– Разочарований у меня точно никогда не было. Единственное, когда наступил черный 2022 год, было просто страшно потерять свою работу. Мы ждали в первые месяцы большой войны, когда государство оправится от ужаса. А когда столицу отстояли, то ожило желание жить и работать. В мае мы уже играли, потому что почувствовали, что очень нужны людям, любящим сценическое искусство. Здесь можно употребить слово "служащие", потому что мы служим нашему народу. Театры работают, зрителей полно и все функционирует каким-то чудом.
Читайте также: Жена Остапчука показала вип-палату, в которой находится с новорожденным сыном.
– Сейчас особыми зрительскими симпатиями пользуются спектакли режиссеров Ивана Урывского, Давида Петросяна и других. С кем из современных украинских режиссеров Вам еще хотелось бы поработать?
– Я с особой радостью сотрудничаю с молодыми режиссерами. К примеру, спектакли "Візит" Давида Петросяна и "Пер Гюнт" Ивана Урывского – их первые работы на большой сцене. Это была своеобразная путевка в жизнь на национальной сцене, в которой я с удовольствием приняла участие. Я с радостью иду нажзд эксперименты и приобщаюсь к новациям, если за ними стоит какое-то обоснованное мнение и позиция, интересный сюжет и т.д. Но хочу отметить, что зритель приходит, прежде всего, не только на режиссерские пробы, но и на игру актеров. Он ждет актерских неожиданностей и очень ценно, когда актрису не узнают в другой роли. Часто есть дискуссии и споры с режиссерами. Это интересно.
Кадр со спектакля "Незрівнянна"
- Есть время смотреть спектакли своих коллег? Были ли истории, которые Вас разочаровали?
– Нахожу время. Смотрела спектакль заньковчан "Червона рута", которые вот закончили свои гастроли в Киеве. Жаль, наш художественный руководитель прошлых лет Сергей Данченко был показан неправдиво и грубо, отбросив то, что он поднял на высокий уровень и львовский театр, и мой Театр Франко. Это целая история украинского театра, которую сами же и порочим, не надо и врагов. А также ввели в канву спектакля ложную информацию о Шевченковской премии, ее никто не получил из участников спектакля "Прапороносці", да и форма подачи высшей художественной премии была пренебрежительной.
Читайте также: "Слава Украине!": Верка Сердючка поставила на уши цирк в Стокгольме.
- Мы сейчас отказываемся от влияния так называемого "старшего брата" во всех областях жизни и деятельности. Как считаете, а на мировом рынке "великая русская культура" все-таки когда-нибудь перестанет появляться?
- Творчество российских деятелей искусства до сих пор востребовано в некоторых странах, потому что этому способствовала работа пропагандистов. С этим трудно бороться, возможно, и мы что-то недорабатываем в своем продвижении. И сейчас собственно происходит борьба. Наше искусство должны видеть и слышать. У нас есть возможность больше гастролировать со спектаклями. В Европе нас ждут. Все во многом зависит от медиаструктур и промоутеров, которые должны этим заниматься. И от руководителей наших театров, отвечающих за налаживание связей. Я помню, как на торжествах, очередных президентских банкетах подходили ко мне вернувшиеся из-за границы люди и спрашивали: "Почему Ваши спектакли не гастролируют?". А что мне ответить, если это от вас зависит. Если бы вы больше протягивали руку театру, возможно, и театр не отказывался бы. Сейчас я надеюсь, что наше новое руководство сосредоточится на этих вопросах. Хочется верить, что мы все наверстаем.
- А украинское кино во время войны – какое оно? Если сравнивать с периодом до 2014 года и после…
– Сейчас украинское кино набирает силу и ищет свой неповторимый стиль. Люди ездят на фестивале, получают награды. Это вызывает гордость. Но я очень люблю именно народное кино, а не авторское. Мы говорили на эту тему с новым главой Киностудии имени Александра Довженко Андреем Дончиком. И сошлись с ним на мысли, что должно быть больше широкого народного кино.
- Какие ленты, представленные за последние три года, Вам понравились больше всего и почему? А какие наоборот – произвели неприятное впечатление?
- Я бы скорее назвала те, которые не понравились, но воздержусь, потому что коллеги-актеры отдавали свой труд, энергию. Промолчу. Когда я была на международном кинофестивале "Місто Мрії" в Ровно как член жюри, мне понравилась лента "Щедрик" своей искренностью и правдивостью исполнения ролей детьми. Но другие члены жюри в угоду старшим коллегам предпочли ленты "Бачення метелика", "Як там Катя", мне же хотелось спорить. Однако мой голос не учли. Сейчас я вижу, что у картины "Щедрик" тоже есть свой зритель и она жива. Не все решают фестивали, мнение зрителя всегда определяет популярность фильма.
Читайте также: Кто из украинских звезд стал многодетными родителями в 2024 году.
С военными в госпитале
- Наталья Вячеславовна, а потеряли ли Вы кого-то из близких, друзей, коллег на войне?
– Очень трудно видеть, как снова и снова уходят в небесное войско наши герои. Это ужасная катастрофа. Подвиги нужно помнить. У нас в театре уйма декораций было сделано под руководством нашего заведующего столярно-механическим цехом Виктором Красиным, который погиб. Его портрет на служебном входе в театре и по сей день. Мы его помним, как и других погибших людей.
- Немного погрузимся в политическое русло. Как считаете, Трамп остановит войну?
– Сначала мы полагались на Байдена, который помогал нам, Трамп тоже старший мудрый человек. И мне кажется, что у него больше какой-то доброты, кроме практицизма. Хочется верить, что он своим родительским опытом поможет нашему президенту, проникнется сочувствием к стране, которая в крови. Это видит весь мир, Европа помогает, как может, но все же посматривают на одного из ключевых действующих лиц на международной арене – Трампа. Хотя США за океаном, но не отгородились от нас. Я слушаю мнения экспертов и полагаюсь скорее на позитив.
- Что думаете о Такере Карлсоне, который ездил к Путину по интервью, а теперь вот к Лаврову? Почему Россия постоянно повышает ставки?
– Конечно, мы видим всю фальшивость так называемых дипломатов, которые ездят к врагу. Думать, что они будут делать что-нибудь хорошее для моей страны, не стоит. Надо полагаться на свои силы и своих профессионалов. Но сейчас много враждебной пропаганды и противостоящих этому провокаторов. Такер Карлсон как мультипликационный герой, у которого пропеллер сзади, он летает исключительно там, где выгодно. Карлсона серьезно не воспринимаю. Серьезно – это только ВСУ.
Читайте также: Как Дмитрий Гордон сумел уехать в США: жена ответила на острый вопрос.
- По Вашему мнению, стоит ли все-таки бояться, что нас превратят в малороссов, как украинцев аннексированного Крыма и оккупированного Донбасса?
– Такое мнение даже вслух не стоит провозглашать. Этого никогда не будет. История Украины доказывает, что следует бороться. Поэтому мы до сих пор есть, потому что мы сильные. Такова наша судьба – оказаться среди тех, кто постоянно посягает на наши границы. Это выработало у нас ген украинца, который никогда не уступит свое. Нам нужно выбирать руководителей, которым можно доверять. Во времена казачества выбирали гетманов общиной, а сейчас на избирательных участках, где голосуем за главу страны, часто происходят фальсификации.
– А Зеленскому можно доверять? Как считаете, возможны ли президентские выборы во время войны? Вы бы проголосовали за действующего президента?
– Примечательно, что эволюция Владимира Зеленского как политика происходит на наших глазах. К этому его подталкивают украинцы. Но во время войны выбирать нового президента нельзя. В ВР хотят изменить законы, чтобы это можно было сделать. Интересно, каким образом это все будет дальше происходить.
- Возможно, устроят голосование в "Дія" …
- Сейчас нужно увидеть, каким будет прогрессивное мнение – или во вред государству, или к лучшему. Потому что столько воевать, погибать и точно не хотелось бы, чтобы все полетело в никуда. Я думаю, что многое будет зависеть от военных, которые должны определять наше будущее, потому что они за него борются.