В четверг, 3 марта, в Париже состоится встреча министров иностранных дел стран "нормандской четверки". Основными темами переговоров станут вопросы прекращения огня на Донбассе, проведения выборов в так называемых ДНР и ЛНР, а также возможного ввода на восток Украины полицейской миссии ОБСЕ. Накануне встречи глава МИД Германии Франк Вальтер Штайнмайер заявил о необходимости провести выборы на оккупированных территориях в течение ближайших шести месяцев. Несмотря на эту позицию, эксперты не ожидают, что встреча в Париже принесет особый прогресс в урегулировании войны на востоке Украины.
Накануне встречи министров иностранных дел стран нормандской четверки 3 марта глава МИД Германии Франк Вальтер Штайнмайер сделал два громких заявления относительно вероятных перспектив Минских соглашений. Первое касалось возможной приостановки минского процесса в связи с отсутствием прогресса по выполнению пунктов "Минска-2". Во втором глава немецкого МИД пояснил, как этот прогресс продемонстрировать — провести выборы на Донбассе в течение ближайших шести месяцев.
Заявления о необходимости проведения выборов на Донбассе звучат от немецкого дипломата не впервые. Напомним, об этом шла речь во время его недавнего визита в Киев вместе с министром иностранных дел Франции Жан-Марком Эро. Тогда западные политики четко объяснили украинским депутатам, что принятие закона о выборах на Донбассе будет расценено Западом как важный этап выполнения Минских соглашений со стороны Украины.
В свою очередь украинские депутаты пытались убедить Запад, что провести демократические выборы на Донбассе сейчас невозможно, и что это является "такой же глухой темой, как и изменения в Конституцию в части децентрализации". Несмотря на это, Запад побуждает Украину хотя бы продолжить дискуссию вокруг возможного закона.
Навязанные выборы
Сейчас большинство украинских парламентариев выступают категорически против проведения выборов на временно оккупированной части Донбасса до установления в регионе мира. И хотя переговоры об этом продолжаются в рамках отдельной подгруппы трехсторонней контактной группы по реализации Минских договоренностей, официально народных депутатов к переговорам о модальности выборов пока никто не привлекал, соответственно, не существует и законопроектов по этому вопросу.
Как подчеркнул "Апострофу" секретарь комитета по правовой политике и правосудию Руслан Сидорович (фракция "Самопомич"), ни один законопроект через его комитет пока не проходил.
"Сейчас Украина не может обеспечить свободных, честных и демократических выборов ни на Донбассе, ни в Крыму. Донбасс, как и Крым, является оккупированной территорией и потому парламент сперва должен принять закон, который признает Донбасс оккупированной территорией. До этого момента обсуждать закон о выборах на Донбассе не стоит. Сначала нужно восстановить контроль над границей, вывести оттуда боевиков, привлечь виновных к ответственности и только тогда проводить выборы. В противном случае выборы просто легализируют боевиков, и мы получим большой социальный протест", — считает Руслан Сидорович.
При этом он не исключает, что депутаты могут поддержать законопроект, если условия проведения выборов на Донбассе устроят большинство парламентариев. Однако для того, чтобы голосовать за такой законопроект, депутаты должны с ним как минимум ознакомиться, а еще лучше — принять участие в разработке. Иначе может случиться так, что они откажутся голосовать просто потому, что их не привлекли к подготовке.
Опрошенные "Апострофом" эксперты отмечают, что после встречи в Париже Верховной Раде все же придется заняться темой выборов на Донбассе. И хотя шансы на то, что он будет принят, близки к нулю, законотворческий процесс будет запущен лишь для того, чтобы сделать вид, что Украина пытается выполнять Минские соглашения.
Продемонстрировать прогресс в выполнении Минска-2 Украине нужно, чтобы обеспечить продление западных санкций против России, объясняет глава правления Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Василий Филипчук. "Шансы есть и на продолжение, и на ограничение, и на снятие санкций. Все будет зависеть от того, сможет ли Киев сделать хоть какие-то шаги, которые Запад сможет использовать в диалоге с Россией как свидетельство того, что Украина что-то выполняет: либо закон о выборах, либо закон об амнистии, либо конституционные изменения. Но очевидно, что этого всего не будет. Суть Минского процесса сводится к тому, кого назначат ответственным за срыв "Минска-2". Поэтому последние заявления Штайнмайера (о необходимости проведения выборов на Донбассе в течение полугода и об отсутствии прогресса по Минску-2, — "Апостроф") — это правильная выверенная дипломатическая линия, которая, по сути, ничего не значит. Они просто хотели бы снять с себя эту проблему и переложить ее на голову Украине", — отметил глава МЦПИ.
В свою очередь член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, координатор группы "Информационное сопротивление" Дмитрий Тымчук называет заявления Штайнмайера чистой провокацией: "За два года действия соглашения не выполнен ни один пункт Минских договоренностей, так о каком срыве можно говорить, если "Минск-2" никогда и не действовал?". Дмитрий Тымчук считает, что если Запад и Россия отказываются от Минска-3, то должны согласиться на перезапуск "Минска-2", но с установлением четких сроков выполнения пунктов соглашения, иначе процесс может растянуться на десятилетия.
Впрочем, как отмечают эксперты, сегодня от Украины в Минском процессе мало что зависит. Главную роль играют позиции ЕС, России и США. "Одновременно с событиями вокруг Украины происходит шахматная игра, где Украина — только одна из пешек. Идет дискуссия вокруг Сирии, Афганистана, Ирана, и в этой игре Украина не является самым ценным элементом, которым не пожертвуют. Для Европы риски от сирийского конфликта значительно выше, чем от украинского, потому что это миллионы беженцев для всего ЕС", — считает Василий Филипчук.
Хрупкая надежда на перемирие
Несмотря на некий общий скепсис, западные дипломаты все же настроены на оптимистичный сценарий развития событий на Донбассе, в частности — в контексте установления там перемирия. И хотя подобные заявления звучат практически с начала минского процесса, в этот раз Германия и Франция искренне надеются, что на предстоящей встрече им удастся договориться о реальном перемирии на Донбассе. По крайней мере, об этом говорил министр иностранных дел Германии Штайнмайер. Он выразил надежду, что после встречи в Париже удастся значительно сократить количество обстрелов.
Со своей стороны Москва в последнее время всячески давала понять, что полностью контролирует боевиков и что ей под силу заставить их прекратить огонь. Ранее на оккупированную часть Донбасса приехал помощник президента РФ Владислав Сурков. После его визита в так называемой ДНР произошел ряд "отставок", самопровозглашенные "республики" согласились провести с Киевом обмен пленными, а их боевики неожиданно вышли из населенного пункта Широкино.
Украинская сторона настроена менее оптимистично, ведь обстановка вдоль линии фронта по-прежнему остается напряженной. Как заявил "Апострофу" заместитель начальника пресс-службы Генштаба Вооруженных сил Украины Владислав Волошин, в течение последней недели боевики самопровозглашенных ДНР и ЛНР регулярно обстреливают позиции украинских военных: "О сокращении интенсивности огня с их стороны говорить не приходится. Тенденция последних недель заключается в том, что количество обстрелов сил АТО постоянно меняется: если в воскресенье их было 19, то во вторник — уже 42. При этом накануне встречи рабочей группы по урегулированию конфликта в Минске (состоялась 24 февраля, — "Апостроф") было свыше 80 обстрелов. Непосредственно в день переговоров их было около 40".
По словам Волошина, военные надеются, что дипломатам удастся договорится о перемирии, но исходя из прежнего опыта — скорее всего, следует ожидать увеличения количества провокаций накануне и в день встречи в Париже.
Как подчеркнул Дмитрий Тымчук, в плане безопасности Донбасса следует говорить также о невыполненном пункте об отводе боевиками тяжелых вооружений и войск от линии соприкосновения. По словам эксперта, в последнее время сепаратисты только нарастили силы вдоль этой линии. "Мы постоянно фиксируем, что приходят новые группы боевиков, иногда что-то отводят, но в то же время заводят новые", — рассказал он.
Украина инициирует ввод на Донбасс полицейской миссии ОБСЕ
Как сообщили "Апострофу" источники в дипломатических кругах, одной из заготовок украинской делегации накануне встречи в Париже является инициатива о вводе на Донбасс полицейской миссии ОБСЕ. "Впервые эту идею президент Порошенко предложил еще 1 февраля, в ходе своего визита в Берлин, где он встречался с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. После того, как идея получила предварительное одобрение с ее стороны, этому предложению дали ход на Мюнхенской конференции по безопасности. Поэтому сейчас над этим работает МИД Украины", — заявил собеседник издания.
По словам министра иностранных дел Украины Павла Климкина, логика возможной полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе будет заключаться в том, чтобы обеспечить безопасность во время, до и после выборов на временно оккупированных территориях. Для этого миссия должна быть вооруженной, а это требует утверждения условий использования "полицейскими" оружия.
"По сути, для осуществления подобной инициативы необходимо изменение существующего мандата ОБСЕ. Я скептически оцениваю эту перспективу, поскольку думаю, что россияне не согласятся. По крайней мере, такая позиция у Москвы была раньше", — заявил "Апострофу" политический аналитик Института Евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач.
Такой же позиции придерживается и бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко. По его мнению, российская делегация в ОБСЕ воспользуется правом вето и заблокирует любую инициативу, противоречащую ее интересам, как это неоднократно делала в Совете безопасности ООН. "С учетом того, что решения в ОБСЕ принимаются только единогласным решением, представители РФ могут просто поднять руку в ходе голосования и заявить, что они — против. На этом все старания Украины могут закончиться", — рассказал он "Апострофу".
Более того, украинская инициатива по вводу на Донбасс полицейской миссии ОБСЕ может сыграть против официального Киева. Если Кремль все же согласится на введение полицейской миссии ОБСЕ на Донбасс, то в ее составе будет достаточно большое количество россиян. "Это цена, которую Украине придется заплатить. Россияне есть и в нынешней миссии ОБСЕ в Украине по мониторингу. Так что это лучше, чем ничего", — полагает Владимир Горбач.
Таким образом, как считают опрошенные "Апострофом" эксперты, несмотря на то, что в ходе переговоров в Париже прозвучит ряд новых инициатив, встреча дипломатов не приведет к их практической реализации. Для всех сторон Минские соглашения из пути достижения результата превратились просто в процесс. Судя по всему, очередным этапом в этой истории станет давление на Киев с целью принятия законодательства о выборах в так называемых ДНР и ЛНР, а в самой Украине возникнут внутренние распри по поводу целесообразности делать это до установления мира на Донбассе.