В четверг, 6 октября, председатель парламента Андрей Парубий закрыл вечернее заседание, так и не поставив на голосование обещанное им постановление о введении виз с Российской Федерацией. За несколько часов до завершения сессионного дня глава президентской фракции Игорь Грынив объяснил журналистам, что депутаты, якобы, могут не успеть рассмотреть этот вопрос. Как удалось выяснить "Апострофу", депутаты "не успели" рассмотреть проект постановления, чтобы в случае явного провала голосования не ставить в неудобное положение спикера, который является одним из авторов документа и ранее анонсировал введение виз. Кроме того, поскольку проект единогласно поддержала вторая крупнейшая в Раде фракция "Народный фронт", это могло бы продемонстрировать противоречия, которые существуют в коалиции.
Проект постановления об обращении к Кабмину относительно отмены безвизового режима с Россией, соавторами которого являются около двадцати депутатов, в том числе и спикер парламента Андрей Парубий, был зарегистрирован в парламенте еще в феврале. Вопрос актуализировался после того, как в России арестовали украинского журналиста Романа Сущенко. О необходимости принятия такого постановления 3 октября на заседании согласительного совета заявил спикер парламента Андрей Парубий.
В проекте постановления, в частности, говорится о том, что безвизовый режим с Россией должен быть отменен в связи с агрессией РФ на Донбассе, а также аннексией Крыма. Следует подчеркнуть, что принятие постановления не означает автоматического введения визового режима с Россией. После голосования в Раде этот вопрос должен еще рассмотреть на своем заседании Кабинет министров.
Инициативу Парубия сразу же практически единогласно поддержали его соратники из "Народного фронта". Леонид Емец даже подчеркнул "Апострофу", что голосование по этому постановлению "будет показательным". Зато председатель фракции БПП Игорь Грынив заявил, что хотя он и не против введения визового режима с Россией, однако в этом вопросе следует проконсультироваться с МИД, так как внешняя политика является прерогативой президента.
Накануне анонсированного Парубием дня голосования министр иностранных дел Павел Климкин высказался против введения визового режима, опасаясь того, что Россия будет вести агрессивную политику, переманивая украинцев в российское гражданство. "Россия будет пытаться максимально усложнить процедуру получения виз, возможно, вместо этого предлагая какие-то формы гражданства", - заявил Климкин.
Министерство иностранных дел предлагает подождать с решением об отмене безвизового режима. Следует обратить внимание, что министр иностранных дел назначается в правительство по квоте президента, с которым МИД согласовывает все ключевые вопросы, в том числе, очевидно, и вопрос введения виз с Россией. Поэтому понятно, что в этом случае МИД и президент придерживаются одной позиции.
Сам Петр Порошенко заявил 6 октября о том, что ожидает решения по визам с Россией от парламента, так как этот вопрос "в компетенции Верховной рады Украины". В то же время известный блогер Сергей Иванов написал в своей колонке для "Апострофа", что, по его информации, Порошенко выступил против принятия постановления о введении виз с Россией и даже устроил "эмоциональную сцену" на этот счет депутатам от БПП.
Однако, как оказалось, позицию МИДа разделяет далеко не вся фракция БПП, а лишь часть депутатов. Впрочем, на заседании фракции этой политсилы решения о свободном голосовании принято не было.
Одним из противников введения визового режима с РФ является заместитель председателя фракции БПП Алексей Гончаренко. По его словам, если Украина отменит безвизовый режим с Россией, то та имеет право открыть консульства в каждой области Украины, а работниками таких учреждений станут российские шпионы. Кроме того, Гончаренко опасается, что украинцам будет трудно попасть в Крым.
"Еще хочу вам напомнить: а как мы будем ездить в Крым? Если мы примем это решение, то, конечно, что Россия для нас тоже введет визовый режим. То есть те люди, которые имеют родных в Крыму - а люди ездят похоронить родителей, проведать своих родственников - они что, должны идти и получать визы? Это косвенное признание факта аннексии. Мы никогда этого не признаем", - аргументировал свою позицию Гончаренко "Апострофу".
Оппонентом депутата в БПП выступил лидер крымских татар Рефат Чубаров, который подчеркнул, что вопрос поездок украинцев в Крым следует решать совершенно иначе.
"Нужно определиться, что перевешивает: вопрос, связанный с приближением возвращения Крыма, или вопрос, который связан с решением многих вопросов, которые уже возникли и ежедневного будут возникать, пока Крым оккупирован. Для того, чтобы граждане Украины беспрепятственно выезжали и въезжали в Крым, Донецк или Луганск, нужно кардинально решить вопрос, связанный с оккупацией этих территорий. Вот и все", - пояснил Чубаров "Апострофу". Его поддержала также нардеп из БПП Ольга Червакова, которая добавила, что введение визового режима может спасти многих граждан Украины, так как Россия - это территория, где "не действует закон, мораль и международные конвенции, и, поехав туда, вообще можно больше не вернуться".
Против "визового постановления" выступили также "Оппозиционный блок", "Воля народа" и "Видродження". По мнению депутата от "Опоблока" Михаила Папиева, визы с РФ вряд ли будут способствовать решению конфликта на Донбассе. "Когда мы задаемся вопросом по голосованию, нужно дать ответ на несколько вопросов: приблизит ли это установление мира на Донбассе и поможет ли урегулированию этого конфликта между Украиной и Россией?" - сказал Папиев. Кроме того, по его словам, в России работает 2,5 млн трудовых мигрантов из Украины, и проживает 15 млн этнических украинцев.
Сходную с Папиевым позицию "Апострофу" высказал и лидер группы "Видродження", народный депутат Виталий Хомутынник. "Мы взяли статистические данные и посчитали, что четыре миллиона украинцев за год посетили Россию, и только один миллион россиян посетил Украину. Из этих четырех миллионов меньше миллиона граждан имели загранпаспорт. То есть три миллиона человек должны будут получить заграничный паспорт", - аргументирует Хомутынник. Экс-председатель Верховной Рады Владимир Литвин также рекомендует парламенту прислушиваться в визовом вопросе к позиции МИД.
Что же касается бывших коалиционных фракций, то удивила позиция "Батькивщины", которая решила проголосовать за введение виз в Россию. В начале недели нардеп Игорь Луценко сообщил "Апострофу", что задержание журналиста Романа Сущенко и отмена безвизового режима с Россией - не связанные явления. В свою очередь Юлия Тимошенко в комментарии "Апострофу" резко раскритиковала позицию президентской фракции. "Мне очень жаль, что даже сейчас, когда этот вопрос об отмене безвизового режима с Россией поднимается, Петр Порошенко, его фракция, его Министерство иностранных дел занимают совершенно противоположную позицию. Это означает, что "Народный фронт" пиарится на этом вопросе, потому что знает, что это не пройдет, а Блок Петра Порошенко продолжает политику капитуляции", - заявила Тимошенко.
Еще более жесткой критике подвергли Порошенко во фракции "Самопомич". Нардеп Егор Соболев, известный постоянной жесткой критикой президента, и на этот раз упрекнул его фабрикой "Рошен" в России. "Введение виз с Россией - это первый полушаг к тому, чтобы сказать, что внешняя политика имени Липецкой фабрики неэффективна, она безответственна", - заявил Соболев журналистам. Обещал поддержать визовое постановление и лидер Радикальной Партии Олег Ляшко.
Однако 6 сентября до голосования в парламенте дело так и не дошло. Возможно, спикер парламента не хотел провалить проект постановления, зная, что в Раде может не хватить голосов. Тогда вопрос был бы провален, и Парубий оказался бы очень в неудобной ситуации – как же так, у председателя Верховной рады, который является одним из соавторов проекта "визового постановления", нет поддержки в парламенте. К слову, совсем не факт, что за проект постановления действительно не хватило бы голосов. Он мог бы пройти через парламент, если бы за него проголосовали "Народный Фронт", "Батькивщина", "Самопомич", РПЛ и хотя бы половина фракции БПП, а также некоторые внефракционные нардепы. В таком случае вместе могло бы набраться 230-240 голосов. Но Парубий, очевидно, решил не рисковать.