RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

Только первая жертва: что означает для России арест Улюкаева

Если к событиям вокруг Улюкаева причастен Путин, то российских либералов ждут тяжелые времена

Если к событиям вокруг Улюкаева причастен Путин, то российских либералов ждут тяжелые времена Улюкаев перешел дорогу Сечину и теперь дорого за это расплачивается Фото: EPA/UPG

Министр экономического развития России Алексей Улюкаев был задержан по обвинению во взяточничестве и вымогательстве. По заявлению российских властей, Улюкаев получил $2 млн от государственного нефтяного гиганта "Роснефть" в обмен на одобрение покупки нефтяной компании "Башнефть". Как указывают специалисты американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor, новость стала темой для заголовков, поскольку после ареста Лаврентия Берии в 1953 году крупные кремлевские функционеры, теряя свое влияние, просто перемещались на другую должность. Если к аресту Улюкаева причастен президент РФ Владимир Путин, то дальнейшая судьба российской либеральной элиты становится незавидной.

Алексей Улюкаев был заметной фигурой в российской политике на протяжении последних 25 лет. Сделав себе карьеру в Администрации Владимира Путина, он достиг поста главы Министерства экономического развития в 2013 году. Рассматриваемый широкой общественностью как один из наиболее либеральных экономических умов России, Улюкаев проталкивал глубокие структурные реформы, связанные с сокращением государственного контроля над экономикой. Одной из самых больших политических битв, в которых участвовал бывший министр, был вопрос частичной приватизации "Роснефти", которой он добивался. Спорный шаг, призванный ослабить контроль Кремля над нефтяной компанией, делал его противником одного из наиболее могущественных политиков России - главы "Роснефти" Игоря Сечина. Однако в обмен на разрешение Москвы взять контроль над "Башнефтью", шестой по величине нефтяной компанией в стране, нефтяной магнат недавно предложил свое согласие на частичную приватизацию "Роснефти". Улюкаев вместе со многими другими либеральными экономистами выступал против такой сделки, которую он считал попыткой Сечина расширить базис его власти. Впрочем, в последние несколько недель Улюкаев сменил свою позицию. Он начал способствовать приостановке переговоров и даже грозился приватизировать еще большую часть "Роснефти" в 2017 году. Угроза, реализация которой оставила бы правительству меньшую часть компании, была довольно своеобразной: она прозвучала как раз в тот момент, когда казалось, что Кремль и "Роснефть" достигли временного перемирия, а Улюкаев, кажется, вынужден был действовать в одиночку.

Совершенно очевидно, что Улюкаев перешел дорогу Сечину и теперь дорого за это расплачивается, считают аналитики Stratfor. Расследование против министра экономического развития находилось в разработке на протяжении нескольких месяцев и было инициировано подразделением по расследованию экономических преступлений ФСБ. Это подразделение переукомплектовано в конце июля этого года и пополнено сторонниками Сечина (оно также известно как "группа специального назначения" Сечина). Несколько недель спустя аналогичным образом был очищен и переукомплектован также Следственный комитет, после чего Сечин получил в свои руки инструменты для целевого давления на высокопоставленных должностных лиц, которых можно обвинить в финансовых преступлениях.

Согласно обвинениям, выдвигаемым против Алексея Улюкаева, он получил $2 млн в виде взяток от "Роснефти". Обвинения являются сомнительными, ведь Улюкаев должен был знать, что вымогательство у Сечина имеет свои риски. Если обвинения будут доказаны, Улюкаев станет самым высокопоставленным кремлевским должностным лицом, осужденным за уголовное преступление, после Лаврентия Берии в 1953 году. Обычно, когда российские министры или представители элиты теряют свое положение, они почти всегда перемещаются на другие должности, а не отправляются в опалу.

Если роль Сечина в судьбе Улюкаева очевидна, то позиция Владимира Путина в данном случае не ясна. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что Путин знает о расследовании, но он не дал никаких намеков насчет того, проводится оно при поддержке президента или нет. В любом случае очевидно, что Кремль будет подавать арест в качестве доказательства того, что правительство борется с коррупцией, вне зависимости от положения лиц, причастных к ней. Но если все-таки Сечин начал дело против Улюкаева без санкции Путина, то это может быть заметной демонстрацией его силы, в то время когда у президента растет озабоченность по поводу вызовов, исходящих от российской элиты. Если Сечин действительно действовал по своему усмотрению, то Путин может поставить его на место, заставив отказаться от обвинений и оправдав Улюкаева.

Если же Сечин координировал арест с Путиным, то это является тревожным сигналом для либеральных кругов в России, полагают в Stratfor. Экономические и демографические проблемы в стране растут, Москва становится все более воинственной и автократической в своей внутренней и внешней политике. Поэтому Улюкаев может быть лишь первой жертвой более широких мероприятий, направленных против наиболее прореформистских и прогрессивных фигур среди российских элит.

Читайте также