Встреча в "нормандском формате" 19 октября все-таки состоится. Причем при участии лидеров всех четырех стран. В последний раз Петр Порошенко имел возможность обсудить с российским президентом войну на Донбассе и выполнение Россией обязательств весной, да и то — в телефонном режиме. Последняя встреча "четверки" состоялась год назад. Эксперты не ожидают от грядущего приема у Меркель прорывных результатов, однако отмечают довольно позитивный для Киева момент: западные участники переговоров теперь гораздо менее настойчиво требуют от Киева выполнения политической части Минских договоренностей, предусматривающей предоставление специального статуса Донбассу и проведение выборов на оккупированных территориях Востока Украины.
Встреча в "нормандском формате" в Берлине 19 октября все-таки состоится, как сообщили во вторник в Администрации президента Украины. По данным Reuters, получено согласие всех четырех сторон. Таким образом, впервые за несколько месяцев встретятся президенты Украины и России, которые уже длительное время не общались даже в телефонном режиме. С момента последней встречи "нормандской четверки" прошел год. Как известно, первая встреча состоялась в июне 2014 года во французском городке Бенувиль, в Нормандии. А вот в Германии Владимир Путин не был с момента аннексии Крыма.
К слову, еще в понедельник спикер российского президента Дмитрий Песков сетовал, что до 19 октября осталось слишком мало времени, и потому особых шансов устроить встречу "четверки" нет.
Как сказано в сообщении АП, встреча призвана заставить Россию выполнять условия Минских соглашений в части безопасности. Немецкая сторона, правда, просто сообщает, что будут обсуждаться дальнейшие шаги в выполнении "Минска". Между тем Петр Порошенко во время визита в Норвегию в вторник заявил, что сам не очень оптимистично настроен относительно предстоящей встречи, но "был бы рад удивиться" — если Россия не только подпишет так называемую дорожную карту Минских соглашений, но и будет выполнять ее условия.
Глава Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебривский убежден, что "нормандский формат", как и "минский", себя исчерпал. Одна из причин — то, что гарантии безопасности Украины, подписывая Будапештский меморандум, на себя брали не участники "нормандской четверки" Франция и Германия, а США и Великобритания.
Впрочем, некоторое изменение риторики Запада в отношении РФ все же заметно. Например, в пятницу в Германии заявили, что Ангела Меркель, которая и принимает в Берлине лидеров Украины, Франции и РФ, готова позвать Владимира Путина, только если будет шанс урегулировать кризис в Украине. Ранее подобные ультиматумы — по крайней мере, публично — выдвигал как раз российский лидер и Песков. В Кремле говорили о "домашней работе" и тех результатах, которые может дать встреча экспертов и дипломатических советников в Минске.
По мнению старшего аналитика Международного центра перспективных исследований Анатолия Октисюка, Москва на переговорах попытается представить убийство боевика Моторолы как то, что Украина всеми правдами и неправдами пытается сорвать Минский процесс. "Думаю, что это все — спланированная долгая игра, потому что, с одной стороны, они обвиняют Украину, а с другой — расчищается путь. Путин может сказать на неформальном уровне, что одиозных людей становится все меньше и можно договариваться", — сказал эксперт "Апострофу".
Октисюк сомневается, что на встрече "нормандской четверки" будут достигнуты какие-то серьезные договоренности: "Параллельно они (Россия, — "Апостроф") отправляют "Искандеры" в Калининград или куда там. Они будут пытаться усиливать такое давление". По его мнению, не стоит ожидать и прогресса в вопросе освобождения украинских заключенных в России, поскольку такие вопросы обычно решаются в двустороннем формате. "Они будут обсуждать исключительно последние убийства, политический пакет — то есть Россия будет дальше требовать от Киева, чтобы он, по крайней мере, предпринимал какие-то политические шаги. Я так думаю", — предположил Октисюк.
В то же время, ссылаясь на инсайдерскую информацию, он сообщил, что отсутствует прогресс в формировании "дорожной карты" по Донбассу (ранее, как стало известно "Апострофу" от источников в АП президента Украины, она согласовывалась властями Украины, Германии, Франции и США): "Там все заглохло абсолютно. Мне кажется, Запад понял, что бесперспективно требовать от Киева выполнять "Минск" в таком формате, в котором хочет Москва". Октисюк не верит, что произойдет какое-то изменение стратегии Запада в отношении войны в Украине до выборов в США.
В то же время Россия сама загнала себя в угол, поскольку понимает, что на нее ляжет ответственность, если начнутся активные боевые действия. "Они сами загнали себя в "вилку". Понятно, что россияне хотят разменять Украину на Сирию, но не выходит", — считает Октисюк.
Один из представителей Администрации президента сказал "Апострофу", что в АП ничего от предстоящей встречи не ожидают: "Будет бла-бла, а Путин будет продолжать корчить дурака". Тем не менее, собеседник "Апострофа" отметил, что в Администрации Порошенко видят ужесточение позиции Запада в отношении России. Например, по его словам, президент Франции уже позволяет себе использовать матерные слова, когда говорит о российском лидере, а позиция Ангелы Меркель и так была достаточно жесткой. Поэтому Киев будет продолжать отстаивать свое видение "Минска".
Экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко также не ожидает результатов от встречи в "нормандском формате", поскольку каждая сторона продолжит отстаивать свои интересы.
"Встреча может быть результативной только в том случае, если будет найден компромисс. Он, как мне кажется, найден не будет, поскольку главная причина агрессии - Россия - свою позицию не меняет. Поэтому Украина, Франция и Германия результатов, к сожалению, не достигнут. Но и в этом будет позитив: они все больше и больше будут приходить к пониманию, что нужно объединять усилия и давить на страну-агрессора. Кстати, резолюция ПАСЕ для нас в этом плане будет очень позитивным и выгодным инструментом, который нам нужно использовать на все сто процентов", — считает Огрызко.
Бывший глава МИД добавил, что Запад немного смягчил свою позицию относительно необходимости выполнения Украиной политической части Минских договоренностей: "Вы же видите, что тональность меняется. Если раньше это было ультимативным требованием, то сейчас превращается в ритуальное повторение фраз, за которыми реального прогресса от нас, мне кажется, уже и не ожидают".