RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Политика

Кремль в отчаянии: Украина выиграла важнейшую битву - Хара

Россия проиграла войну за церковь, разрушена концепция Третьего Рима

На прошлой неделе произошло, безусловно, памятное событие - Синод Вселенского Патриархата снял анафему с патриарха Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и предстоятеля Украинской православной автокефальной церкви Макария, признав их каноническими. О вероятности создания новой поместной церкви в Украине и причинах того, почему мессианство российской церкви привело к ее самоизоляции, "Апострофу" рассказал эксперт фонда "Майдан иностранных дел" АЛЕКСАНДР ХАРА.

- В четверг, 11 октября, на заседании Синода Константинопольского патриархата было принято решение продолжить процедуру предоставления томоса об автокефалии Украинской православной церкви. Какое значение это имеет для Украины и всего религиозного мира?

- Безусловно, это историческое, эпохальное решение. И не только потому что нация ждала 332 года для того, чтобы вернуть себе то, что ей принадлежало, то есть независимую ни от кого церковь. Фактически была снята незаконная анафема, неканоническая анафема с двух руководителей украинских церквей - Киевского патриархата и Автокефальной церкви. Это очень важно, поскольку это показывает, что на самом деле эти люди были по политическим, а не догматическим соображениям преданы анафеме. Это очень важно, что они смогут принимать участие во всем процессе - во Всеправославном украинском Соборе, где будут выбирать главу уже настоящей Украинской православной церкви, а не Русской православной церкви, которая маскируется под украинскую.

Это важно для верующих, особенно для тех, кому в течение длительного времени говорили, что они - не православные, не являются каноническими. Конечно, это их большая победа. Также это большая победа тех верующих Московского патриархата, которые после того как началась агрессия Кремля, не стали над схваткой.

Давайте вспомним, как и в Славянске, и в Донецке попы фактически участвовали в преступлениях или благословляли на преступления против Украины и против якобы братьев по вере и крови. Это подорвало доверие большого количества православных, которые входили в Московский патриархат. И сейчас главный фетиш, который был у Москвы - каноничность, исчезает. Поскольку возникает вопрос: является ли вообще Москва канонической? Ведь тот же томос не был выдан Москве, и мы знаем историю, как фактически шантажом Москва получила своего первого патриарха. Причем греки в этом смысле - очень изощренные. Фактически была формулировка - "считать патриархом". То есть это не просто создать патриархат или назначить патриарха, а "считать", то есть быть исполняющим обязанности. Ну, вот 332 года они выполняли обязанности, а сейчас украинская церковь, украинская нация - не в этническом, а в политическом смысле - получает свою церковь.

- Чего ждать после того, как Украина получит томос? Действительно ли Московский патриархат может оказаться в изоляции...

- Ну, он уже и так в самоизоляции. Война против Украины, аннексия Крыма стали катализатором этих процессов. И, конечно, очень важным было то, что Москва решила не участвовать во Всеправославном Соборе на Крите (в 2016 году - "Апостроф"), где они могли бы обыграть некоторые моменты, поскольку Вселенский патриархат предлагал довольно приемлемую для Москвы формулу, по которой предоставлялась бы автокефалия другим церквям. Москва устроила демарш, она не поехала туда и подстрекала другие православные церкви.

Второй важный момент: в течение всего периода правления Путина в РФ пытались ограничить влияние Константинополя даже в Греции. Давайте вспомним, что в этом году пророссийская агрессия, пророссийское левацкое правительство фактически выгнало двух и не пустило еще двух российских дипломатов, так как они занимались подкупом не только граждан, но и, собственно, священников. И цель была связана с расшатыванием евроатлантического единства. Мы знаем, что фактически удалось достичь такого важного исторического согласия относительно названия Северной Македонии.

Возможно, я несколько отошел в сторону, но это показывает, насколько церковные дела использовались ФСБ, Службой внешней разведки и ГРУ Российской Федерации в качестве орудия, и они влезали во внутренние дела Греции.

Также россияне пытались ограничить влияние Константинополя для того, чтобы закрепить за собой этот фейковый статус, так называемого Третьего Рима. Третьего Рима не может быть, поскольку второго никогда не было: Новый Рим - Константинополь, он есть, и он был, и им останется. И эта связь с православной столицей - Царьградом, она никогда не прерывалась. И, собственно, мы видим, что с автокефалией Украинской церкви этот концепт просто разрушается, и вряд ли Россия сможет прийти в себя, поскольку она не является православным государством в полном смысле слова ни по духу, ни по сути. А сейчас еще треть, а может, еще и больше, прихожан, церковных приходов, а также лавр и монастырей отойдет от России, и она потеряет значимость и, конечно, не будет диктовать в церковных делах так, как она это пыталась делать раньше.

- В Украине верующих УПЦ (МП) - немало. Как думаете, какая у них будет реакция после того, как Украина получит томос? Может возникнуть противостояние из-за того, что они будут считать, что их права якобы ограничены?

- Во-первых, есть определенное количество верующих Московской православной церкви в Украине, которые разочаровались в своем церковном руководстве, поскольку они были на стороне оккупантов и, скажем, фактически выгораживали, подпевали Кремлю. И мы помним, что "Богу - божье, а кесарю - кесарево". К сожалению, Московский патриархат показал, что он не служит Богу в этом смысле.

Есть люди, которые уже перешли в Киевский патриархат или просто отделились от московской церкви. Конечно, есть и другая часть, и она, наверное, больше - которая колеблется, для которой этот статус каноничности - очень важен, поскольку это в трактовке православной веры Московским патриархатом, мол, самое важное - вроде, если ты не находишься в православной московской канонической церкви, тогда тебя ждет геенна огненная и все эти ужасы ада. Конечно, для них это будет большим положительным сигналом, они могут выбрать другую церковь, и действительно - Украинскую, а не какой-то филиал Русской православной церкви. И останется небольшое количество таких, скажем, православных фундаменталистов, - пусть камни с неба, а мы помним, что такие люди есть в Крыму, - но будем за Третий Рим и так далее.

Российская империя, Советский Союз и современная Россия - их идеология основана, прежде всего, на идее мессианства. В имперские времена - это был Третий Рим, в советские времена - это была коммунистическая идея, которую надо было навязать на весь мир, сейчас это фактически - антиамериканизм. Есть мессианство спасти мир от "безбожного" Запада. Мы помним, что "нет ни иудея, ни эллина" (цитата из Нового завета - "Апостроф"), и как можно сказать, что кто-то более избран в христианстве, более избранный народ, чем другие? То есть христианство говорит абсолютно о других вещах. Но есть люди, которым нравится такая "эксклюзивность" и, конечно, от этого статуса отказываться не будут, несмотря на то, что к настоящей вере это не имеет отношения.

Скорее всего, учитывая, что православие Московского патриархата приучает к покорности, а особенно - власти. Но оно пассивное и иждивенческое по своей сути. Поэтому исключительно с помощью людей, которые могут влить сюда финансы, организационно, скажем так, создать определенные движения, они могут что-то делать. То есть выходить на какие протесты, писать петиции и тому подобное. То есть исключительно с внешней помощью эти люди могут проводить какие-то акции. И, конечно, мы это уже видим. Мы видим и "пятую колонну" в украинском парламенте, так называемую православную: с большими деньгами, с большими интересами в Украине. И конечно, те, кто не только просто являются прихожанами Московского патриархата, но те, которые очень часто появляются в Кремле, и будут это организовывать.

Те, кто хочет Украинскую автономную поместную православную церковь, должны воздержаться от любых угроз, от любых действий, которые могли бы вызвать противостояние на якобы религиозном, а в действительности - на политическом уровне. И, собственно, я надеюсь, что у украинских правоохранителей хватит профессионализма не допустить этого. Украинские власти призывают, чтобы все воздерживались от каких-либо агрессивных действий. Но я уверен, что провокации точно будут. Даже, возможно, теракты, поскольку россияне, российские спецслужбы, российские власти не понимают других вещей.

Они проиграли эту битву. Интересно, что патриарх российский Кирилл войдет в историю как человек, упустивший наибольшую часть паствы, проигравший теологическую битву, проигравший политическую битву, и при котором фактически разрушен концепт Третьего Рима, который не может оправиться без Украины. Надо понимать это отчаяние, которое есть в Кремле, и понять, какими средствами они будут пытаться подорвать этот процесс.

- Говорят, что теперь, кроме решений Константинополя, на процесс получения томоса влияют и процессы, которые происходят в Украине. Найдут ли общий язык различные ветви украинского православия?

- Я думаю, что для этого есть все основания. Вы знаете, если люди молятся и если они верят в Бога, то они всегда найдут между собой взаимопонимание. Украина в этом смысле очень толерантная страна. Вот, я буквально приведу два примера. Первый пример: когда произошла оккупация, аннексия Крыма, Киевский патриархат начали выкидывать из их церквей. Муфтий крымский предложил для прихожан Киевского патриархата служить службы в мечетях. Представьте себе - в мире, где якобы идет (по крайней мере в СМИ очень часто слышим такие обвинения) война между исламским и христианским миром, в Украине произошло совершенно противоположное явление, то есть мусульмане поддерживают христиан и выступают как братья, несмотря на все разногласия.

Второй момент тоже связан с таким братством. Был такой священник Киевского патриархата, которого захватили в так называемой "ДНР". Он был в подвале, фактически ему, несмотря на то, что у него сахарный диабет, не давали лекарств. Его выпустили после того, как подключился муфтий. Там были и другие (представители церквей - "Апостроф"), конечно, но это для меня - важный сигнал, если между христианами и мусульманами нет вражды, и они друг друга поддерживают таким образом, то между христианами точно есть возможность для объединения. Тем более, если люди понимают, что такое каноничность, если они понимают, что этот барьер в виде якобы неканоничности Киевского патриархата или Автокефальной церкви снят. И открывается путь к общению между этими ветвями православной церкви, и ничто не мешает достичь результата. Хотя, конечно, будет сложно найти человека, который возглавит новую церковь, первого патриарха.

Читайте также