Приключения экс-президента Грузии Михеила Саакашвили в Украине продолжаются. Печерский районный суд, избирая меру пресечения для политика, отклонил ходатайство прокуроров, которые просили посадить его под домашний арест, и отпустил Саакашвили без каких-либо обязательств. За тем, как развивались события в самом известном суде страны, наблюдал корреспондент "Апострофа".
Бывшему одесскому губернатору, лидеру партии "Рух новых сил" Михеилу Саакашвили, которого СБУ и Генпрокуратура задержали только со второй попытки - в квартире экс-начальника Главного управления МВД в Луганской области полковника Юрия Покиньбороды - инкриминируют содействие преступной группировке. Согласно данным силовиков, Саакашвили получал деньги от беглого украинского олигарха Сергея Курченко. Именно на эти средства якобы были организованы протесты в Киеве, на которых призывали к свержению государственного строя в Украине. Ранее генпрокурор Юрий Луценко показывал записи, на которых, по версии ГПУ, Сергей Курченко и Михеил Саакашвили договариваются о сотрудничестве.
Почти трое суток до судебного заседания Саакашвили провел в следственном изоляторе СБУ, где он объявил голодовку в знак протеста против действий силовиков. В понедельник, 11 декабря, Печерский суд приступил к избранию ему меры пресечения. Прокуроры просили для Саакашвили круглосуточный домашний арест и ношение электронного браслета.
Под судом с самого утра собрались сотни сторонников экс-президента Грузии. В группе поддержки можно было заметить экс-заместителя генпрокурора и ближайшего соратника Саакашвили Давида Сакварелидзе, мэра Глухова Мишеля Терещенко и его жену, активистку Елену Ескину. С небольшой сцены у входа в суд звучали призывы освободить "единственного честного политика Украины", "следующего президента" и просто "Мишу".
Силовики не спешили пропускать в суд поклонников Михо, как не удалось попасть в здание и значительной части журналистов. "Судья не дал добро, они не продумали, что будет так много людей, не продумали ситуацию", - шептались между собой правоохранители. Активисты пытались прорваться силой, кто-то даже кинул петарду, однако пройти через кордон Нацполиции и Нацгвардии так никому и не удалось. И пока под стенами суда активисты во главе со священником непонятной конфессии совершали молебен, в зале суда уже началось заседание.
В синем пиджаке, идеально наглаженной белой рубашке и с всклокоченными волосами Саакашвили сначала сидел в стеклянном боксе. Затем, по просьбе защиты, ему разрешили пересесть к своим адвокатам и жене Сандре Рулофс.
В начале заседания Саакашвили инициировал всеобщее исполнение украинского и грузинского гимнов, а также украинской народной песни. После вокального перерыва он взял слово и назвал себя военнопленным: "Они меня изолировали, ко мне не допускали адвокатов, у меня не было прессы. Если они меня вернут в тюрьму, я буду голодать. И все будут знать, кто совершил это убийство. И они могут меня убить, но никогда не убьют народ Украины. Жить в клетке – быть личным узником олигархата. Я себя считаю пленником украинского олигархата, Владимира Путина и всех тех грязных сил, которые уничтожают Украину. Я считаю себя не задержанным, я считаю себя военнопленным. Потому что они ведут войну против украинского народа".
Во время своей тирады Саакашвили угрожал продолжением голодовки в случае, если его вернут за решетку: "Я не боюсь. Я показал, как может работать президент, и я покажу, как может умереть президент. Если они меня вернут в тюрьму, я буду голодать до конца. Но все будут знать, кто устроил это убийство".
Пока Саакашвили громко и с глубокомысленными паузами заявлял об ущемлении своих прав, в зале суда потихоньку собиралось все больше народных депутатов, приехавших его поддержать. Главным действующим лицом стала Юлия Тимошенко, которую также несколько лет назад судили именно в Печерском суде. Придя в зал, лидер "Батькивщины" обняла Саакашвили, успев что-то шепнуть ему на ухо.
"Я считаю, что я должна быть рядом с теми, кого власть репрессирует, для того, чтобы просто еще раз сказать, что это политические репрессии, это расправа с оппонентами, что никакой справедливости в этих судах и силовых структурах не существует", - сказала Тимошенко журналистам.
Также поддержать лидера РНС пришли нардепы Иван Крулько, Алена Шкрум, Игорь Луценко, Алексей Рябчин (все из "Батькивщины"), Юрий Деревянко, Дмитрий Добродомов (внефракционные), Виктор Опанасенко ("Самопомич"), Мустафа Найем, Сергей Лещенко (оба БПП), а также герой Украины Степан Хмара.
В коридоре депутаты вспоминали, что в зале, в котором проходит заседание, когда-то судили Юрия Луценко, а также высказывали прогнозы, какую меру пресечения изберут для Саакашвили.
"Это была инициатива Луценко изначально и его ошибка, сознательно или чтобы скомпрометировать [президента Петра] Порошенко, непонятно. Но то, что он своими действиями спровоцировал волну недовольства, – это факт", - делился с "Апострофом" один из нардепов.
"Где доказательства, что записи – подлинные, что Курченко сотрудничал с ФСБ и что он хотел свергнуть власть в Украине? Все обвинения очень зыбкие, база у обвинения очень слабая, отпустят на поруки, - прогнозировал другой депутат. – Выглядит все так, будто в ГПУ после всего решили умыть руки, [министр внутренних дел Арсен] Аваков несколько отстранился от ситуации, то же самое и в СБУ, у них нет коммуникации между собой, но каждый в этом конфликте преследует свои цели".
Тем временем в зале суда защита Саакашвили в лице адвоката Валерии Коломиец указала на нестыковку в показаниях специальных агентов СБУ под кодовыми именами "Заяц" и "Волк". По словам адвоката, агенты давали показания о событиях, которые еще не произошли.
"11 октября "Заяц" был допрошен днем, и в это время он рассказывает, как в ночь с 11 на 12 он впервые получил приказ от Дынника передать средства Севериону Дангадзе (соратнику Саакашвили, арестованному в деле, по которому проходит и экс-глава Одесской ОГА, фигуранту записей, обнародованных силовиками, - "Апостроф"). Можно было бы подумать, что это опечатка, но в допросе свидетеля "Волка" с 17:00 до 17:30 тоже есть показания об этих событиях ночью", - сообщила Коломиец.
"Апостроф" обратился к прокурорам с просьбой прокомментировать слова адвоката, но те посоветовали обращаться в пресс-службу ГПУ и отказались что-либо отвечать.
Во время суда Саакашвили немало общался с Юлией Тимошенко. "Я голодала 28 дней", - говорила она. "А я где-то четыре", - отвечал он, указывая, что в СИЗО ему давали только воду. Несмотря на ответственность момента, политик был в приподнятом настроении: весело махал журналистам, то и дело обращаясь в камеры, которых был лишен, находясь в изоляторе, благодарил пришедших нардепов и что-то записывал в своем малиновом дневнике.
Суд получил ходатайство о том, что Саакашвили готовы взять на поруки. "Он – реформатор по сути, и когда он понял, что изменений не будет, он перешел в оппозицию к президенту. Сделайте так, чтобы не было избрано меры пресечения вообще, он никуда не будет бежать. Так как власть заплатила бы много, чтобы он убежал, но он этого не сделает, поверьте", - выступила лидер "Батькивщины". О своем желании взять политика на поруки высказались также Дмитрий Добродомов, Алена Шкрум, Игорь Луценко, Юрий Деревянко. Еврооптимисты Мустафа Найем и Сергей Лещенко, которые еще недавно митинговали вместе с Саакашвили, брать на поруки лидера РНС не предлагали.
"Вы сегодня можете спасти честь Украины", - внезапно вмешался Степан Хмара. "Интервью можете дать немного позже", - парировала судья и удалилась в комнату совещаний.
"Главное, чтобы сейчас сюда не пришел Вакарчук повышать свой рейтинг", - перешептывались депутаты в ожидании вердикта, видимо, вспоминая недавнее видео музыканта, чье политическое будущее обсуждается уже не первый день.
После короткого перерыва судья вернулась в зал и объявила решение: "Отклонить ходатайство прокуроров о домашнем аресте и отпустить Саакашвили". Прокуроры восприняли новость молча, понурив головы, а вот защита ликовала: адвокаты окинули зал победным взором, Саакашвили обнял жену, а журналисты уже выстроились к нему в очередь на интервью.
"Они были вынуждены меня выпустить, потому что увидели, сколько людей на улице. А сегодня судья не выполнила их четкое указание. Она мужественный человек", - прокомментировал Саакашвили свое освобождение, добавив, что, несмотря на то, что ему хочется есть, первым делом он пойдет приветствовать людей у суда, а после пройдется с женой "по своему любимому Крещатику".
Адвокат Руслан Чернолуцкий тем временем напомнил журналистам, что это еще не конец: дальше будет рассмотрение дела по сути. Кроме того, адвокаты занимаются защитой еще одного фигуранта – Севериона Дангадзе.
Саакашвили, окруженный прессой, вышел на улицу под крики: "Миша!". Толпа сторонников, ожидавших снаружи, сразу взяла его в кольцо. "Вы меня освободили, теперь время освобождать Украину, ведь я без вас жить не могу, - кричал бывший президент Грузии. – Мы пойдем на Майдан, пойдем по моему Крещатику".
И пока Саакашвили возглавлял шествие по главной площади страны, генпрокурор Юрий Луценко во время эфира на одном из телеканалов заявил, что обвинение будет подавать апелляцию. "Мы готовы доказать, все пленки, видео о передаче сотен тысяч долларов на политическое шоу, а также разговор Саакашвили с Курченко являются настоящими. Мы готовы привлечь иностранных экспертов из ФБР или Скотланд-Ярда", - сказал глава ГПУ.
А, значит, страна может готовиться к следующим сериям политического сериала про приключения Михо в Украине.