Почему Владимир Путин не будет воевать с Турцией, и как Украина стала одним из его главных провалов, — мнение Леонида Радзиховского для "Апострофа".
Последние заявления представителей Запада о том, что Россия не приносит пользу в урегулировании войны в Сирии, а также ряд других колких высказываний в адрес Кремля не стоит воспринимать буквально. Один день они говорят о необходимости снятия санкций с Кремля, другой — что их нужно оставить. Такая у политиков работа — делать заявления... Во многих случаях они и гроша ломаного не стоят.
Другое дело — провалы во внешней политике РФ. В России принято считать, что на международной арене Путин достиг огромных успехов. Хотя на самом деле в этом отношении у Москвы существует ряд громких провалов. Россия — страна, у которой нет союзников. В мире существует еще ряд таких государств. К примеру, формальных союзников нет у Китая, Индии, которая входит в Британское содружество, но не связана обязывающим политическим союзом. Но у них нет противников. Тем временем у РФ не просто нет союзников, у нее навалом противников. Причем все они появились в результате внешней политики Кремля. Совершенно бессмысленная, придуманная исключительно для обмана своего населения антиамериканская пропаганда, выдумывание образа врага из НАТО... Это продолжается десятилетиями. Советская традиция ненадолго прервалась в 1990-е годы и опять возобновилась. При этом в последние годы она дошла до откровенных галлюцинаций.
Мало того, это безумная политика в отношении Украины. Сделать Киев своим врагом... Большую глупость допустить было невозможно. Я понимаю, что в Украине не самая лучшая внутренняя ситуация, страну раздирают изнутри, но какое дело до этого России? Зачем на пустом месте было устраивать этот цирк? Захватить абсолютно ненужный Крым, положить начало практически вечному территориальному конфликту. Причем все это было сделано просто так. Без всякой цели. Выдумали какую-то глупость под названием "русский мир", которого вообще не существует. А потом, на основе этой выдумки разрушили совершенно реальные, близкие отношения с Украиной. Поэтому внешняя политика России — это пропагандистская линия, система Станиславского. А он, как известно, говорил, что актер должен чувствовать то, что воображает. Таким образом, в Кремле сами поверили во все, что несут по их указке кремлевские СМИ.
Конечно, в этой связи пошатнулись позиции РФ на международной арене. Говоря на тему позиционирования России на геополитической карте мира, нужно разделить несколько составляющих ее международного авторитета. Во-первых, это ядерное оружие и связанная с ним потенциальная угроза ядерной войны. Этот пункт является скорее символическим, поскольку превратить эту угрозу в реальность можно будет только в крайнем случае. Во-вторых, это постоянное членство РФ в Совете Безопасности ООН. В отличие от ядерных боеголовок, которые применить невозможно, свое право вето в Совбезе Россия использует постоянно. Третьим фактором авторитетности Москвы является экономика страны. Несмотря на то, что в России сейчас тяжелый экономический кризис, она все равно занимает высокие позиции в мире по показателям ВВП. Это в любом случае сильная страна с сильной армией и крупной экономикой.
Я не верю, что для того, чтобы ответить на последние высказывания представителей Запада, в которых говорится о незначительной роли РФ в урегулировании международных конфликтов, Кремль пойдет на активизацию в Сирии или на Донбассе. Потому что агрессивность Москвы связана с ценами на нефть. Может быть, там нет прямой пропорциональной зависимости: чем ниже стоимость "черного золота", тем меньше РФ воюет, но определенная связь есть. Сейчас экономическое положение России такое, что Кремль не будет швыряться деньгами на начало новой эскалации. Тем не менее, тут дело не только в финансовом аспекте. Потому что Москва опасается также дальнейших политических последствий в виде возможного ужесточения санкций, что не позволит получить внешних кредитов.
Кроме того, возможная эскалация на Донбассе со стороны России будет бессмысленной. Я не знаю, что в голове у Путина, но мне кажется, что он прекрасно все понимает. Этому есть простое доказательство: что бы в последнее время ни писали украинская и западная пресса о том, что вот-вот на востоке Украины РФ пойдет в наступление, уже давно там серьезных атак не было. При открытой границе России ничего не стоит ввести туда всю свою армию, развернуть боевые знамена и, гремя огнем, сверкая блеском стали, послать машины в пламенный поход... Этого не делается потому, что Путин понимает, что это дорога в никуда.
В Кремле рассчитывали, что когда Стрелков (боевик Игорь Гиркин (Стрелков), в частности, захватывавший Славянск в 2014 году, — "Апостроф") и его банда начнут действовать на Донбассе, вся юго-восточная Украина, от Харькова до Одессы, будет целовать гусеницы танков и с иконами встречать их как освободителей. Повторение кинохроники 1943 года: бабки крестят входящую Красную армию. Но этого не получилось. Никто их не встречает, никому они не нужны. За практически два года существования самопровозглашенных ДНР и ЛНР они привели в ужас все окружающих. И это при том, что многие люди на юго-востоке Украины далеко не в восторге от нынешних украинских властей: кроют их матом, голосуют за всякие "Оппозиционные блоки" и так далее. Так что "Новороссия" провалилась, а теперь начинать там большую войну никто не будет.
Что касается Сирии, то там другая история. На территории Украины воевать легко: это территориальная близость с РФ, а также относительная слабость украинской армии. При этом в Сирии воевать трудно и опасно. Потому что если российские военные повторят свои "успехи", то турки собьют еще один российский самолет. А что после этого делать? В очередной раз назвать их мерзавцами и сказать, что они не отделаются помидорами? Путин говорил, что Анкара не отделается помидорами. Но как раз таки практически одними помидорами (имеются в виду антитурецкие санкции, — "Апостроф") все обошлось. Турция отделалась, а Россия, простите, обделалась. Так что с Турцией воевать — не с Украиной бодаться.
Кроме того, наращивать активность в Турции РФ не будет по еще одной причине. Все, что Путин мог сделать в Сирии, он сделал. Он очень помог Асаду, резко поднял его позиции. Башар Асад, который был уже практически покойником, при помощи Путина воскрес. Это привело к активизации переговоров, участие в которых принимает и будет принимать РФ. Вместе с тем, России на Ближнем Востоке делать практически нечего. Там Москва могла добиться только повышения цен на нефть. Но и этого, как мы видим, не происходит.
Таким образом, можно констатировать, что влияние России на международной арене по-прежнему существует. И оно никуда не денется. При этом внешняя политика РФ тупиковая, хотя и не приведет к саморазрушению страны. В обозримом будущем я не верю, что Кремль пойдет на эскалацию насилия на Донбассе или в Сирии, чтобы еще громче заявить о себе. В этом нет экономической и политической выгоды, а вот неприятностей может принести очень много.