Эксгрузинский президент и глава Исполнительного комитета Национального совета реформ Украины Михеил Саакашвили накануне записал ролик на грузинском языке, в котором огласил о своем возвращении в Грузию, где в октябре должны состояться очередные парламентские выборы. В этих выборах также принимает участие партия политика «Национальное движение». «Апостроф» обратился с вопросами к директору International Press Institute Georgia Натии Коберидзе с просьбой прокомментировать, как в Грузии отнеслись к такому заявлению политика. В итоге, мы поговорили о возвращении Саакашвили, заявлении министра юстиции, который пригрозил Михо тюрьмой, грядущих парламентских выборах и пророссийском курсе страны.
- Михеил Саакашвили заявил, что хочет вернуться в Грузию, как считаете, ждут ли его в родной стране? Какие настроения сейчас в Грузии после этого заявления?
- Все эти годы, которые он вынужден жить вне Грузии, он намекал в разных формах, что он вернется, что он хочет вернуться. Трудно судить, о чем конкретно сейчас идет речь, но если воспринимать это, как возвращение, то ничего неожиданного в этом нет. Потому что все, кто поддерживает партию «Национальное движение», конечно, ждут возвращения Саакашвили в Грузию. Это партия, которая была у власти при президентстве Саакашвили и это его партия.
Эта партия – самая большая оппозиция в Грузии. Самая большая прозападаная партия, и, по предварительным данным, у нее сейчас около 15% поддержки. Это, для сравнения, следующая самая большая партия, остальные оппозиционные политсилы по тем же опросам, набирают меньше 5%. В общей сложности у оппозиции чуть больше голосов, чем у правящей партии, но среди них самая крупная – это «Национальное движение».
Конечно, не ждут Саакашвили те люди, которые поддерживают власть. Но и среди оппозиции, нельзя сказать, что все будут рады его возвращению. Несмотря на то, что люди находятся сейчас в оппозиции, есть среди них и те, кто считает, что те люди, которые были у власти, и в том числе и Саакашвили, не должны вернуться опять во власть.
- А в какой роли он мог бы вернуться? Как будущий премьер?
- Это пока вопрос обсуждения. Логично, что его партия может представить его как кандидата. Но это не значит, что остальная оппозиция будет поддерживать его кандидатуру в случае их победы. Но пока это рано обсуждать, так как для начала нужно выиграть выборы. Пока нет результатов 50/50.
- А в Грузии возможна революция после выборов?
- Саакашвили может хотеть отстранения нынешней власти, что, по моему мнению, действительно необходимо.
Во-первых, это власть пророссийского Бидзины Иванишвили. Притом, что сам он официально не во власти. К сожалению, в Грузии, после Революции роз, после девяти лет реформ и строгого прозападного курса, потому что даже при Шеварнадзе в Грузии был прозападный курс, официальный курс власти стал пророссийким.
Во-вторых, чувствуется, что в Грузию вернулась коррупция. Особенно, так называемая элитная коррупция. Криминал вернулся в Грузию, и самое главное, вернулись криминальные группировки, которые контролирует власть. И в-третьих, в стране катастрофическое падение экономики, и это не только связано с ограничениями из-за коронавируса, в стране не происходит никаких реформ, страна в застое. И последствия будут ощутимы уже осенью. И в таких условиях страна встречает очередные парламентские выборы, которые имеют колоссальное историческое значение. Потому что если случится так, что власть останется на третий срок, то это превратит Грузию в Беларусь Лукашенко. Потому что начнется не только политическое, но и правовое преследование оппозиции. Иванишвили просто уничтожит оппозиционный класс, оппозиционные СМИ, неправительственный сектор и произойдет полная узурпация власти.
В такой обстановке активное включение такого политика, как Саакашвили, очень важно. Потому что, как бы он многим не нравился и у меня есть критические замечания к его правлению, но я считаю, что он самый влиятельный грузинский политик в современной Грузии. Если бы это не соответствовало действительности, то Иванишвили его бы не преследовал.
- То есть его возвращение перед выборами сыграло бы ключевое значение?
- Его сторонники, несмотря на гонения, остаются верными ему, поддерживают и можно сказать, что на примере его партии, в Грузии впервые создан прецедент, когда политическая партия продолжает функционировать после того, как она была у власти и была успешной, и даже после ухода в оппозицию и преследования, она сохраняется и продолжает бороться.
Если российские власти и Иванишвили добьются уничтожения «Национального движения», то в Грузии прозападные процессы умрут. Хотя грузины могут голосовать и за другие оппозиционные партии – сейчас у нас есть выбор. Но возвращение Саакашвили будет иметь колоссальное и внутреннее и международное значение.
- Смотрите, министр юстиции заявила, что в случае возвращения Саакашвили, его ждет тюрьма. Может он решиться на такой шаг и стать политическим узником, но это в итоге, допустим, мобилизует электорат?
- Министр оглашает то, что ей велено российским олигархом Иванишвили. Но, не факт, что им нужна сегодняшняя Беларусь в Грузии. Полмиллиона человек просто так не уйдёт с уличных протестов никогда. Возникнет глубокий дипломатический скандал с Украиной и Запад будет в день по десять раз призывать прекратить политическое преследование. Репутация у власти Иванишвили и без того сильно подмочена. Можно допустить, что обезумевший олигарх пойдёт на всё, кроме полётов с автоматом на собственном вертолете. Но в таком случае, риск велик.