Кулуарная борьба вокруг создания министерства ветеранов вновь набирает обороты, выплескиваясь в информационное пространство. Еще в феврале этого года Верховная Рада рекомендовала Кабинету министров создать новое министерство, однако тут нашла коса на камень: сразу несколько групп влияния во властных кабинетах никак не могут решить между собой, кто заберет себе это ведомство. Будет ли создано министерство, или же в этой истории найдут "третий путь", узнавал "Апостроф".
Принуждение к министерству
Борьба за то, кто будет заведовать ветеранами, продолжается уже год. Первой "ласточкой" стал скандальный конкурс на пост главы Госслужбы по делам ветеранов войны и участников АТО, на базе которой и должно было быть создано министерство. Тогда победу праздновал Валентин Манько, которого называют ставленником заместителя председателя фракции "Блок Петра Порошенко" Александра Третьякова. Впрочем, позднее результаты конкурса аннулировали - на Манько всплыло большое количество компромата, связанного с его одиозными поступками в зоне АТО. Но лоббирование создания министерства на этом не закончилось. В частности, Третьяков, как один из главных публичных лоббистов создания нового ведомства, даже угрожал выйти из фракции БПП в случае отказа создавать министерство.
В результате 27 февраля 2018 года формальность была соблюдена: Верховная Рада рекомендовала Кабмину создать министерство ветеранов. В марте в правительстве заявили, что начинают процесс, однако все застопорилось. Главной причиной стала невозможность различных групп власти договориться о том, кому достанется новосозданное министерство.
В результате, как писал "Апостроф", в начале лета на пост министра ветеранов начали продвигать народного депутата и бывшего пресс-секретаря Петра Порошенко Ирину Фриз. Позже в БПП официально поддержали ее кандидатуру. Однако делу это не помогло: в проекте бюджета отдельной строки для будущего министерства не нашлось.
Но, похоже, в команде президента решили все-таки попытаться вскочить в последний вагон уходящего поезда. На согласительном совете в Верховной Раде 5 ноября глава фракции БПП Артур Герасимов заявил о необходимости срочного решения ситуации с минветеранов. "Один из вопросов, который наша фракция постоянно поднимает и в этом зале, и в зале парламента - когда будет создано министерство по делам ветеранов. Это - сверхважный вопрос. Фракция считает, что он должен быть решен как можно быстрее", - сказал Герасимов.
Спустя два дня у стен Кабмина уже митинговал "Национальный корпус" с представителями ветеранских организаций, требующими создать новое ведомство, которое курировало бы дела ветеранов и тех, кто только собирается отправиться в зону боевых действий.
Ответ правительства оказался весьма интересным. Во время заседания правительства премьер-министр Владимир Гройсман предложил реформировать Государственную службу Украины по делам ветеранов и участников АТО. "В ближайшие недели мы могли бы предложить реформу. Я также предложил внести согласованную кандидатуру (главы службы, - "Апостроф")", - сообщил премьер.
Данная реакция премьера важна по двум причинам. Во-первых, Гройсман, говоря о реформировании Госслужбы, нигде не сказал о том, что она трансформируется в министерство. Во-вторых, он "отфутболил" эту проблемную историю обратно в Верховную Раду. Учитывая тот факт, что в коалиции никак не могут придти к консенсусу по поводу кандидатуры министра, то все дальнейшие разговоры о создании какого-то рода органа - реформированного или нереформированного - отпадают сами по себе.
"Где Фриз, а где АТО?"
Как рассказывают сразу несколько собеседников "Апострофа", на данный момент все упирается в кандидатуру Ирины Фриз. Против нее изначально выступила фракция "Народного фронта".
"На одном из последних заседаний фракции обсуждалась кандидатура возможного министра, однако почти вся фракция была против", - говорит один из депутатов-"фронтовиков".
Еще один нардеп из НФ добавляет: против кандидатуры Ирины Фриз особенно жестко выступила группа спикера ВРУ Андрея Парубия. "Относительно недавно на заседание фракции пришел Яценюк и говорит: "Меня попросил президент узнать настроение фракции по поводу Фриз". Но предсказуемо, почти вся фракции была против. Особенно разозлилась группа Парубия. Они вообще встали и вышли, с формулировкой: где Фриз, а где АТО?" - рассказал "Апострофу" собеседник.
Основная причина демарша "фронтовиков" - то, что предполагаемая кандидатура министра - президентская квота, ведь Ирина Фриз - давний соратник президента, а отношения президента с "фронтовиками" уже давно оставляют желать лучшего. Одна из последних иллюстраций этого - билборды лидера "Народного фронта" Арсения Яценюка, которые были развешаны по Киеву, с текстом - "Украинский язык, кино, песня" - явной отсылкой на избирательный лозунг Петра Порошенко - "Армия, язык, вера".
"Эти борды - коллективное творчество, мы провели внутреннюю фокус-группу, посмотрели, что это работает, и в итоге троллинг удался. Мы хотели показать, что ты без Яценюка и наших голосов ничего не можешь", - говорит собеседник из НФ "Апострофу". Он также рассказал о том, что потенциальный кандидат в министерское кресло Ирина Фриз сама подходила к представителям фракции НФ с вопросом о поддержке.
Сама Ирина Фриз в комментарии "Апострофу" сообщила, что не слышала никаких публичных возражений от партнеров БПП по коалиции.
"Если у кого-то есть возражения против моей кандидатуры, пусть мне скажут об этом, но пока я ничего не слышала об этом и о том, что у кого-то есть альтернативная кандидатура. А потому из-за политических разногласий срывается процесс, но государство все равно настроено создать это министерство", - витиевато сказала Фриз.
К слову, в НФ действительно не обсуждали альтернативные кандидатуры. Но это не значит, что больше претендентов на министерское кресло нет. В частности, упомянутый выше Александр Третяков, утверждают наши источники в парламенте, и сам не прочь возглавить ведомство. Правда, против его кандидатуры в НФ настроены еще более решительно, нежели против Фриз. Сам Третьяков на вопросы "Апострофа" отвечать отказался.
Пакет министров
Как, не под запись, отмечает один из собеседников "Апострофа", посвященный в данные расклады, поддержка НФ кандидатуры президента возможна лишь при условии пакетного выдвижения кандидатур на другие министерства. Напомним, сейчас целым рядом министерств в Кабмине руководят исполняющие обязанности министра. Речь идет о министерстве финансов, откуда в июне со скандалом "ушли" Александра Данилюка, и о министерстве аграрной политики, с поста главы которого еще в мае 2017 года подал в отставку Тарас Кутовой.
"Это позволит президенту получить ситуативное большинство министров в Кабмине, так как сейчас его влияние на правительство уменьшилось", - говорит собеседник.
У Гройсмана - против
Проблемы вокруг министерства кроются не только во внутрипарламентских конфликтах, но и в том, что в самом Кабмине не очень-то и хотят оказаться в проигрыше, получив фактически неподконтрольную себе институцию.
Сразу несколько собеседников "Апострофа" сообщили о том, что против такого ведомства выступает министр социальной политики Андрей Рева, который в Кабмине входит в команду Гройсмана. И на это у него имеются основания: изначально министерство планировали организовать на базе Государственной службы по делам ветеранов войны и участников АТО, которая подотчетна министерству социальной политики, все ее решения фактически носят рекомендательный характер. Последнее слово остается за профильным министром, то есть Ревой.
Потому заявление Гройсмана о реформировании Госслужбы, которая де-факто подотчетна его ближайшему соратнику, вовсе не означает, что в конечном итоге приведет к созданию на ее базе министерства. Скорее - наоборот.
Более того, если в ближайшее время не решить вопрос и не включить расходы на функционирование потенциального министерства в бюджетный процесс, то в 2019 году оно гарантировано не заработает, а политическая борьба за его создание продолжится уже в следующем году.