14 августа белорусский ЦИК объявил официальные результаты президентских выборов. За действующего президента Александра Лукашенко проголосовали 80,1% избирателей. Светлана Тихановская набрала 10,1%.
При этом уличные протесты из-за результатов выборов не прекращаются с 9 августа (хотя 13 августа милиция почти никого не била и даже начала выпускать задержанных). Бывшие белорусские ОМОНовцы избавляются от своей формы, на крупнейших заводах происходят забастовки рабочих, а глава белорусского МВД Юрий Караев "чисто по-человечески" извинился за травмы, которые получили "случайные люди" во время протестов.
"Апостроф" поговорил с российским политологом ДМИТРИЕМ ОРЕШКИНЫМ о том, уйдет ли Лукашенко и как поведет себя Кремль в сложившейся ситуации.
- Вы ранее говорили, что повалить тирана можно, только если происходит раскол элит. Сейчас в Беларуси массово выходят люди на забастовки. Может ли это привести к тому, что местные директора и главы колхозов, являющиеся политической элитой в Беларуси, скажут: "Рыгоравич (так звучит отчество Лукашенко на белорусском), поруководил - и хватит, мы не можем из-за тебя работать"?
- Такая ситуация возможна, но она мне кажется маловероятной. Уже рабочий класс и колхозники, не только интеллигенция понимают, кто такой Лукашенко. Но ключевой является позиция директоров. А я думаю, что они, скорее, постараются каким-то образом договориться с рабочими, убедить их, уговорить, задобрить. Потому что материальное состояние этих самых директоров и их социальный статус решающим образом зависит от Лукашенко. Не зря представители заводов говорят, что никаких забастовок нет, нормально идет процесс. Они работают вполне в рамках лукашенковской парадигмы. Так же, как представители ЦИК говорят, что никаких фальсификаций нет. Если кто-то из директоров и станет "на сторону трудящихся", то это будет исключение из правил.
- Как считаете, лучше для Беларуси, чтобы Лукашенко остался?
- Нет, конечно. Для Беларуси как для страны, для народа, его режимуже лет 15 контрпродуктивен. Единственная его заслуга, на мой взгляд, что он все эти годы отстаивал белорусскую государственность. Он ее сформировал – потому что в историческом прошлом такого государства не было – сформировал идентичность и выступает в качестве символа своего государства.
Экономическая программа провалилась. С выставочной стороны все сохранилось – все чистенько, лежит хороший асфальт, поля скошены, домики побелены. Но это все там, где видит проезжающий турист или сам Лукашенко может контролировать. Он – хозяин, суров, но справедлив, эффективный менеджер – и его долго за это в Беларуси и ценили.
Но по прошествии 26 лет Беларусь, которая была промышленно развитой республикой, откатилась на невыигрышные позиции. Например, в соседних Латвии, Литве и Эстонии доход на душу населения - до тысячи евро, а Лукашенко больше 10 лет никак не может обеспечить 500 евро среднего дохода. Лукашенко провалился также в социальной политике.
- Но ведь не все белорусы против Лукашенко.
- Как я понимаю, большинство белорусов уже воспринимают белорусскую государственность как данность. И их волнует вопрос не формирования этого государства и даже не защиты его, а эффективности.
Если бы не "дружественный" сосед с Востока, то Беларусь вполне могла бы идти по польскому пути, где выбирают то одного президента, то другого. Раз в 5 лет там власть держит перед народом экзамен и старается что-то сделать.
В Беларуси все 26 лет был "африканский сценарий". Как пишут об африканских выборах в англоязычной литературе: "Один человек, один голос, один раз". Человек выигрывает выборы честно, потом пускает эту процедуру под откос и становится несменяемым лидером. Первые выборы Лукашенко выиграл честно, потому что был очень симпатичным молодым человеком, много обещал и справедливо говорил. Потом большинства голосов у него не было, и ему его рисовали.
Так что первые 10 лет Лукашенко создавал государство, а потом оно начинало превращаться в"вождество" (я использую термин из средневековой истории), когда все замкнуто на одного человека. Он объединяет в себе судебную, законодательную, военную власть. Есть Лукашенко – есть Беларусь. Есть Путин – есть Россия.
Конечно, Лукашенко давно пересидел. Ему надо было бы уйти и уступить, может быть, менее эффективному или более опасному для Беларуси, но другому человеку. Но для Лукашенко главный приоритет не государство, а власть, и он держится за нее всеми конечностями. Для Беларуси он – камень на шее. Там же видят, что происходит у соседей, и понимают, что они не хуже. В Латвии и Литве безопаснее, спокойней и доходы населения выше.
Лукашенко контрпродуктивен даже не в человечном – костолом, он и есть костолом – а даже в прагматическом плане.
- Белорусские "айтишники" говорят, что Лукашенко создал в своей стране "силиконовую долину".
- Это правда. А потом ее разогнал. Потому что лидер этой "силиконовой долины" Валерий Цепкало решил, что он достаточно эффективный менеджер, чтобы попробовать себя в качестве президента Беларуси – и был немедленно изгнан.
Белорусская "силиконовая долина" в условиях ограничения интернета, информационных обменов вряд ли будет процветающей. Она ведь подразумевает все большее развитие интернет-технологий, а Лукашенко их поддавливает, потому что видит в них угрозу своей власти.
Лукашенко – вообще неоднозначная фигура. Он обучаемый, он умный. Но он человек, больной властью. Противники Лукашенко скажут, что он заплатил мне за эти слова, но он на самом деле многое сделал для Беларуси. И вот сейчас он одной рукой создает государство, а шестью другими - душит.
- В одном из своих последних интервью Лукашенко сказал: "Вот представим, что я просыпаюсь – и я не президент. Чем же мне заниматься?"
- В ответ на аналогичный вопрос президент США Барак Обама ответил довольно изящно: "Две недели я буду отсыпаться, а потом пойду работать в Uber". Понятно, что это шутка. Уинстон Черчилль уходил и возвращался во власть – у него было чем заняться, кроме того как командовать. Когда ушел из власти, написал замечательный трехтомник, награжденный Нобелевской премией по литературе.
Но можно работать ректором в университете, читать лекции, можно писать мемуары. Что, Лукашенко грамоты не знает? Привык командовать! Действительно не воспринимает себя иначе, кроме как вождя этого народа. Он искренне верит, что прижимает к груди, как хрустальную вазу, как он когда-то говорил, Беларусь и несет ее, защищая широкими плечами от всяких угроз.
Фишка заключается в том, что это не совсем "брехня". Есть угроза, которая называется "Владимир Владимирович Путин", который весьма хотел бы расширить сферу своего военного контроля и сделать с Беларусью то же самое, что с Крымом. Лукашенко понимает это и противостоит, возможно, даже несколько преувеличивая опасность. Потому что это угроза не столько Беларуси, сколько личной власти Лукашенко. А для него власть – первоочередной приоритет. Он в своих глазах действительно сросся, как и положено вождю, с народом. Но население-то от этого уже устало. Оно хотело бы другого. Однако Лукашенко считает, что лучше понимает, что Беларуси надо и действительно не мыслит себя вне руководства. Для него жизнь в таком случае теряет смысл.
- Как думаете, Лукашенко уйдет? Получится сейчас его свергнуть?
- Нет. Он усидит на штыках. У него хватает ресурсов, чтобы силовики были ему лояльны. Нет того самого раскола элит, с которого мы начали. "Люди в погонах" всегда смотрят на то, что происходит наверху. Вот в Российской Империи в 1917 году был некий раскол элиты, когда даже некоторые члены императорской фамилии считали, что Николай Александрович плоховато справляется с обязанностями, и он должен уйти в отставку, а депутаты Госдумы считали, что России нужно правительство, ответственное перед парламентом. Начальник генштаба генерал Михаил Алексеев и знаменитый генерал Алексей Брусилов рассуждали с депутатами, как отправить императора в отставку. У Леонида Кучмы в 2004 году был конфликт с Юлией Тимошенко и Виктором Ющенко. В таких случаях генералы держат руки за спиной. Янукович тоже, видимо, не был уверен в своих силовиках, иначе раздавить Майдан танками не составило бы труда.
Светлана Тихановская – хороший электоральный лидер. Но силовики и бюрократия ее своей не считают и не понимают, как с ней можно работать. Они не воспринимают ее как потенциального руководителя страны. Да она на это и не претендовала, говорила – через полгода проведу честные выборы.
Силовики сейчас однозначно ставят на Лукашенко. Если надо, они будут стрелять. Они уже стреляли, использовали даже настоящие пули. А это значит, что они повязаны кровью, отступать уже нельзя.
Считается, что на штыках долго усидеть нельзя, но у Лукашенко – бронированная задница, а значит, он сможет. Силовики ему нужны, чтобы избежать "крымского" сценария. У Лукашенко с ними симбиоз. И чем жестче будут протесты, тем жестче будет подавление.
- То есть вы уверенны, что Лукашенко не уйдет ни при каких обстоятельствах?
- Я думаю, "Лука" возмет верх, и это будет для Беларуси бедой. Потому что он превращается в заурядного латиноамериканского вождишку, держащего страну в железных клещах. Он – хозяин, барин, распоряжается Беларусью, как своей собственностью. Принял решение найти нефть – они ищут нефть. А силовики – преданные люди, которые исполняют его волю и за это получают долю. Небольшую, потому что Лукашенко – очень прижимистый хозяин. Это даже не Августо Пиночет, который развивал рыночную экономику – Лукашенко ведь апеллирует к социалистическим идеалам.
Беларусь будет превращаться в Венесуэлу, которую Мадуро ухитрился из богатейшей страны Латинской Америки сделать одной из самых нищих. И ничего ведь – контролирует ситуацию, потому что силовики на его стороне.
- Кремлевские Telegram-каналы поливают Беларусь со всех сторон – и протестующих, и Лукашенко, и Тихановскую. С другой стороны, Европа, как говорят, не станет поддерживать Лукашенко после таких жестких разгонов. Как ему выжить?
- Европа будет сотрудничать. У Лукашенко талант и дьявольское чутье к власти. Он прекрасно понимает, что Европа будет с ним сотрудничать. Потому что ЕС боится потерять Беларусь как территории, как население, и того, что Беларусь совершенно уйдет под Путина. Тогда Евросоюз получает "Искандеры" в Гродно или Бресте, а Кремль – возможность шантажировать Европу.
Даже понимая, что у Лукашенко руки в крови, ЕС не будет отталкивать его бесповоротно и окончательно. Польша сейчас настроена агрессивно, но немцы и французы будут проводить сдержанную политику.
Европа будет с Лукашенко играть. Его сохранение достаточно удобно для Запада. Виктор Бабарыко намного быстрее отошел бы "под Путина". Провести проевропейского политика технически невозможно, да и игроков сейчас на горизонте не видно.
И Россия будет с Лукашенко играть. Потому что Кремль не заинтересован ни в коей мере, чтобы в Беларуси победила интеллигентская прозападная элита. Если Лукашенко удержит власть, но у Кремля есть такие козыри, как нефть, газ и отсутствие ресурсов у Лукашенко – денег у него нет. Он может занять деньги у Венесуэлы или Китая, но если он их "кинет", больше никто давать не будет. А Россию "кидать" было можно.
- По какому пути пойдет Кремль в отношениях с Лукашенко?
- Я думаю, у Кремля было два сценария. Один – электорально сместить Лукашенко, а на его место посадить члена газпромовской команды Виктора Бабарико. С ним Кремль мог бы договариваться. Ведь Лукашенко просто брал деньги у Кремля и совсем не выполнял своих "братских" обязанностей. Потому там его очень не любят. Хотя там еще больше не любят вестернизированных протестующих.
Второй вариант – Лукашенко остается при власти, но в кровище, презираемый и нелюбимый своими гражданами. В таких условиях он будет нуждаться в опоре. Хорошо, если она ограничится беларусской армией. Но нужна будет и финансовая опора. А это уже к Владимиру Владимировичу Путину. А тот будет его душить строгим ошейником, потому что ненавидит "Бацьку" всеми фибрами своей души. Поэтому да, его будут "прикармливать" с Востока, но весьма скудно и за каждый скормленный "витамин" будут требовать массу услуг. При этом - услуги вперед.
Потому у Кремля сейчас вполне рациональная позиция поливать грязью всех, чтобы у российского населения была готовность навести порядок в Беларуси, ввести туда "дружественные" войска. Мол, в Беларуси вообще бардак, и Лукашенко оказался каким-то ненастоящим славянским братом, и его противники проплачены Западом. Оттяпать Беларусь для Путина будет спасением. И Лукашенко это прекрасно понимает.
Похоже, что сейчас в Кремле довольны. Потому что Лукашенко остается, но с подорванной легитимностью, с протестными настроениями – и, соответственно, будет сильнее зависим.
А про "вагнеровцев" забудут. Лукашенко ведь в первую очередь начал торг. Очень типичная для "вождества" манера. Взял этих 32 балбесов в заложники и сразу начал пугать, что отдаст их Украине. Хотя было понятно, что никогда этого не будет, потому что уж этого Путин ему никогда не простит, ведь иначе потеряет в глазах своих силовиков уважение. Потому Лукашенко будет готов отдать этих 32 "архаровцев" назад в Россию в качестве жеста широкой братской натуры – и взамен попросить денюжек. Потому Украина их ни в коем случае не получит, хотя, может, кто-то и надеялся на это.