RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Политика

Нечистоты из крана вместо воды: кто довел Крым до катастрофы

Крымчан без воды оставили российские "колонисты"

Крымчан без воды оставили российские "колонисты" Фото: pixabay.com

Аннексированный Россией Крым уже вторую неделю живет в условиях жесткой экономии воды. Для обеспечения Симферополя "власти" и оккупационные войска опорожняют все близлежащие водоемы, фактически воруя воду у других жителей республики. "Апостроф" разбирался, почему Симферополь и Бахчисарай именно сейчас остались без воды, и как именно оккупация полуострова связана с нынешним дефицитом.

Водные ограничения

В минувший понедельник, 7 сентября, в оккупированном Симферополе, Симферопольском и Бахчисарайском районах ввели третий, наиболее жесткий этап ограничений. Воду дают исключительно по часам с целью снизить суточное потребление до 100 тысяч кубометров в сутки.

На обеспечение полуострова водой, как отмечают специалисты, "давят" несколько факторов, большая часть из которых создана оккупантами. В их числе – перекрытие Северо-Крымского канала как ответ Киева на российскую аннексию; климатические особенности полуострова (частые засухи); массовый завоз в Крым жителей соседней России; использование воды на нужды российской армии и оборонных предприятий, украденных у Украины.

Отдельно стоит выделить хищническую эксплуатацию подземных источников, когда под видом заботы о крымчанах, оккупационная администрация с 2014 года израсходовала неприкосновенный водный запас.

Александр Лиев, до аннексии занимавший пост руководителя Республиканского комитета по водохозяйственному строительству Крыма, пояснил в комментарии "Апострофу", что подземные воды прежде не рассматривались в качестве основного источника питьевой воды.

"Ранее Крым расходовал около 1,4 млрд. кубометров воды в год. Из них около 700 млн шло на нужды рисового хозяйства. Приблизительно 300 млн. "кубов" шло на питьевые потребности, из которых около 10% составляла вода из подземных источников. Есть такой миф, что вода в Крыму – это для питья. На самом деле, это не так. Большая часть воды, которую осваивал полуостров, шла на аграрный сектор", – говорит Александр Лиев.

Сухой сезон

Основным источником воды для питья, как отметил эксперт, в Крыму были водохранилища естественного стока, пополняемые за счет рек, которые в свою очередь питались за счет осадков. Таковых водохранилищ в автономии (преимущественно в Симферополе, Бахчисарае, Белогорске и ЮБК) насчитывается 14, плюс одно (Чернореченское) водохранилище, относящееся к Севастополю. Совокупный объем этих 15 хранилищ составляет около 253 млн кубометров воды.

И еще 8 водохранилищ общим объемом примерно в 146 млн кубометров питались непосредственно из Северо-Крымского канала. Они обеспечивали подачу воды в Симферопольском районе и регионах восточного Крыма. За весь год до аннексии в эти хранилища зашло около 103 млн. "кубов", что составило около 9% от всего объема воды, которая поступила в регион по каналу. В целом объема всех 23 хранилищ "с головой" хватало для обеспечения почти 2 млн крымчан, проживавших на полуострове до оккупации.

Симферопольское водохранилищеФото: Getty images

В условиях перекрытого Северо-Крымского канала, Симферополь, Бахчисарай и Севастополь, зависимые от горных рек, шесть лет "сидели" на мине замедленного действия, которая рванула именно сейчас.

"Проблема с водой сформировалась не сегодня и не вчера. Последние годы в Крыму были маловодными. Осадки подпитывали грунт, но не наполняли горные реки, то есть не формировали естественный сток. В свою очередь водохранилища не получали необходимый объем влаги. Воды становилось все меньше, а ее качество – хуже. Сейчас мы просто наблюдаем кумулятивный эффект засушливого периода на юго-западе полуострова", – пояснил "Апострофу" заместитель директора украинского Института водных проблем и мелиорации Михаил Яцюк.

Скрытая колонизация

Следующая причина водного дефицита – активное заселение украинского полуострова российскими "колонистами". Самый большой наплыв россиян наблюдается именно в Симферополе и Севастополе, хотя оккупационная статистика по Крыму формально показывает, что с момента аннексии население существенно не увеличилось. Дело в том, что в отчеты, как правило, попадает население, имеющее постоянную регистрацию. В то же время количество людей, фактически проживающих в том или ином регионе, может быть существенно выше. Увы, но на сей счет имеются только косвенные показатели.

Оккупационный "губернатор" Севастополя Михаил Развожаев, докладывая российскому президенту Владимиру Путину о готовности городской "администрации" к борьбе с коронавирусом минувшей весной, признался, что количество фактического населения в городе существенно отличается от заявленного. "У нас по статистике необходимо было разворачивать койки из расчета 450 тысяч человек, я сразу принял решение разворачивать вдвое больше, так как по потреблению воды и хлеба очевидно, что в Севастополе проживает более 700 тысяч человек", – сообщил "губернатор".

Жители крымской столицы в разговоре с "Апострофом" неоднократно упоминали, что население Симферополе за последние три-четыре года увеличилось, как минимум, в полтора раза. По "средним" оценкам в городе проживает около 600 тыс. человек, что можно определить по суточному расходу воды. До введения жестких ограничений, Симферополь, по словам российских "чиновников", потреблял около 150 тыс. кубометров воды в сутки. До аннексии этот показатель колебался в пределах 85-100 тыс. кубометров при официальной численности населения в 363 тыс. человек.

Если суммировать косвенные данные по всему полуострову, то получится, что за годы оккупации в Крым "понаехало" минимум 750-800 тыс. россиян, что также создало лишнее давление на социальную инфраструктуру.

Водное прожектерство оккупантов

В оккупационном "правительстве" Крыма пытаются справиться с водным дефицитом за счет драконовских ограничений для населения, рытья новых скважин и фактически переливанием воды из одних обмелевших хранилищ в другие. На полуострове полным ходом орудуют российские "трубопроводные войска" РФ. На днях они перекрыли плотиной реку Биюк-Карасу в Белогорском районе, чтобы качать из нее воду для Симферополя.

"Трубопроводные войска" РФФото: Getty images

Оккупационные проекты по переброске воды между водохранилищами, рытье очередных скважин, а также планы "властей" по использованию воды реки Коккозка для обеспечения Севастополя представляют собой пиар-акции, а не конкретные решения, настаивает Михаил Яцюк.

"Чернореченское водохранилище питается из реки Черной, водность которой существенно превышает показатели Коккозки. Что именно они там собрались перебрасывать – непонятно. То же самое касается бурения новых скважин. Там попросту нечего добывать, подземных вод нет. Реальные ресурсы, которые имеются в горах, уже истощены. Единственный вариант, который у них (оккупационных "властей" – "Апостроф") есть, это более рационально использовать воду, минимизировать потери. В том же Севастополе потери воды в сетях составляют около 50%", – отмечает замдиректора Института водных проблем.

Если отбросить демагогию коллаборационистов, то единственный вариант утолить "симферопольскую жажду" – через Северо-Крымский канал заполнить Межгорное водохранилище. Ныне оно пересохло, хотя до аннексии хранилище было самым крупным (около 50 млн. "кубов") наливным водоемом на полуострове.

Учитывая имперские комплексы, кремлевская верхушка вряд ли публично попросит Киев помочь крымчанам с водой. Украинский премьер-министр Денис Шмыгаль, на днях находясь с визитом в Херсонской области, сообщил журналистам, что российское руководство не обращалось к Киеву по поводу поставок воды на полуостров. Другое дело, что и Киеву пускать воду в оккупированный Крым - не нужно. Хотя бы потому, что именно оккупант должен нести ответственность за захваченные им территории.

В Кремле усиленно делают вид, что работают над "решением" проблемы, не вдаваясь в подробности того, как именно Москва будет обеспечивать аннексированную территорию, в условиях, когда у воды из Днепра попросту нет альтернативы. Оккупанты попытались надавить на Киев со стороны ООН и других международных организаций, обвинив Украину в "водном геноциде" крымчан, но совершенно безуспешно.

И пока кремлевский куратор захваченного Россией Крыма Сергей Аксёнов заявляет о необходимости возбудить уголовные дела в отношении украинской власти из-за "терроризма" с водой, в Симферополе, сидящего на жестких лимитах, из кранов пошла вода с нечистотами из выгребных ям

Читайте также