Из-за политического кризиса и слабой координации Кабинет Министров провалил сроки подготовки проектов законов и подзаконных нормативно-правовых актов, разработка которых рекомендована Верховной Радой в I квартале 2016 года. Ряд инициатив депутатов направлен на решение технических моментов Ассоциации с ЕС, проблемных вопросов органов местного самоуправления, децентрализации, борьбы с коррупцией и наполнения государственного бюджета в целом.
В связи с отсутствием должной координации между исполнительной и законодательной ветвями власти государство не использует доступные источники бюджетных наполнений. В частности, речь идет о нескольких важных законодательных инициативах.
Во-первых, в сфере земельных отношений Кабмину нужно внести на рассмотрение парламента проект закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Законодательное урегулирование процедуры оборота земель сельскохозяйственного назначения важно для местных органов власти, поскольку земля является одним из центральных источников наполнения местных бюджетов. Цель законодательного регулирования должна быть для всех понятной - создать государству оптимальные условия для выкупа у граждан земель сельскохозяйственного назначения по реальной цене. Промедление с этим вопросом и в дальнейшем будет создавать условия для нарушения конституционных прав почти 7 млн владельцев земельных паев.
Во-вторых, местные органы власти ждут от правительства расширения перечня платных услуг, в том числе административных, которые будут предоставляться государственными и коммунальными учреждениями образования, науки, культуры, СМИ относительно нужд экономики и общества. В данном контексте ключевым законопроектом является проект закона относительно возможности совместного финансирования с местных бюджетов расходов на обеспечение деятельности центров предоставления административных услуг. Объединённые территориальные общины обязаны предоставлять населению весь спектр административных услуг, однако собственных ресурсов для запуска таких центров на местах зачастую нет. Поэтому совместное финансирование и расширение перечня платных услуг на местах должно решить технические моменты, которые возникли после начала реформы местного управления и децентрализации власти.
В-третьих, для ускорения темпов борьбы с коррупцией правительству нужно внести на рассмотрение парламента предложения относительно приведения законодательных актов в соответствие с основным законом, который регулирует Национальное агентство по вопросам розыска и управления активов, полученных в результате коррупционных преступлений. Для этого также нужно создать государственный реестр активов, находящихся под арестом. Он даст возможность управлять арестованным и конфискованным имуществом на торгах, тем самым привлекая дополнительные средства в бюджет. Кроме того, наличие реестра активизирует работу не только по возвращению украденных активов, но и по созданию превентивного механизма по противодействию коррупции.
В-четвертых, правительство должно внести на рассмотрение в парламент предложения относительно изменений в Государственный бюджет Украины на 2016 год. В частности, нужно предоставить необходимые средства на МВД, Национальную гвардию, Государственную пограничную службу, Государственную службу по вопросам чрезвычайных ситуаций, которые осуществляют оплату работ и услуг, закупку товаров необходимых для выполнения программ, связанных с повышением обороноспособности и безопасности государства. Если правки не будут внесены, есть большая вероятность, что эти структуры будут финансироваться с перебоями, что в условиях войны нежелательно.
В-пятых, паралич правительства негативно влияет на имплементацию технических моментов Ассоциации с ЕС, в части Закона о счетной палате 576-VIII от 2 июля 2015 года. В течение двух месяцев, когда закон был принят и вступил в силу, правительство должно было подать в Верховную Раду свои предложения относительно приведения законодательных актов Украины в соответствие с законом о Счетной палате. По соглашению об Ассоциации с ЕС, Украина обязуется трансформировать Счетную палату с государственного финансового органа контроля в независимый государственный аудиторский институт. Кроме того, важным аспектом является совместная работа Счетной палаты с другими органами относительного правового оформления всей системы контроля государственных финансов. В случае выполнения это улучшит сотрудничество Украины с ЕС, сделает контроль государственных финансов более прозрачным, а средства международной технической помощи будут контролироваться по стандартам INTOSAI (Международная организация высших органов бюджета государственных финансов).
И наконец, существующий политический кризис не дает возможности полным ходом задействовать все возможные каналы наполнения государственного бюджета, что является особым приоритетом в условиях бюджетного дефицита. Так, в соответствии с Законом "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и отдельных законодательных актов относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году от 24 декабря 2015 №909-V-III" Кабмин должен был до 1 марта установить минимальные розничные цены на сигареты. В условиях бездействия правительства бюджет теряет налоги из-за непрекращающихся ценовых войн. В целом с 15 марта цены на 22% сигарет дешевого сегмента были снижены, в результате чего государственный бюджет недополучит 200 млн грн НДС и 60 млн грн местного акциза с розничной торговли.
Таким образом, только 1 месяц бездействия правительства по установлению минимального уровня цен на сигареты на уровне точки безубыточности обходится государству в 200 млн грн.
Вместе с тем из-за нерегулируемой ценовой конкуренции на рынке возрастает доступность сигарет для потребителей, особенно для несовершеннолетних граждан. В отсутствие порога цен на сигареты акцизный налог перестаёт выполнять свою регулятивную функцию, а превращается исключительно в инструмент фискального давления в условиях предоплаты акциза.