Местные выборы прошли по традиционной уже для Украины схеме. Какой именно, — рассказ старшего аналитика Международного центра перспективных исследований Анатолия Октисюка со ссылкой на данные источников в разных партиях.
Для успешной кампании кандидату нужны финансовые ресурсы, хорошая аналитика и достоверная социология. Если есть доступ к административному ресурсу, СМИ или имеется в наличии хорошая партийная подушка, то шансы на победу увеличиваются.
Итак, смоделируем классическую схему организации избирательных кампаний в Украине.
Условный кандидат в мэры "А" хочет выиграть выборы в городе, в котором зарегистрировано 50 тысяч избирателей. Условная явка избирателей составит 50%. Это значит, что в день выборов на участках проголосует не менее 25 тысяч избирателей.
У кандидата "А" есть четыре основных конкурента — "Б", "В", "Г" и "Д". Есть и другие кандидаты. Как правило, чем больше технических кандидатов — тем лучше для дезориентации электората и распыления голосов.
Затем проводятся фокус-группы и приступают к работе социологи, которые должны определить рейтинги основного кандидата и его оппонентов. Этот этап является одним из самых главных и ответственных для руководства штаба.
После соответствующей обработки информации и получения нужной аналитики, кандидат "А" понимает реальный баланс сил. В зависимости от социологии, формируются стратегия и план действий.
Моделируем дальше. Кандидату "А" для победы нужно набрать 30% голосов, поскольку у ближайшего конкурента "Б" социологические замеры показали 25%. После проведения соответствующих математических подсчетов в штабе кандидата "А" понимают, что 30% голосов — это не менее 7 500 тысяч избирателей.
Для того, чтобы выиграть выборы, нужно сформировать свою сетку или пирамиду. Например, если округ состоит из 20 избирательных участков, то на каждый из них назначается старший участка — "бригадир". Кто-то из кандидатов предпочитает формировать более разветвленную структуру "домовых" — старших домов, которые также ведут агитационную работу, помогают от имени кандидата продуктами питания, медикаментами, скидками на лекарства.
Главная задача бригадиров и домовых — скупка голосов избирателей в разрезе каждого избирательного участка, в зависимости от цифры, доведенной до них центральным избирательным штабом кандидата.
В нашем случае общая цифра голосов должна составить не менее, чем 7 500 тысяч. Эти люди обеспечат железную явку и сделают выборы. А реклама, агитационная продукция, палатки, борды и ролики — это только ширма для прикрытия сеток.
Как правило, бригадиры подписывают с избирателями волонтерские договоры или социальные контракты на сотрудничество. За информацию о паспортных данных выплачиваются деньги, от 500 гривен в регионах до 3 000 гривен в столице. Сначала — аванс, а вторую сумму — после подсчета голосов.
Некоторые штабы придумывают систему бонусов — за каждого дополнительного сторонника бригадиру доплачивают по 200 гривен. Расценки зависят от финансовых возможностей кандидатов.
Таким образом, избирательные кампании в Украине превратились в своего рода уникальную ярмарку для политических заробитчан. Ведь для всех это бизнес — и для агитаторов, и для наблюдателей, членов комиссий всех уровней, кандидатов и партий.