RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

Юрченко брал взятки как минимум для десяти депутатов - Валентин Наливайченко

Нардеп "Батькивщины" ответил на актуальные вопросы политической жизни

Нардеп "Батькивщины" ответил на актуальные вопросы политической жизни Валентин Наливайченко Фото: УНИАН

Народный депутат Украины, член фракции "Батькивщина" ВАЛЕНТИН НАЛИВАЙЧЕНКО в эфире Апостроф Live рассказал свое мнение о скандале с нардепом-взяточником Юрченко, сделал интересное заявление о деле "вагнеровцев", а также дал свою оценку проекту госбюджета на 2021 год.

О взятке Юрченко

- Как думаете, будут ли в деле о взятке Юрченко ожидаемые или обещанные посадки?

- С первого дня - посадка. Так обещали, когда шли к власти. Я не согласен с теми комментариями, которые звучали из Офиса президента - мол, не будем вдаваться в правовую сторону дела.

Давайте именно к правовой стороне дела и обратимся. Задерживают на взятке помощника народного депутата. Это означает, что помощник торгует полномочиями народного депутата. Этот народный депутат - член энергетического комитета, который является наиболее коррумпированным. Это тот самый комитет, где большинство - 18 человек - составляют депутаты от "Слуги народа", той политической силы, с которой и пришел этот депутат-взяточник.

Идем дальше: за что они берут взятки? Они берут взятки за законопроекты, поправки и тому подобное. Они за деньги - не из убеждений, не из-за присяги, не из-за знаний, а из-за денег - вносят или предлагают, или обещают внести правки. Это называется торговля полномочиями народного депутата. Вот вам первая правовая оценка.

Сам ли этот депутат действовал? Даже из обнародованных пленок очевидно, и все сделали такой вывод, что он брал взятки, как минимум, для десяти депутатов. У меня теперь не правовой, а конкретный политический вопрос: а остальные десять сообщников этого депутата-взяточника допрошены? Ответ - нет. Они задержаны? Ответ - нет. Они сегодня в Высшем антикоррупционном суде - нет. Это ненормальная, это неправильная ситуация.

Еще один правовой анализ: помощник народного депутата вышел под залог. А сколько он в течение дня оплатил? Один миллион 552 тысячи гривен. А теперь берем среднюю зарплату помощника народного депутата? 10-11 тысяч гривен чистыми на руки в месяц. Представьте, как минимум три сотни месяцев надо не есть, не спать, чтобы собрать за день деньги на залог.

Теперь уже я перехожу к выводу: все это в совокупности свидетельствует об одном. Это целая группировка, которая имеет огромные деньги за один год работы в парламенте. Они имеют огромные деньги даже для того, чтобы выкупить своих помощников из-под ареста. Самое главное, что только один, который вляпался, сейчас является предметом рассмотрения в антикоррупционном суде. А где сообщники?!

Есть не один законопроект для того, чтобы предусмотреть изменения в уголовно-процессуальный кодекс, которыми предоставить возможность судье не применять залог для топ-коррупционера. Для того, кого обвиняют или обоснованно подозревают в коррупции. Прежде всего, для народных депутатов, для бывших президентов в частности. Почему не голосует фракция "Слуга народа" за этот законопроект? Их два: автором первого законопроекта является президент Владимир Зеленский, второго - я.

Владимир ЗеленскийФото: Апостроф / Александр Гончаров

- Мы все говорим о том, что должна быть презумпция невиновности, но получается, что за такими инициативами мы презумпцию невиновности откладываем в сторону, потому что есть дела, где человек является крупным коррупционером и не может воспользоваться инструментом залога.

- Если ты идешь на высокие должности на государственной службе, получаешь мандат народного депутата, тебя назначают премьером или избирают президентом, ты поднимаешься на тот уровень. Ты становишься объектом пристального, повышенного общественного, правового и политического внимания. Даже в международном праве есть такой термин "political exposed person". То есть политически значимое лицо. Если кто-то из украинских политиков сейчас появился бы в иностранном банке, ему бы счет так просто не открыли.

Здесь, к сожалению, плохая новость для нас для всех. Украина находится в "черном" списке стран с очень высоким уровнем коррупции и чрезвычайно низким уровнем наказания за коррупцию. Такие законопроекты, которые имеют целью наказывать топ-коррупционеров, должны рассматриваться в парламенте немедля. Не надо давать возможность топ-коррупционерам прятаться за презумпцией невиновности. Нельзя им давать возможности прятаться за так называемыми Европейскими конвенциями по правам человека, за которыми они прячутся. Они говорят, что им нужен залог, так как их защищает Европейская конвенция.

Знаете, что я сегодня сделал? Я подал законопроект, которым предлагаю внести в закон "О международных договорах Украины" изменения, чтобы Украина внесла оговорку, чтобы наказывать топ-коррупционеров. Мы не применяем в отношении лиц, подозреваемых в коррупции и попавших в Высший антикоррупционный суд, ту часть Европейской конвенции, которая предусматривает презумпцию невиновности.

Почему я считаю это необходимым? Потому что ситуация чрезвычайная. Предыдущая власть имеет более пяти миллиардов в оффшорах. Посмотрите, сколько при этой власти ненаказанных коррупционных скандалов. Помощник вышел под залог. Сейчас я убежден, что и народный депутат найдет лазейку. Если не залог, то справка о так называемом тестировании.

Нельзя давать чрезвычайно коррумпированным чиновникам возможность прятаться ни за Европейские конвенции, ни за украинское законодательство. Должно быть прямое, открытое и жесткое наказание. И здесь цена вопроса: мы за них переживаем, за топ-коррупционеров, или мы наконец начнем менять систему? Менять ее, не позволяя разворовывать бюджет. Я говорю только о топ-чиновниках.

Фото: pixabay.com

О взрывах на арсеналах ВСУ

- Во фракции "Батькивщина" принципиальная позиция. Временные следственные комиссии должны собираться на каждое резонансное и противоправное деяние, особенно во власти. Мы за то, чтобы такие ВСК действовали максимально публично.

Более того, я сторонник того, чтобы такие заседания проходили онлайн. Даже если это ВСК по расследованию взрывов на арсеналах. Помните те семь взрывов, когда миллиарды потеряла Украина, а наши вооруженные силы потеряли огромный военный арсенал? Так вот, есть ВСК по этому вопросу. Я вошел в ее состав, чтобы помочь как профессионал, чтобы во-первых возобновить расследование, во-вторых наказать тех, кто торговал перед тем, как уничтожать арсеналы.

Почти год я там работаю. Прошли одни взрывы - Балаклею рассмотрели. За это время подготовил выводы с запросом на Генеральную прокуратуру, чтобы дать четкое указание объединить несколько следственных групп и вывести расследование на объективность с учетом всех обстоятельств. В частности, речь о тех экспертизах, которые были сделаны в украинских экспертных институтах. Но до сих пор это не учтено.

Далее Ичня - прошли, просмотрели. Они приехали и вызвали всех специалистов. Опять я вижу, что послушали и забыли. Я снова как член ВСК и профессионал пишу: вызывать людей из Министерства обороны, вызвать других должностных лиц, спросить. Заставить их на полиграфе и на других специальных средствах дать правдивые ответы. И чтобы следствие получило поддержку: и политическую, и правовую. Ибо так, как делается, нельзя - это имитация работы.

О деле "вагнеровцев"

- На примере ВСК по арсеналам я вышел на главное, что хотел бы сказать о так называемой операции по "вагнеровцам". На самом деле у меня огромные сомнения, что эта операция вообще проходила в тех тонах, как нам нарисовали.

То, что я увидел, и то, что я знаю из документов: на самом деле СБУ и контрразведка с 2014 года - я сам организовал эту работу - разыскивает, документирует, обнаруживает всех, кто совершал преступления агрессивной войны против нашей страны и наших граждан. В частности контрактники или кадровые военные Российской Федерации, которые были причастны ко всем военным преступлениям: сбивание самолетов, вертолетов, убийства и пытки людей, удержание заложников, расстрелы мирных граждан. По всем ним не просто списки составлены - по каждому организованы расследования.

То, что я вижу, - это действительно часть этой работы, которая публикуется отдельными депутатами. Я бы не сужал вопрос к "вагнеровцам". Я выступаю за то, чтобы СБУ дала при необходимости отчет: сколько сейчас осужденных, сколько разысканных, сколько сейчас в международном розыске лиц, граждан иностранных государств, которые подозреваются в совершении военных преступлений против наших вооруженных сил, наших граждан.

Фото: Апостроф

- У вас определенные сомнения по поводу деталей этой операции? У Службы безопасности недостаточно сил и средств провести подобную операцию или нам показывают определенные вещи?

- Да, нам показывают вещи, которые являются абсолютно непрофессиональными. Речь о том, что вся Украина услышала - мол, один из руководителей спецслужб обсуждал операцию с президентом, у которого сидел глава Офиса президента, еще какой-то чиновник и секретарь президента. Их там сидело пятеро и они обсуждали спецоперацию. Это бред. Говорю это как человек, который дважды руководил спецслужбой. Чтобы руководитель спецслужбы, зная, что речь идет о спецоперации, за которой стоят офицеры, члены их семей, агентура, рисковал их жизнью и рассказывал на совещании о продолжающейся спецоперации? Это бред.

- А кто же тогда должен быть? Только президент?

- С президентом согласовывается. Но я не уверен, что в руководстве СБУ сейчас есть профессионалы. Если они остались, то точно не имеют право ни с кем согласовывать спецоперацию, кроме одного человека - президента. И то, согласовывается лишь то, что является целью спецоперации. А как только будут результаты - будет доклад. Вот так работает настоящая спецслужба Украины.

Я вам приведу более конкретный пример: когда мы задержали пятерых офицеров ГРУ и ФСБ России в Одесской области, то я доложил об этом президенту только тогда, когда они были арестованы и когда их из Одесской области везли в Киев. Если бы я начал докладывать в то время, как они пересекали границу Украины в районе Приднестровья, то ясно, что операция была бы под угрозой срыва. Причем по разным причинам: технически незащищенное помещение, где это обсуждали, предатель внутри, человек, который ошибся как исполнитель. Причин может быть сотни. А единственный критерий успешности деятельности спецслужб - это конкретный результат, а не сорванные результаты.

Главное в этой операции с "вагнеровцами", если она была - результата нет. Результат есть только у КГБ Беларуси, который их задержал. Президент Беларуси использовал эту ситуацию в свою пользу.

- То есть ни ГУР Минобороны, ни СБУ не могли уведомлять высшее руководство государства в лице президента или руководителя Офиса президента?

- Руководителя Офиса президента запрещено законом уведомлять. С президентом согласовывается операция в принципе, если глава СБУ считает необходимым. Более того, никогда этого и не делалось. Поэтому я и удивлен, что именно в этой ситуации вдруг кто-то якобы что-то сделал. У меня в этом большие сомнения.

О бюджете на 2021 год

- Бюджет на 2021 критиковать будете?

- Буду говорить правду. В проекте бюджета, который правительство внесло в Верховную Раду Украины, закладывается огромная дыра - 270 миллиардов гривен. Теперь у меня вопрос: в отношении кого власть планирует эту дыру, недостачу и пустоту бюджета? Есть ответ: субсидии сокращаются для граждан Украины. Причем, сокращаются существенно. Сокращаются социальные выплаты, увеличиваются налоги, особенно для физических лиц-предпринимателей. Вот это нас больше всего беспокоит - микро-предпринимательство. Простой человек, который зарабатывает себе на выживание и, дай Бог, детям. По ним налоги в два или три раза увеличиваются только потому, что правительство живет только внешними заимствованиями.

Фото: pixabay.com

Как профессионал, говорю: у нас есть за счет чего развивать экономику. У нас есть тот двигатель, который надо немедленно запустить. Он называется оборонно-промышленный комплекс - промышленность Украины, если шире. Я уже говорил, что мы, как команда "Батькивщины" в Верховной Раде, не просто наблюдаем, а говорим, что это утопия.

Да, проект бюджета - это утопия. Но как сделать так, чтобы реальностью стало хоть что-то работающее и наполняющее бюджет? Мы говорим: оборонно-промышленный комплекс. Мы сделали, и я внес законопроект об оборонно-промышленном комплексе, то есть о заказе на украинские оборонные предприятия. О создании органа управления, который будет заниматься всеми оборонными предприятиями.

Давайте просто объясню: у нас для ВСУ нужные модули безопасности и санитарные модули. Современные, бронированные, передвижные, теплые, с вентиляцией и тому подобное. Особенно сейчас, ведь коронавирус не обходит и Вооруженные силы Украины. Эти модули можно изготавливать в Украине. Я вам как специалист говорю, что в Днепре, Запорожье и Харькове заводы с удовольствием готовы это делать. Кто заказал хотя бы один этот модуль из этой власти, из этого правительства? Никто. Разве это нормально? А теперь отвечаю, для чего это можно и нужно делать: украинский металл, украинские производители, украинские вооруженные силы - это три составляющие, которые можно и нужно обеспечить. Главное - заработает экономика. Главное, что на Днепровском вагоноремонтном заводе люди сохранят рабочие места. У них появятся зарплаты, а правительство будет направлять конкретный заказ. На передовую до зимы привезут этот модуль.

На самом деле очень много оборонных вопросов могут двигать экономику. Мы не первая страна, которая проходит временную оккупацию, не первая страна, которая защищает свою территорию. Это означает, что мы можем использовать лучший опыт оборонявшихся стран, которые развивали свою промышленность. Это можно и нужно делать.

В проекте государственного бюджета не хватает понимания правительства, что пандемия и коронавирус - это серьезно. Людей надо защищать. Не пугать карантинами, не закрывать школы, а наоборот. Я вспомнил школы: надо инвестировать, чтобы они имели все необходимое, в том числе для дезинфекции помещений и детских туалетов. Чтобы там не распространялся вирус.

По больницам: надо не вторую очередь медицинской реформы Супрун запускать, как это делает правительство проектом госбюджета. Надо остановить этот развал медицины и финансировать каждую отдельную больницу. Моя команда знает, сколько инфекционных больниц в Украине - 18. Берем эти 18 инфекционных больниц и ремонтируем приемные отделения, обустраиваем их по-современному. Хотя бы так, как в Эстонии. Им тоже остались старые советские больницы, но они сделали там современные европейские оборудованные, оснащенные и профинансированные. Так надо действовать.

Фото: Апостроф / Александр Гончаров

К сожалению, в этом проекте бюджета таких подходов нет, даже такие средства не выделяются. Поэтому "Батькивщина" заявила и четко отстаивает, что так будет. Мы будем бороться, чтобы бюджет был социальным и направленным на решение ключевых проблем людей.

- А каким образом местные бюджеты должны покрывать поддержку из центрального бюджета?

- Мы выступаем за то, чтобы это было по-человечески. Центральные органы власти удерживаются гражданами Украины. Граждане Украины как налогоплательщики платят огромные деньги на содержание министерств для того, чтобы именно министерства организовывали работу и знали о каждой школе и ее проблемах. Да, часть проблем могут решить и решают родители. Если вы думали, что я скажу здесь о местных органах власти, то у нас с вами тоже есть дети или внуки. Мы знаем, что родители профинансировали большинство вопросов для того, чтобы школы заработали.

- Но хочется к этому процессу и местные власти добавить.

- Местные выборы сейчас пройдут. Мы отстаиваем, чтобы местные власти сейчас получили полный контроль над местными бюджетами и возможность ими распоряжаться. Для чего нужно центральное правительство во время пандемии? Для того, чтобы увеличивать субвенции и дополнительное финансирование и поставки из центрального бюджета в украинские школы.

В чем нуждаются школы сейчас: первое - это дезинфицирующие лампы, стандартизированные и работающие. Или ультрафиолет специального излучения, или другие излучения, которые уже давно известны в Европе. Для того мы и содержим министерства. Определите, закупите - только не украдите, как сейчас из Фонда по борьбе с коронавирусом, - и поставьте во все украинские школы.

Выделите из бюджета дополнительное финансирование на дополнительные контракты с учителями-пенсионерами. Во-первых, они умные. Во-вторых, если им платить зарплаты, они смогут уменьшить количество людей в классах. Я убежден, что это вопрос к центральной власти.

Кроме того, в украинские школы нужен дополнительный медицинский персонал. Вот вам и ответственность центрального бюджета. Чиновники, которые приходят на эфир, сразу получают амнезию. Они все забыли и помнят только о своих огромных зарплатах.

- У них не амнезия, они просто разделяют ответственность. Если за определенные вещи отвечает местная власть, то она должна это делать, а не кивать на Киев.

- Центральная власть для того и существует, чтобы помогать и способствовать местной, а не отделять ее. Те перебросили все на родителей, а они все решили.

- Дефицит в проекте бюджета составляет 270 млрд грн. Сколько все те вещи, о которых вы говорили, еще потянут по дефициту?

- Это не будет дефицит. Работающая экономика как раз наполняет бюджет. Работает украинская энергетика. Мы выступаем за то, чтобы наконец иметь национальный эгоизм. Надо запускать украинскую экономику, а не распродавать все наружу. Не жить за счет кредитов, а научиться зарабатывать. Для того, чтобы хватало денег, надо перестать воровать во власти, из бюджета и из Фонда по борьбе с коронавирусом.

- Почему вы думаете, что просто воруют? Возможно, эти деньги пошли не туда, куда кто-то хотел.

- Я уже замучился писать о коррупции в НКРЭКУ. Даже там брат, сват, фирмы-прокладки, торговля воздухом. Сколько можно в Украине торговать воздухом и зарабатывать чиновникам, расхищая украинский бюджет. Поэтому и такие долги, такие проблемы на всех государственных энергетических предприятиях. И так в каждой отрасли. Надо очистить и очиститься. Надо взять профессионалов, которые знают, как работает чистый механизм, не разворовывая родную страну.

Читайте также