RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

Проект реформы СБУ: "попытка ослабить государство и президента"?

Стоит ли ослаблять спецслужбу в условиях иностранной агрессии

Стоит ли ослаблять спецслужбу в условиях иностранной агрессии Фото: с сайта СБУ

Тезис, вынесенный в заголовок статьи, который был озвучен председателем Службы безопасности Иваном Бакановым в его последнем интервью "Интерфаксу", на первый взгляд может показаться полемическим перехлестом. Однако детальный анализ законопроекта депутатской рабочей группы №3196-Д демонстрирует: основания для такой резкой оценки имеются.

Немного предыстории. Сомнений в необходимости серьезной реформы СБУ не было ни у кого – ни у нового президента и нового руководства СБУ, ни у новой Верховной Рады, ни у экспертов, ни у наших западных партнеров. Хотя еще экс-президент Петр Порошенко провозглашал начало коренного реформирования ведомства, но в результате многие политические оппоненты обвиняли главу государства в том, что он превратил СБУ в инструмент для преследования политических оппонентов и для "решения" собственных материальных интересов и контроля над бизнесом.

В середине марта 2020 года Владимир Зеленский подал в Верховную Раду неотложный законопроект о реформе СБУ, разработанный в сотрудничестве с партнерами Украины в ЕС и НАТО. Тем не менее, президентский проект подвергся критике и у нас, и в Европе. Главная претензия – сохранение права СБУ расследовать экономические преступления. По мнению критиков, это сохраняло возможности коррупции в Службе.

Без меня меня женили. То есть, реформировали

Законопроект отправили на доработку в Комитет по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки. Рабочую группу депутатов возглавила заместитель председателя комитета, народный депутат от "Слуги народа" Марьяна Безуглая. Ей 32 года, высшее образование она получила по специальности "Общая практика - семейная медицина". Молодая врач-"семейник" ранее продемонстрировала "незаурядные" знания в разных сферах – политике, экономике.

Когда Безуглая баллотировалась в нардепы от "слуг" по мажоритарному округу в Киеве, в процессе переписки в Facebook с адвокатом Алексеем Шевчуком, она не смогла дать конкретных ответов на вопросы Шевчука о собственном видение идеи либертарианства "Слуги народа", о дате учредительного съезда партии и об уставе политсилы. И упрекнула адвоката в троллинге.

А уже будучи депутатом от "СН", в эфире одного из украинских телеканалов Марьяна не смогла ответить на вопрос, сколько в Украине стоит молоко и яйца, а также посоветовала пенсионерам, которые не имеют возможности купить сезонные ягоды и мясо, - заказывать продукты онлайн.

В состав рабочей группы попало немало столь же "компетентных" нардепов, которые в итоге перелицевали президентский проект до неузнаваемости. В итоге из авторов законопроекта №3196-Д даже исчезла фамилия Зеленского. 21 октября комитет рекомендовал Верховной Раде рассмотреть и принять в первом чтении законопроект, доработанный под руководством Безуглой.

Вообще-то закон "О национальной безопасности" предусматривает: именно Служба должна разработать изменения к закону "О СБУ", отмечает в своем интервью Баканов. И затем подавать его президенту, чтобы глава государства внес его на рассмотрение ВР. Это вполне естественная норма законодательства в важнейшей и очень чувствительной сфере национальной безопасности. Поэтому нельзя разрабатывать закон о СБУ без самой СБУ, считает Иван Баканов.

"Семейники" посчитали иначе. Формально представители СБУ были включены в рабочую группу, но потом произошел финт: финальная редакция текста проекта появилась за несколько дней до регистрации. И после этого, фактически, ее уже ни один депутат комитета с СБУ не обсуждал.

То есть, Службе дали понять: не достойна сама себя реформировать, у врачей лучше получится. Кстати, корреспонденты европейских изданий считают совсем иначе.

В статье британского журналиста Генри Ст. Джорджа говорится, что хотя влияние сторонних интересов на судебную систему Украины и замедлило обещанные Зеленским реформы, прогресс в очистке украинской власти все же наметился. В частности, отмечает он, пример Службы безопасности Украины под руководством Ивана Баканова доказывает, что даже организации с богатым советским прошлым можно перестроить и модернизировать.

В нынешних условиях реформа СБУ была вопросом национальной безопасности – и сильно влияла на другие европейские страны, учитывая стратегическое положение Киева и его ключевую роль в обеспечении безопасности континента. Под руководством главы СБУ Ивана Баканова, который находится на этом посту с августа 2019 года, отмечает корреспондент, "контора" доказала свою эффективность. "Сам не будучи продуктом дореформенной СБУ, Баканов не попал под давление пророссийских сил и коррумпированных политиков, в отличие от своих предшественников", – пишет британский журналист.

Что же насочиняли врачи-"семейники"

Под пером "специалистов" из комитета ВР законопроект приобрел черты скорее "национальной опасности", поскольку больше похоже, что направлен на кардинальное ослабление (если не разрушение) СБУ.И это особенно опасно в условиях необъявленной войны, развязанной путинской Россией. Итак, по порядку.

Под предлогом "раздутости штатов" ("врачи" сравнивают обычно с "огромной" Эстонией) комитетчики из ВР планируют сокращать примерно на 2 тыс. сотрудников ежегодно: из нынешних 31 тыс к 1 января 2027 года должно остаться 15 тыс. (в "особенный период", который действует сейчас, граничное число сотрудников составит 20 тысяч).

Повторимся – это происходит в военное время. И война эта является гибридной, что диктует действия с точностью до наоборот: мобилизовать как можно больше подготовленных спецслужбистов для противодействия противнику на "незримом фронте". Ведь, по оценкам экспертов, общая численность только ФСБ РФ, по данным специалистов, составляет около 200 тысяч человек без учета численности других российских спецслужб.

К тому же сокращение личного состава не будет сопровождаться повышением зарплат, поскольку заключительными положениями законопроекта установлены понижающие коэффициенты. Нетрудно предположить, что и оставшиеся сотрудники крепко задумаются, оставаться ли им на службе. Они очень даже затребованы в коммерческих охранных структурах, и оплата там на порядок выше.

Тем более, что "семейники" под лозунгом "демилитаризации СБУ" задумали поменять статус сотрудников Службы. Они теперь не будут военнослужащими, а кем-то вроде полиции. Для них будут вводиться специальные звания, которые, например, сейчас носят "цивильные" - сержант полиции, майор полиции, подполковник полиции и т. д.

"Для некоторых сотрудников такое решение оправдано. Но как быть с военной контрразведкой, которая входит в состав СБУ? Они живут вместе с Вооруженными силами, Нацгвардией, пограничниками и выявляют факты государственной измены. Как быть с тем, что масса эсбэушников привлекается к выполнению боевых задач в зоне АТО/ООС? И что делать с "Альфой"? Это боевые офицеры, которые должны жить по уставу и выполнять задания строго по приказу. Регламент работы военнослужащего и гражданского полицейского очень отличаются, и СБУ должна включать оба принципа", - возмущается отставной генерал-лейтенант и экс-первый заместитель председателя СБУ Александр Скибинецкий.

Проект также предусматривает лишение СБУ функции проведения оперативно-технических мероприятий, а также полномочий на досудебное расследование (до 2024 – уголовных расследований, до 2026 вообще всех). Интересно, как представляют себе "врачи-безопасники" обеспечение безопасности внутри страны, после того как из рук СБУ фактически выбьют оружие борьбы с шпионажем, терроризмом и преступностью?

Интересно, читали ли авторы законопроекта рекомендации ПАСЕ, которые называют международные оргпреступность, терроризм и распространение оружия опасными угрозами для внутренней и внешней безопасности, нуждающимися в повышенном внимании спецслужб? А Европол считает оргпреступность даже более опасной угрозой, нежели терроризм.

Ныне бывает очень трудно отделить деятельность ОПГ от деятельности российских спецслужб. По словам Баканова, только за последние 2 года СБУ разоблачило 120 организованных преступных группировок, которые имели влияние на местную власть за счет разветвленных коррупционных связей, своих представителей во власти, легализации бизнеса и отмывания средств. И есть доказательства, что некоторые из этих ОПГ га Востоке использовали российские спецслужбы. В том числе, для проникновения российских финансово-промышленных групп в стратегические отрасли украинской экономики.

А кто будет расследовать с 1 января 2026 года дела о терроризме, шпионаже, государственной измене и др.? В Украине просто не существует таких органов. Новые создавать? Или, может, полицейских обучать охотиться на вражескую агентуру? При всем уважении – не приспособлены.

И "вишенка на тортике" в законопроекте наших" семейных эскулапов": ликвидация территориальных подразделений Службы безопасности Украины. Это уже разрушение спецслужбы, своего рода вивисекция ее органов.

"Слуги" - против президента?

Парадокс, но под руководством члена фракции президентской партии "Слуга народа" Марьяны Безуглой, похоже, происходит уничтожение власти Президента. Напомним, к тому же - лидера ее же партии.

Во-первых, разрушается основной инструмент деятельности главы государства в сфере его ответственности – сфере национальной безопасности.

Во-вторых, Президента пытаются "отодвинуть" и от тех развалин СБУ, которые останутся после реализации "реформаторского" проекта врача-"семейника" Безуглой энд компани.

"Четко прослеживается желание ограничить конституционное право президента Украины выбирать кандидатуру на должность председателя СБУ и право Верховной Рады – утвердить эту кандидатуру по его представлению", - считает Иван Баканов.

"Конечная цель – выбить спецслужбу из подчинения президента Украины. А уж кому подвести ее в подчинение? Смотрите пункт А, когда говорим о Национальном антикоррупционном бюро", - считает, в свою очередь, политолог Андрей Вигиринский.

Предлагается даже, чтобы сроки полномочий председателя СБУ не совпадали со сроками каденции президента. Это граничит с фактическим выведением службы из-под президентской вертикали и покушение на его конституционные полномочия.

Кстати, проект Безуглой предполагает создание при парламенте комитета по вопросам контроля за специальными и разведывательными органами, которому будет подотчетна СБУ. Кроме того, должен появиться специальный экспертный надзорный орган, который получит, в том числе, доступ к информации и помещениям СБУ. Если это осуществится, то в условиях подобной "супер-открытости" на СБУ как на спецслужбе можно будет поставить крест. Это все равно, что выставить все секретные файлы Службы в Интернет.

И это к вопросу о том, под чей контроль перейдет СБУ по замыслу "семейных врачей". Такое впечатление, что Зеленского стремятся превратить в "английскую королеву". Но дело тут не только и не столько в личности президента, главное – работа важнейшей институции.

А от СБУ после всех этих манипуляций, после ее лишения основных оперативных функций и "обрезания" территориальных управлений останется только большая думающая голова в Киеве на ул. Владимирской. Без рук и без ног, не способная ни драться с врагом, ни бегать за террористами и "гибридными" диверсантами в бизнес-сфере.

Никто не отменял принципа "кому выгодно?" И поневоле задумаешься над словами Ивана Баканова, когда он отмечает ,что не удивится, если за законопроектом врачей-"семейников" могут стоять российские спецслужбы.

Читайте также