"Когда же уже все ненавистники и дураки поймут, что хорошие отношения с Россией – это хорошая, а не плохая вещь". Такое эмоциональное заявление президент США Дональд Трамп на днях сделал в своем Twitter. Что будет значить для Украины новая волна симпатии Трампа к Владимиру Путину и является ли она настоящей, а не очередным элементом большой дипломатической игры, разбирался "Апостроф".
Трамп – за, "чинуши" - против
Чтобы разобраться в сказанном, необходимо посмотреть на контекст, который предшествовал появлению "дружелюбного" поста Дональда Трампа в Twitter. Свое заявление президент США сделал по итогам саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Вьетнаме. Накануне саммита в СМИ муссировались слухи о возможной встрече лидеров США и РФ. В Кремле всячески подогревали эти предположения, мол, официальная личная встреча обсуждается, детали согласовываются. Но в результате общение Путина с Трампом свелось к нескольким обменам репликами в кулуарах саммита, в частности, перед церемонией общего фотографирования.
По словам госсекретаря США Рекса Тиллерсона, тет-а-тет президентов имел бы резон, но... "Вопрос в том, есть ли у нас достаточно обоснованный смысл для переговоров, - отметил Тиллерсон. – Мы поддерживаем контакт с ними (РФ, - "Апостроф"), и видение заключается в том, что если два лидера собираются встречаться, есть ли какие-то достаточно обоснованные вопросы для переговоров, которые бы оправдали проведение официальной встречи".
Поскольку "обоснованного смысла" для официального общения двух президентов не нашлось, глава российского МИДа Сергей Лавров эмоционально отреагировал на заявление своего заокеанского коллеги, мол, сам Трамп жаждет встретиться с Путиным. "А что говорят остальные его чинуши, я не знаю, я не могу за это отвечать", - отрезал главный дипломат РФ.
В итоге Трамп ограничился известным постом в Twitter, добавив, что хочет "решить проблемы с Северной Кореей, Сирией, Украиной, терроризмом, и Россия может здорово помочь".
Стоит отметить, что толерантные заявления в отношении России и ее президента Дональд Трамп делал неоднократно еще в период своей избирательной кампании. Такие слова, как "уважение", "хорошие отношения", "поладить с Россией", нынешний лидер США использовал направо и налево. Однако некоторые журналисты и эксперты заподозрили Трампа в том, что в простонародье называется словом "он гонит". Например, на том же саммите АТЭС президент США сначала заявил, что верит в заверения Путина о невмешательстве РФ в американские выборы, а потом сделал поворот на 180 градусов. "Что касается того, верю я или нет, то я вместе с нашими ведомствами", - подчеркнул Трамп. Напомним, американские разведывательные ведомства настаивают на вмешательстве России в выборы.
Кроме того, спецпредставитель Госдепа Курт Волкер, разобравшись в ситуации на востоке Украины, неоднократно подчеркивал, что российские войска на Донбассе есть, и Кремль должен вывести их оттуда. Вероятно, что без одобрения администрации Трампа такие оценки не прозвучали бы. Учитывая разнополярность тезисов, поступающих из Белого дома, логично задать вопрос: на чьей стороне играет Трамп?
Своя игра
По мнению дипломата, эксперта "Майдана иностранных дел" Александра Хары, Трамп играет исключительно на своей собственной стороне.
"Политику США нужно разделить на две части. Первая – государственная политика, которая формируется администрацией, и, по большому счету, нарекать на нее нет никаких оснований. Министр обороны, государственный секретарь абсолютно четко озвучивают свою позицию, которая отвечает национальным интересам США и совпадает с интересами Украины: продолжение санкций в отношении России, непризнание аннексии Крыма, давление в вопросах Минских соглашений, деятельность Курта Волкера, позиция Конгресса, все это укладывается в одну систему, - говорит "Апострофу" эксперт. – Вторая часть – личная позиция Трампа. Ему кажется, что у него сложились хорошие отношения с Путиным. Ему кажется, что он может сделать что-то большее, чем смогли сделать Обама и Хиллари Клинтон. Он смеется над ними, что у них ничего не получилось, а вот у него, как у политика другого калибра, все получится. Конечно, это наивно, но что поделать. Вообще Трамп считает, что понятие хороших отношений между странами тождественно хорошим отношениям между теми людьми, которые их возглавляют".
Исполнительный директор международного фонда "Відродження" Евгений Быстрицкий считает, что президент США, делая миролюбивые заявления в соцсетях, преследует еще одну личную цель.
"Он думает, каким способом заглушить ту критическую кампанию против него, которая связана с контактами его лично и представителей его избирательного штаба с представителями России. Он идет ва-банк и упирает на очень простую вещь: в вопросах глобальной безопасности Россия должна быть партнером и ни в коем случае нельзя делать ее врагом. А вы знаете, что Трампа обвиняют в том, что он поставил мир и США на грань войны. Соответственно, он хочет сбить эту волну критики", - подчеркнул "Апострофу" Быстрицкий.
Впрочем, политический эксперт Тарас Чорновил добавляет, что внешне "дружелюбная" риторика американского президента – политический стиль, а не реальная позиция.
"Давайте вспомним, про кого он еще говорил подобные вещи. Всю Америку, например, поставили на уши его заявления о Ким Чен Ыне, что Трамп мог бы с ним подружиться. Это стиль Трампа, он так иронизирует, как он, наверное, думает, - поясняет "Апострофу" эксперт. – Понять его сложно, но это его стиль. В таких ситуациях к словам лучше относиться с меньшим вниманием, чем к конкретным действиям".
А конкретные действия президента США, по словам экс-нардепа, как раз говорят о том, что никто не собирается идти на уступки Путину, соответственно, в Белом доме не намерены "сливать" Украину.
"Это мы видим по работе Волкера, в заявлениях которого очень много жесткости по отношению к России. Кроме того, Трамп делает определенные шаги, направленные на экономическую изоляцию России. Он договаривается с Китаем, он организовывает поставки американских энергоносителей в Европу: угля и сжиженного газа, чтобы если не разрушить, то жестко ограничить геополитические возможности России влиять на мир посредством энергетического давления", - резюмировал Чорновил.
Также он напомнил о расследовании, инициированном американской стороной в отношении российских офшоров и олигархов на общую сумму около триллиона долларов: "Это лучшая иллюстрация того, что дружбой там не очень пахнет. Даже в законе по санкциям против России, где Трампа обвиняли в том, что он не спешил его принимать, президента США возмутили не сами санкции, а то, что его самого лишили определенной части полномочий, на которые он рассчитывал. И это его невероятно возмутило, но противопоставить этому он ничего не мог. Ведь в США есть определенная роль каждой ветви власти, и эту роль никому нельзя переступать, в том числе и Трампу".
Но даже когда Трамп называет Путина "другом", то таким "другом", который развязал войну на Донбассе и аннексировал Крым.
"Да, Трамп говорит, что, если бы у США с Россией были хорошие отношения и демократы не ставили бы искусственные палки в колеса, можно было бы решить и вопросы с Северной Кореей, Сирией и Украиной. При этом он использует интересное выражение – "fullout", то есть чтобы РФ вышла из Сирии и из Украины. Он понимает, что эти конфликты не прекращаются как раз из-за деструктивной роли России", - считает Хара.
Однако лидер США не выделяет украинский конфликт в особую глобальную проблему.
"Украина не в фокусе его внимания — это безусловно. Он передал этот вопрос Волкеру, этим занимается и Тиллерсон. Поэтому я не думаю, что Трамп удерживает Украину в своем сознании как особенную проблему", - считает Быстрицкий.
Другое дело, что Украина остается одним из слагаемых давления на Россию.
"Обнять человека, рассказать, как ты хочешь с ним дружить, и при этом дать под дых – это в стиле Трампа. Только Путин, загнанный в тупик, может что угодно сделать. И тут сложно что-то спрогнозировать", - резюмировал Чорновил.