Несмотря на скандал с журналистским расследованием о русских паспортах и незаконном обогащении первого заместителя главы Службы внешней разведки Украины Сергея Семочко, украинские парламентарии зарегистрировали законопроект, позволяющий спрятать от общественности декларации практически всех правоохранителей и силовиков. О том, как народные избранники пытаются обезопасить мздоимцев в силовых органах, и почему власти упорно замалчивают историю с Семочко, разбирался "Апостроф".
Уже две недели украинская общественность обсуждает данные, обнародованные в журналистском расследовании "Наши гроши" относительно Сергея Семочко, у членов семьи которого журналисты нашли российские паспорта, а также недвижимость на 200 млн гривен. Президент Петр Порошенко и другие топ-политики никак не комментируют данную информацию, лишь передавая различные месседжи с помощью лояльных блогеров. В то же время оправдательное интервью Семочко одному из центральных телеканалов вызвало крайне отрицательную реакцию среди экспертов и журналистов. Некоторые из них даже сравнивали выступление первого замглавы СВР с приснопамятным интервью "Петрова" и "Боширова" на российском телевидении. Впрочем, похоже, это нисколько не повлияло на позиции Семочко: несмотря на открытие уголовного производства Службой безопасности Украины, он сохраняет кресло в службе внешней разведки. По слухам, данная "усидчивость" скандального разведчика связана с определенными контактами в Администрации президента. Однако там эту информацию отрицают.
Тем не менее, показательно, что представители власти никак не хотят публично реагировать на эту ситуацию. Более того, в Верховной Раде всячески обходят вопрос Семочко. В среду, 17 октября, профильный антикоррупционный комитет только со второй попытки смог рассмотреть данные журналистского расследования, однако никакого решения принять не смог ввиду отсутствия кворума. Оказалось, что члены комитета от фракции Блок Петра Порошенко организованно не пришли на данное мероприятие. Как рассказали "Апострофу" некоторые "комитетчики", этот демарш был напрямую связан с Семочко.
Не удалось получить внятных ответов о данной ситуации и от представителей силовых структур. Практически на все вопросы народных депутатов и журналистов о фактах коррупции со стороны Семочко его непосредственный начальник, глава Службы внешней разведки Егор Божко прикрывался законом о гостайне. Дошло до того, что он даже не смог сказать, где находится личное дело его первого заместителя.
В тот же день, когда журналисты опубликовали свое расследование, в Верховной Раде зарегистрировали законопроект №9148 "О совершенствовании осуществления финансового контроля отдельных категорий субъектов декларирования", в котором де-факто хотят вывести "семочек" из-под контроля общественности. Показательно, что авторами данного документа депутатов стали представители парламентского большинства - "фронтовики" Антон Геращенко, Юрий Тимошенко, Константин Матейченко, нардепы от БПП Игорь Артюшенко, Юрий Буглак, а также Игорь Попов, который несмотря на конфликт с Олегом Ляшко до сих пор формально входит во фракцию "радикалов".
Согласно пояснительной записке, депутаты предлагают ввести особый порядок заполнения деклараций лицам, которые относятся к кадровому составу Службы внешней разведки Украины, а также других разведывательных органов при Минобороны Украины и Государственной пограничной службы. В список людей, которые смогут прятать свои декларации от общественности,также предлагается внести негласных штатных работников подразделений Национальной полиции, Государственного бюро расследований, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Управления государственной охраны, налоговиков, учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов и НАБУ.
Особый порядок декларирования предусматривает подачу засекреченных бумажных деклараций вместо открытых электронных. Что естественно позволит им избегать проверок после обнародования декларации и как следствие - обходиться без уголовных производств.
Похожую схему в 2016 году уже применили сотрудники Службы безопасности Украины, когда подали в электронном виде свои декларации, но они не были выложены в открытый доступ по соображениям национальной безопасности. Аналогичная история случилась в 2017 году, когда с сайта НАПК исчезли сотни деклараций работников ГПУ и военной прокуратуры, и никто из агентства не мог объяснить причину их сокрытия.
Учитывая резонанс истории с Семочко появление законопроекта, защищающего подобных персонажей, вряд ли может быть совпадением. Критически к данному документу относятся и эксперты. В частности, Центр политико-правовых реформ вместе с другими общественными организациями выпустил анализ, в котором говорится о том,что теперь появляются мотивы к неправомерному массовому переводу правоохранителей, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, в состав негласных сотрудников. Тем самым, отмечают юристы, появятся основания для сокрытия их деклараций.
"Внутренними приказами в тех или иных ведомствах, в СБУ или в военной разведке или в Службе внешней разведке - во всех этих структурах можно будет определять тех или иных лиц, которые могут не декларироваться. Главное для них, чтобы закон дал какую-то лазейку",- отмечает юрист Николай Хавронюк.
Впрочем, один из соавторов законопроекта нардеп Игорь Попов рассказал "Апострофу", что в законе прописаны только те подразделения, которые занимаются оперативной деятельностью, и в которых есть негласные штатные сотрудники. "Это обозначено в законе о гостайне", - отметил он.
И в целом, как утверждает Попов, намерения у народных избранников были исключительно благие: решить вопрос с теми чиновниками, чьи декларации и так закрыты от общественности.
"У нас и так несколько сотен человек не сдают электронные декларации потому что их должности и их деятельность являются государственной тайной, и даже их список является тайной, и они действуют на основании закона "О государственной тайне". Еще весной в нашем комитете появились представители этих органов и заявили, что существует определенная коллизия, и рано или поздно им могут предъявить, что они нарушают закон. А логики в том, чтобы разрешить открыть эти декларации — нет. Эти офицеры сдают закрытые бумажные декларации в свои отделы и там они сохраняются. Вот к нам и пришли представители аппаратов НАБУ, разведки и ГРУ, предложив, как можно решить эту проблему",- пояснил соавтор законопроекта "Апострофу".
Однако юристы и правозащитники опасаются, что подобный законопроект может создать лазейку, с помощью которой все кто не хочет подавать декларации, смогут этого не делать.
"Проблема даже не в том что разведчик или контрразведчик должен скрывать данные о своем месте проживания, о месте пребывании его семьи, другие данные. Проблема в том, что если разрешить кому-то одному не декларировать, то сразу появится прецедент, который позволит кому-то другому ссылаться на похожие обстоятельства. Например, допуск к гостайне имеют не только разведчики, но и представители других профессий - даже преподаватели в некоторых вузах и бывшие работники соответствующих органов. Таким образом есть рыск подрыва самой системы декларирования",- прокомментировал "Апострофу" Николай Хавронюк.
Законопроект пока не включен в повестку дня Рады, однако тот факт, что его внесли представители провластных фракций, говорит о высокой вероятности того,что рано или поздно он все-таки будет рассмотрен в сессионном зале. А это значит, что у силовиков может в скором времени появиться вполне законное основание скрывать свои декларации. Благодаря чему общество может больше и не узнать об их гигантских виллах в Конча-Заспе и дорогих машинах, как это случилось в истории с Сергеем Семочко.