RU  UA  EN

воскресенье, 24 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Политика
Мнение

Война на Донбассе: смогут ли Россия и Запад договориться по выборам в ДНР и ЛНР

Освобождение Надежды Савченко не сулит скорого прекращения конфликта

Освобождение Надежды Савченко не сулит скорого прекращения конфликта Геополитический консенсус между Западом и Кремлем в отношении проведения выборов на оккупированном Донбассе не достигнут Фото: EPA/UPG

Геополитический консенсус между Западом и Кремлем в отношении проведения выборов на оккупированном Донбассе не достигнут. Запад предлагает лишь обеспечить голосование в украинском парламенте за соответствующий законопроект, который не будет согласован с представителями боевиков. В свою очередь, Кремль настаивает на проведении предметных переговоров с представителями так называемых ДНР и ЛНР о содержании документа, который будет регламентировать проведение выборов на неконтролируемой территории.

Освобождение Надежды Савченко дало основания многим экспертам предполагать, что Путин будет готов пойти на уступки и по Донбассу. Однако эти предположения являются преждевременными, поскольку главный консенсус, касающийся вопроса проведения выборов на Донбассе между Западом и Кремлем, пока не достигнут. Об этом "Апострофу" сообщил высокопоставленный дипломат в одной из европейских наблюдательных миссий, работающих в Украине.

По его словам, главной победой Киева является то, что основная дискуссия ведется вокруг того, примет или нет украинский парламент закон о выборах. Даже на экспертном уровне никто не обсуждает технических моментов проведения выборов. И если украинская сторона все-таки примет нынешний вариант поправок, то западные партнеры будут воспринимать эти меры как максимальные уступки со стороны Киева. Тем более, что последние акции и марши националистов продемонстрировали Западу то, что украинская версия законопроекта о выборах – это тот максимум, на который власть готова пойти.

Судя по тому, какое давление оказывают западные структуры на Порошенко, он будет обязан провести соответствующие политические решения в парламенте. Другое дело, что Кремль не согласится на условия, которые будут прописаны в итоговом законопроекте о выборах. Главная проблема в этом противостоянии основана на интерпретации Минских соглашений. Стороны видят разрешение конфликта совсем по-разному. Для Кремля Минские соглашения являются инструментом формирования федеративной Украины с особым статусом Донбасса в посткрымских границах. А Киев рассматривает их же как возможность интеграции Донбасса на принципах децентрализации в состав Украины. При этом, украинские власти декларируют работу по установлению суверенитета над аннексированным Крымом, что очень болезненно воспринимают россияне. Точек соприкосновения здесь очень мало.

Скорее всего, в ДНР и ЛНР пройдут местные выборы, ибо технические аспекты местного самоуправления нужно также решать. Это не отвечает интересам всей Украины. Собственные выборы на Донбассе будут только способствовать развитию квазигосударственных институтов по приднестровскому сценарию. Международный опыт показывает, что потом интегрировать данные территории будет еще сложнее. С другой стороны, эти выборы хоть и не противоречат Минским соглашениям, но создадут негативный фон вокруг российских переговорщиков. Ведь волеизъявление под автоматами на Донбассе никто не признает, более того, все обвинят Россию в намеренном срыве диалога по мирному урегулированию.

Впрочем, в кулуарах от российских дипломатов можно услышать еще один вариант урегулирования конфликта на Донбассе, о котором в Украине и на Западе не принято говорить. Это замораживание ситуации и ожидание прихода в Украине новой, как говорят россияне, прагматичной власти. Чрезмерная концентрация власти в руках Порошенко окажет положительный эффект только в краткосрочном периоде. Со временем такая консолидация может привести к определенным проблемам, которыми непременно воспользуются оппоненты. Но сможет ли Россия с ее запасом экономической прочности ожидать прихода прагматиков и одновременно жить под санкциями - это большой вопрос.

Читайте также