В понедельник, 31 августа, Верховная рада поддержала в первом чтении законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти. За такое решение проголосовали 265 народных депутатов. Принятие документа проходило сложно, с блокированием парламентской трибуны. А под зданием Верховной рады после голосования провокаторы взорвали гранату. По состоянию на 18.00 понедельника были данные об одном погибшем и 122 раненых. Итоги голосования по поводу принятия поправок в Конституцию будут еще долго оказывать влияние на украинскую политическую среду.
Верховная рада 265 голосами в первом чтении поддержала президентский законопроект "О внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти в стране". Документ не поддержали 87 народных депутатов, 11 парламентариев участие в голосовании не приняли, а 5 — воздержались.
Голоса распределились следующим образом: от "Блока Петра Порошенко" - "за" 115 депутатов, "Народный фронт" - 69, "Оппозиционный блок" - 38, "Самопомич" - 5, "Видродження" – 11, "Воля народу" - 14, внефракционные - 13, Радикальная партия - 0, "Батькивщина" - 0.
Теперь для окончательного изменения Конституции Украины соответствующий законопроект должен пройти еще одно чтение в Раде и получить не менее 300 голосов депутатов. Точных дат второго чтения пока не называют, однако предполагается, что в целом одобрить поправки в Основной закон государства депутаты намерены в течение осенне-зимней сессии парламента.
События в Раде и вокруг нее
Вопрос предварительного одобрения законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины стал единственным, который рассматривался в ходе внеочередного заседания парламента 31 августа. До назначенного на 11:00 заседания две фракции из провластной коалиции ("Народный фронт" и "Блок Петра Порошенко") провели собственные собрания, в ходе которых было принято решение, что они поддержат изменения в Основной закон. Как заявил "Апострофу" депутат от БПП, попросивший об анонимности, утром 31 августа фракция провела собственное заседание, на котором было решено поддержать законопроект. "Тем не менее, среди парламентариев нашлись сомневающиеся", - сказал собеседник. В их числе оказался Анатолий Матвиенко (замглавы фракции БПП, - "Апостроф"), который высказался против. Свое решение он аргументировал тем, что направлял президенту и спикеру Верховной рады замечания к законопроекту, однако его "не услышали".
Тем временем, депутаты из Радикальной партии Олега Ляшко заблокировали президиум сессионного зала и попытались сорвать процедуру голосования. Из-за этого время проведения заседания было перенесено на 12:00, а спикер Верховной рады Владимир Гройсман собрал у себя лидеров всех фракций. На этой встречи присутствовали также президент Петр Порошенко и премьер Арсений Яценюк. Лидеры государства убеждали парламентариев поддержать изменения в Конституцию и проголосовать за них в первом чтении. По словам информированного источника "Апострофа", среди аргументов, которые приводил в ходе дискуссии господин Порошенко, был также пункт о том, что, проголосовав за изменения в первом чтении, Верховной раде не нужно будет принимать поправки в целом. "Поскольку к этому времени Россия и подконтрольные Кремлю боевики скомпрометируют себя и избавят Украину от необходимости изменения Конституции",- заявил собеседник издания.
Не менее накаленной была обстановка вокруг здания Верховной рады. Утром 31 августа там собрались несколько сотен активистов, выступивших против одобрения законопроекта о децентрализации. Держа в руках флаги "Свободы", "УКРОПа", и Радикальной партии, протестующие скандировали, что требуют отказа от законопроекта в его нынешнем виде. Тем временем представители "Правого сектора" перекрыли дорожное движение на ул. Грушевского, а само здание Верховной рады охраняли несколько сотен бойцов спецподразделений, которые сформировали несколько кордонов обороны.
В 12:07 Владимир Гройсман открыл заседание Рады. Заявив, что после предварительного одобрения изменений в Конституцию будут еще "месяцы дискуссий", он предоставил слово сторонникам и противникам внесения изменений в Основной закон. Представители Радикальной партии, тем временем, скандировали извечное "ганьба" и мешали выступавшим нардепам. По информации собеседников "Апострофа", в ходе фракционных совещаний "Народного фронта" и "Блока Петра Порошенко" рассматривался силовой вариант разгона заблокировавших президиум депутатов. Впоследствии эту информацию опроверг депутат из БПП Игорь Кононенко.
После того, как голосование состоялось, стала резко ухудшаться обстановка возле Верховной рады. Между митингующими и бойцами Нацгвардии начались стычки. В ходе противостояний участники акции использовали огнестрельное оружие, а также бросили в гвардейцев боевую гранату. По словам министра внутренних дел Арсена Авакова, более 120 сотрудников правоохранительных органов были ранены под Верховной радой, при этом среди активистов задержали около 30 человек. Впоследствии стало известно, что один из бойцов Нацгвардии погиб от осколочного ранения.
Децентрализация или спецстатус Донбасса?
По мнению опрошенных "Апострофом" экспертов, принятое Верховной радой решение было вполне прогнозированным. Тем не менее, соглашаются они, украинские власти не вынесли вопрос децентрализации на широкое общественное обсуждение. В этой связи возникло недопонимание, которое привело не только к разным трактовкам законопроекта, но и к конфликту.
Следует отметить, что законопроект был включен в повестку дня второй сессии украинского парламента еще 16 июля, а уже 30 июля Конституционный суд (КС), проверявший соответствие документа Основному закону страны, одобрил предложенные изменения. Согласно выводу КС, поправки, предложенные в законопроекте, "не предвидят отмену или ограничение прав и свобод граждан Украины, а также не нацелены на ликвидацию независимости или нарушение территориальной целостности Украины". Среди главных новшеств представленного документа можно отметить введение должности префекта, который будет отвечать за исполнительную власть в районах и городах Украины, а также увеличение полномочий территориальных общин. "Префекты наделены даже правом роспуска местных советов, - это не сокращение полномочий центра, а наоборот — их увеличение", - заявляют противники предложенных изменений.
Наибольшие споры, тем не менее, возникают вокруг нормы, касающейся Донбасса. Согласно законопроекту, особенности местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются соответствующим законом. Противники изменений в Конституцию считают, что это является слабым местом реформы. По их словам, в закон можно без труда и в любое время внести изменения, которые фактически превратят так называемые ЛНР и ДНР в автономии с широчайшими правами.
Напомним, закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донбасса был принят 16 сентября 2014 года. Этим законодательным актом на три года вводится особый порядок управления районами, не контролируемыми Киевом. Закон, среди прочего, содержит нормы о финансировании указанных районов из государственного бюджета, формировании народной милиции, судейского и прокурорского корпуса. Вступить в силу он должен только после прекращения огня и проведения местных выборов на занятых боевиками и российскими военными территориях.
Таким образом, можно сделать вывод, что сами по себе предложенные изменения в Конституцию Украины не предоставят временно оккупированным районам Донецкой и Луганской областей особый статус, хотя полномочия, прописанные в соответствующем законе об особенностях местного самоуправления, по сути, предоставляют его. Поэтому вопрос особого статуса Донбасса лежит не столько в плоскости децентрализации, сколько в желании украинских властей идти на дальнейшие уступки по выполнению условий Минских договоренностей. Тем не менее, даже если легализация нынешних представителей так называемых ЛНР и ДНР пройдет только после установления в регионе мира, вопрос необходимости идти на уступки агрессору все равно останется спорным. Особенно с учетом того, что новые официальные власти Донбасса будут иметь влияние на внешнеполитический вектор Украины.
Политические последствия принятого решения
Судя по всему, итоги голосования по поводу принятия поправок в Конституцию будут еще долго оказывать влияние на украинскую политическую среду. Уже известно, что фракция "Самопомич" исключила пять членов своей депутатской группы - Анну Гопко, а также Викторию Пташник, Павла Кишкаря, Остапа Еднака, Виктора Кривенко - за то, что они поддержали проект изменений. "Фракция перестала быть демократической. Андрей Садовый говорит о давлении, но я чувствую давление на себя, чтобы лишить меня личного мнения. Я считаю предложенные изменения в Конституцию жизненно необходимой реформой для Украины. Говорить о предоставлении спецстатуса Донбассу - значит манипулировать общественным мнением. Я вижу, что "Самопомич" использует ситуацию с изменениями в Конституцию в собственных политических целях. Сейчас очень выгодно быть в популистическом спектре", - прокомментировал "Апострофу" свое исключение из фракции Остап Еднак.
Собеседник "Апострофа" во фракции БПП уверяет, что руководство "Батькивщины" приняло решение не голосовать за президентский законопроект после селекторного совещания с местными партийными организациями. "Представители областей им рассказали об отрицательной реакции сторонников партии на президентские поправки. Решили не играть с электоратом", - сказал собеседник издания. Однако собеседник "Апострофа" в "Народном фронте" из числа бывших членов "Батькивщины" объясняет отказ фракции Тимошенко от голосования ее желанием вступить в торги за кресло министра экологии и природных ресурсов. Как писал "Апостроф", именно по квоте "Батькивщины" получил этот пост в правительстве бывший министр Игорь Шевченко. "Тимошенко показывает свои претензии на эту должность. В это министерство уже могли назначить ее человека исполняющим обязанности министра. Для этого достаточно распоряжения Кабмина, но ничего не делается. И Тимошенко на это отреагировала", - говорит источник.