RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Схватили Бога за бороду: каких результатов добились депутаты за два года работы

По мнению экспертов, восьмой созыв ВРУ работает хуже, чем все предыдущие

По мнению экспертов, восьмой созыв ВРУ работает хуже, чем все предыдущие По мнению экспертов, восьмой созыв ВРУ работает менее эффективно,чем все предыдущие Фото: УНИАН

Два года назад, 27 ноября 2014 года, начала свою работу Верховная Рада Украины VIII созыва, в связи с чем гражданская сеть "ОПОРА" подвела промежуточные итоги ее деятельности. Оказалось, что текущий созыв Рады показывает наихудшую продуктивность. Всего 11% законодательных инициатив, поданных президентом, Кабмином и парламентом, стали законами. По мнению экспертов, это происходит потому, что в Раде регистрируется законопроектов больше, чем народные депутаты физически способны рассмотреть и принять. Кроме того, многие парламентарии демонстрируют безответственное и разгильдяйское отношение к работе.

Подводя итоги деятельности Верховной Рады VIII созыва, гражданская сеть "ОПОРА" пришла к выводу, что текущий состав парламента демонстрирует наихудшую эффективность. По словам представителя ОПОРы Ольги Айвазовской, общая продуктивность Рады, по количеству законопроектов, инициированных депутатами, Кабмином и президентом, которые впоследствии стали законами, составляет всего 11%. То есть из 4580 законопроектов всего 516 были приняты. В то же время президент Петр Порошенко как субъект законодательной инициативы продемонстрировал более высокую продуктивность, чем депутаты или правительство. Так, 81% законопроектов, инициированных президентом, стали законами. Соответствующий показатель правительства составляет всего 29%, а у нардепов результат еще ниже — всего 7%.

Следует обратить внимание, что такая эффективность законодательной работы президента связана с несколькими факторами. Во первых, со многочисленностью его парламентской фракции ("Блок Петра Порошенко" насчитывает 143 народных депутата). Во вторых, в нужных для себя голосованиях Порошенко, как правило, с помощью "кнутов" и "пряников" привлекает другие фракции и группы. То есть законодательная эффективность главы государства во многом поясняется готовностью депутатов голосовать по первому звонку из Администрации президента (см. инфографику).

Главным партнером БПП по голосованиям чаще всего является фракция "Народного фронта". Возможны и другие союзники, например, "Батькивщина", "Радикальная партия" или депутатская группа "Видродження", в основном состоящая из экс-регионалов. Так, БПП и "Народный фронт" голосуют вместе в 96% случаев. Главными партнерами этих фракций во время голосований являются "Радикальная партия Ляшко" — 80% совместных голосований, "Самопомич" - почти 70% и "Батькивщина" — немногим более 60%. "Оппозиционный блок" принимает сторону власти всего в 4% случаев (см. инфографику).

По отдельности практически все парламентские фракции отличаются низкой продуктивностью. Самый низкий показатель в этом отношении у "Оппозиционного блока" — 3,6%, а самый высокий результат оказался у "Радикальной партии Олега Ляшко" — 13,8%. Далее следуют "Народный фронт" — 11,7%, "Батькивщина" — 11,3% и БПП - 9,2%.

Отдельные народные депутаты также не блещут эффективностью. В частности, у 99 депутатов за два года из всех законодательных инициатив ни одна не стала законом. Антилидерами здесь в основном являются представители "Оппозиционного блока". Например, нардеп Наталья Королевская принимала участие в разработке 97 законопроектов, но ни один из них не был принят. Недалеко от нее ушел и уже внефракционный депутат Евгений Мураев, который инициировал 90 законопроектов, ни один из которых не стал законом. Есть депутаты, которые вообще не принимают участия в разработке законопроектов. К примеру, это внефракционный депутат Сергей Клюев, не инициировавший ни одного документа.

По мнению экспертов ОПОРы, главная причина такой неэффективности состоит в том, что в Раде регистрируется законопроектов больше, чем депутаты физически способны рассмотреть и принять. Следовательно, восемь из девяти зарегистрированных законопроектов вообще никогда не станут законами. Ситуацию могло немного спасти внедрение рекомендаций, составленных миссией Европарламента во главе с Петом Коксом, которые призваны реформировать работу украинской Рады. В частности, европейцы предложили существенно сократить количество законопроектов, отказавшись от регистрации документов, которые дублируются, и прекратить регистрировать каждую отдельную правку как новый проект закона. Кроме того, депутатам предложили сформировать список из 20 приоритетных законопроектов, над которыми нужно вести первоочередную работу. Однако внедрение этих рекомендаций застопорилось.

По мнению народного депутата, главы фракции "Самопомич" Олега Березюка, "план Кокса" чрезвычайно необходим для Верховной Рады. "Европарламент увидел дефицит в обучении парламентариев. Кокс заметил, что в Украине нет парламентского процесса и его надо создавать. Рекомендации на самом деле являются не такими уж сложными, но принять их пока не получается, потому что система очень застоялась", - рассказал "Апострофу" Березюк. С ним соглашается и политический эксперт Тарас Чорновил: "В плане Кокса есть только одна проблема - это снижение кворума, то есть решения могут приниматься простым большинством от присутствующих в зале депутатов. Это фактически легитимизирует прогульщиков. А все остальное — более чем приемлемо. Но предложения по этому плану не были включены в повестку дня. Пытались включать пакетом, но депутаты принципиально отказываются за них голосовать. Это демонстративная безответственность и вызов общественности".

Публичная критика, которую парламентские фракции допускают в отношении друг друга, никак не влияют на их совместные голосования. По словам Тараса Чорновила, ситуация, когда коалиция ищет голоса в других фракциях, не является чем-то недопустимым: "Новая коалиция была образована из БПП и НФ, к ней также присоединились несколько внефракционных депутатов, и те нардепы, которых выгнали из "Самопомочи". В общей сложности они дали больше 226 голосов. На тот момент это было зафиксировано, и коалиция выполнила свою единственную функцию, предложив кандидатуру Гройсмана на должность премьер-министра. Дальше коалиция выполняет исключительно ритуальную функцию: формально она должна существовать, но не обязана принимать решения исключительно своими голосами. Коалиция имеет право искать голоса в других фракциях, если это ей нужно. Конечно, здесь могут возникать политические вопросы, когда находят голоса, например, в "Оппоблоке", в других неоднозначных депутатских группах, но здесь очень индивидуальный подход".

По мнению Чорновила, низкая эффективность нынешнего созыва — следствие безответственности депутатов. "Раньше были определенные рычаги влияния, был страх перед обществом, но в этот созыв пришло достаточно людей, считающих, что они схватили Бога за бороду. Управы на большинство депутатов в обществе нет. И все же, со страшным скрипом, с невероятными трудностями Рада таки умудрилась принять очень много действительно серьезных законов, которые запустили процесс реформ", - подчеркивает эксперт.

Приблизительно такого же мнения придерживается и Олег Березюк. Он убежден, что нынешний парламент следует оценивать по количеству принятых законопроектов, которые качественно изменили жизнь общества. "Этот парламент не является простым, но в нем есть около 80 человек, которые понимают, что такое публичное управление, чем не может похвастаться ни один парламент в течение последних 15 лет. Поэтому по качественному составу, по моим наблюдениям, этот парламент хоть каким-то образом представляет интересы людей. Другое дело, что нынешний созыв пока еще имеет традицию олигархических зависимостей, когда две трети депутатов являются крепостными нескольких олигархов", - резюмирует депутат. В целом, если развитие ситуации не приведет к досрочным выборам, то Верховная Рада VIII созыва еще может побороть свои проблемы и показать эффективную работу.

Читайте также