"Зе"-команда сделала первый шаг, чтобы обеспечить себе победу на местных выборах 2020 года. Властные полномочия позволяют изменить правила игры в пользу "слуг", используя для этого красивую обертку реформы децентрализации. "Апостроф" разбирался, как новая административно-территориальная реформа повлияет на политические расклады перед осенними выборами.
В прошлую пятницу, 12 июня, Кабинет министров утвердил законопроект о реорганизации органов местной власти. В частности, было одобрено новое административно-территориальное деление: вместо 490 существующих ныне районов останется 129. Помимо создания "макрорайонов", Кабмин также утвердил перспективные планы по окончательному делению страны на объединенные территориальные общины (ОТО). По оценкам правительства, уменьшение количества районных государственных администраций и районных советов приведет к уменьшению расходов из государственного и местных бюджетов в 2021 году более чем на 5 млрд грн.
Премьер-министр Денис Шмыгаль уже успел анонсировать, что местные выборы 2020 года пройдут на основе нового административно-территориального устройства.
"Эта реформа будет одной из самых успешных и будет завершена в этом году путем проведения осенью в октябре, как и запланировано, местных выборов уже по новому административно-территориальному устройству. И уже с 2021 года эта реформа (децентрализация) начнет работать и по финансированию полноценно, и по управлению на местном уровне", - заявил Шмыгаль в четверг, 11 июня, во время пресс-конференции на тему "100 дней правительства".
К чему приведет укрупнение районов? К увеличению количества избирателей, проживающих в рамках одной общины. Фактически в новых районах теперь будет насчитываться от 150 до 600 тысяч граждан. Таким образом, количество депутатов районного уровня значительно сократится. То же касается и объединенных территориальных общин.
Тем не менее, вся интрига предстоящих местных выборов зависит от изменений в Избирательный кодекс, которые сейчас вносит Верховная Рада. В первом чтении уже было принято решение проводить выборы по пропорциональной системе с открытыми списками в населенных пунктах, где проживает более 15 тысяч человек, хотя раньше данный барьер составлял 90 тысяч.
Для меньших населенных пунктов с населением менее 15 тысяч останется мажоритарная избирательная система. Но в более крупных общинах де-факто, отмечают эксперты, будет введена партийная диктатура.
Интересно, что областные организации партий смогут выдвигать кандидатов на местных городских выборах и подавать кандидатуры в составы избиркомов вместо городских и районных организаций, если последние отсутствуют в структуре партии. Это означает, что для получения права быть избранным, кандидату придется договариваться с политической партией (причем часто - с центральной структурой), чтобы она выдвинула его на выборы.
Стоит ли говорить, что это - немалый бизнес? Как уже отмечал "Апостроф", с начала года в Украине в разы возросло количество перерегистраций политических партий. Что свидетельствует об одном - все хотят заработать на предстоящей кампании, продав либо места, либо целые районные или областные ячейки своих партий.
В наиболее выигрышном положении оказалась президентская политсила. Опрошенные изданием эксперты отмечают, что изменив административно-территориальное устройство и правила проведения выборов, "Слуга народа" получит карт-бланш осенью, даже толком не имея партийных структур на местах. Стоит отметить, что новые "макрорайоны", нарезанные Кабмином, позволяют проводить кампанию в них по общеукраинским лекалам и "выезжать" не за счет узнаваемости того или иного кандидата, а благодаря личному рейтингу президента Владимира Зеленского.
В конечном итоге, местные кандидаты, чтобы получить возможность быть избранными, сами вынуждены будут искать поддержки у партии власти. Фактически, отмечают эксперты, если данный план Банковой будет запущен (для этого Верховная Рада должна утвердить план Кабмина), СН окончательно трансформируется в мини-"Партию регионов".
Впрочем, торговать местами смогут не только "слуги", но и другие парламентские партии. И даже "игрушечные" партии, чьи районные и областные организации, существующие только на бумаге, будут "сдаваться в аренду".
Народный депутат VIII созыва Игорь Попов говорит, что центральное руководство политических партий получит влияние на отбор и утверждение кандидатов на местах. В этом есть угроза политической коррупции.
"Мандат подорожает: речь идет как о стоимости избирательной кампании, так и об оплате за франшизу политической партии. Центральные офисы партий за счет таких кандидатов смогут построить себе региональные структуры, не прилагая усилий", - сказал он "Апострофу".
Есть еще один важный нюанс, который будет серьезно влиять на избирательную кампанию. "Апостроф" ранее писал о том, что во время формирования избирательных списков могут возникнуть проблемы с поиском кандидатов. Избирательный кодекс на данный момент запрещает параллельное баллотирование в советы разных уровней. Будет ли отменена эта норма окончательно, пока неизвестно.
В свою очередь, народный депутат VIII созыва Александр Черненко отмечает, что затягивание процесса принятия изменений в Избирательный кодекс не позволяет кандидатам начать подготовку к выборам.
"Я слышал, что ко второму чтению, норму про 15 тысяч населения хотят изменить на 30 тысяч. А это существенно поменяет расклады. В любом случае, партии будут бороться за рейтинговых кандидатов, остальным придется договариваться о поддержке", - рассказывает "Апострофу" Черненко.
Не обошлось в данной истории без серьезных законодательных ляпов. В частности, речь идет о юридическом урегулировании мега-райсоветов, предложенных Кабмином. Их полномочия не прописаны нигде. Эксперты говорят о них, как о некоем рудименте, который не ложится в нынешнюю админреформу. Впрочем, как уверяют в Верховной Раде, в будущем от районов нужно отказаться, но для этого нужно вносить изменения в Конституцию Украины. В парламенте сейчас нет голосов для изменения в Основной закон. К тому же до осенних выборов депутаты не успевают провести две сессии.
Директор общественной организации "Институт развития территорий" Юрий Ганущак считает, что новые райсоветы не будут иметь полномочий и бюджета, а без полномочий их создание нелогично.
"Я вижу здесь только одну логику – политическую. Кто-то хочет эти выборы организовать и провести, при этом не называя полномочий для этого органа", - говорит "Апострофу" Ганущак.
Тем временем, как сообщили источники нашего издания в Кабмине, именно из райсоветов могут "слепить" главного контролера ОТО, который будет влиять на бюджеты общин. "Главным архитектором всей этой схемы является Вячеслав Негода - не публичный персонаж, обладающий фантастическими возможностями. Он находится в руководстве Министерства регионального строительства с 2008 года, то есть, трудится уже при четвертом президенте. Через него проходили все проекты ОТО. Стоит ли говорить, что Негода - очень влиятельный человек", - рассказали нам в Кабмине. Исходя из этого неудивительно, что в ряде регионов возмущаются, что в правительстве во время "нарезки" новых районов проигнорировали предложения "снизу".
В целом, игра в темную, которую устроила власть, не только привела к дезориентации многих потенциальных кандидатов, но и заставила многих активистов и общественных деятелей на местах задуматься над тем, чтобы отказаться от участия в выборах. Причины - непомерно высокий размер залогов для участия в выборах, а также желание Верховной Рады насильно "привязать" всех к партиям. Для многих такие "барьеры" - неподъемны...